Решение б/н Решение по жалобе ИП.................. от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/193-2018

о признании жалобы обоснованной

 

22 июня 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

…………... – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

…………... – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

…………... – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Дениса Андреевича (далее – Заявитель) на действия Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области (далее – Заказчик) при осуществлении закупки «Работы по благоустройству общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152300008318000010) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей Заказчика – ……………….)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила (вх. № 5328 от 15.06.2018) жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5162 от 18.06.2018) Заказчиком были представлены (вх. № 5537 от 21.06.2018) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 30.05.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 10880124 рубля.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 18.06.2018 поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 21.06.2018 три участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 9792111,59 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 21.06.2018, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «АртРемСтрой».

 

 

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В жалобе Заявителя указано:

«Требования к значениям показателей (характеристик) (Далее по тексту - Требования) содержатся в Приложение № 2 к заказу на выполнение работ (Приложение № 1 к документации).

1.1. Позицией 1 Требований Заказчик установил требования к материалу Щебень из природного камня для строительных работ марки 800, фракция 20-40 мм или эквивалент: Содержание глины в комках, показатель должен не превышать ноль целых пять десятых % по массе; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не менее пятнадцати % по массе; Содержание пылевидных и глинистых частиц, показатель должен быть менее трех % по массе; Содержание зерен слабых пород, предлагаемый показатель должен быть > пяти % по массе.

Согласно п. 5.3 ГОСТ 8267-93, соответствия товара которому требует Заказчик, Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют:

- зерновой состав;

- содержание пылевидных и глинистых частиц;

- содержание глины в комках;

- содержание зерен слабых пород.

В соответствии с п. 5.4. ГОСТ 8267-93 При периодических испытаниях определяют:

- один раз в 10 сут - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;

Таким образом, у одного производителя показатели содержания зерен слабых пород, содержания пылевидных и глинистых частиц, и содержания глины в комках ежедневно могут быть разные, а показатель содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы могут изменяться не менее чем 1 раз в 10 дней. Ни производитель, ни участник закупки не в состоянии спрогнозировать, каким будет значение указанных показателей в день закупки товара.

Таким образом, значение требуемых Заказчиком показателей устойчивости при хранении и сцепления с минеральными материалами могут изменяться не реже чем 1 раз в месяц и ни производитель материала, ни участник закупки не в состоянии достоверно установить, какими будут значения указанных показателей в момент закупки товара для производства работ.

1.2. Позицией 2 Требований Заказчик установил требования к материалу Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные) марка II, тип Б или эквивалент: Предел прочности при сжатии при температуре 0°С (дорожно-климатическая зона Омская обл.) , предлагаемый показатель должен быть > девяти МПа; Предел прочности при сжатии при температуре 50°С (дорожно-климатическая зона Омская обл.) , предлагаемый показатель должен быть > ноль целых девять десятых МПа; Содержание битума в асфальтобетонной смеси, предлагаемый показатель не должен быть > 6,5%; Предел прочности при сжатии при температуре 20°С (дорожно-климатическая зона Омская обл.), предлагаемый показатель не должен быть > две целых пять десятых Мпа.

Согласно п. 6.5 ГОСТ 9128-2013, соответствия материалу которому требует Заказчик, Для проверки соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания. В соответствии с п. 6.6. того же стандарта При приемо-сдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют:

- температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или накопительного бункера;

- зерновой состав минеральной части смеси;

- содержание вяжущего;

- водонасыщение;

- предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, 20 °С и водостойкость - для горячих смесей;

- предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость (два-три раза в смену) для холодных смесей. Вышеуказанные показатели для холодных смесей определяют до прогрева.

Таким образом, значение требуемых Заказчиком показателей содержания вяжущего и пределов плотности может чем быть различными в каждой партии и ни производитель материала, ни участник закупки не в состоянии достоверно установить, какими будут значения указанных показателей в момент закупки товара для производства работ.

Исходя из положений документации об электронном аукционе, значения вышеперечисленных показателей, требуемых Заказчиком, однозначно должны быть представлены одним, конкретным значением. Однако конкретные значения этих показателей могут быть известны лишь участнику закупки после приобретения товаров, прошедших испытания. Заказчик не обосновывает свою потребность в указании столь подробного состава материалов и то, какое влияние на результат работ окажет указание в заявке участника закупки конкретных показателей а не диапазонных показателей, установленных действующими стандартами.

Согласно Письму ФАС России от 01.06.2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению, заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава используемых материалов ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

2. Позицией 1 Требований Заказчик установил требования к материалу Щебень из природного камня для строительных работ марки 800, фракция 20-40 мм или эквивалент: Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости не должна превышать двадцать семь %; Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости свыше 10 %; Показатель, насыщение в растворе серно-кислого натрия - высушивание: число циклов должно не превышать пятнадцати циклов; Замораживание - оттаивание: потеря массы после испытания, показатель должен не превышать десять %; Насыщение в растворе серно-кислого натрия - высушивание: потеря массы после испытания не должно быть менее трех %.

Согласно п. 5.12. ГОСТ 8267-93 Результаты приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают:

- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

- номер и дату выдачи документа;

- наименование и адрес потребителя;

- номер партии и количество щебня (гравия);

- номер вагона или номер судна и номера накладных;

- зерновой состав щебня (гравия);

- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;

- содержание дробленых зерен в щебне из гравия;

- содержание глины в комках;

- содержание пылевидных и глинистых частиц;

- марку щебня (гравия) по прочности (дробимости);

- содержание зерен слабых пород;

- морозостойкость щебня (гравия);

- насыпную плотность щебня (гравия);

- удельную эффективную активность естественных радионуклидов щебня (гравия);

- устойчивость структуры щебня против распадов;

- содержание вредных компонентов и примесей;

- обозначение настоящего стандарта.

Кроме того, по требованию потребителя в документе указывают минералого-петрографическую характеристику гравия и горной породы, из которой производят щебень, а также истинную и среднюю плотность, пористость, пустотность и водопоглощение.

Таким образом, даже при наличии товара и сопровождающего его документа о качестве участник закупки не в состоянии указать в первой части заявки достоверные сведения о значении показателей требуемых Заказчиком характеристик, так как наличие этих показателей в документе о качестве не предусмотрено действующим стандартом.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Однако соответствие материала действующим стандартам подтверждается производителем согласно правилам, установленным стандартами. При этом Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки самостоятельно определять значения характеристик, не указанных в документах о качестве материала.

Установленное Заказчиком требование о предоставлении конкретных показателей характеристик Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости, Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости, насыщение в растворе серно-кислого натрия - высушивание: число циклов, Замораживание - оттаивание: потеря массы после испытания и Насыщение в растворе серно-кислого натрия - высушивание: потеря массы после испытания не предусмотрено Законом о контрактной системе, является избыточным и ограничивает количество участников закупки.

3. Позицией 2 Требований Заказчик установил требования к сырью, из которого изготовлен материал Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные) марка II, тип Б или эквивалент: к битуму, минеральному порошку и щебню. По каждому показателю данных видов сырья участники обязаны предоставить конкретные значения показателей (которые, в том числе, так же становятся известными в момент проведения испытаний)».

Изучив Приложение № 2 «Товары, используемые при выполнении работ» к заказу на выполнение работ (Приложение № 1 к документации об аукционе), Комиссия установила, что в отношении вышеуказанных товаров действительно установлены избыточные требования, о чем обоснованно указано в жалобе Заявителя.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что на участие в аукционе поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

При данных обстоятельствах Комиссия считает, что избыточные требования к товару, используемому при выполнении работ, не повлияли на результаты осуществления закупки, доказательств обратного в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлено.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Дениса Андреевича на действия Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области при осуществлении закупки «Работы по благоустройству общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152300008318000010).

 

2. Признать в действиях Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

 

  1. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны