Решение б/н Решение по жалобе ООО "Строй Лес" от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/194-2018

о признании жалобы частично обоснованной

 

22 июня 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

…………. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

…………. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

…………. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Дениса Андреевича (далее – Заявитель) на действия Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области (далее – Заказчик) при осуществлении закупки «Работы по благоустройству общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152300008318000010) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей Заказчика – …………….)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила (вх. № 5328 от 15.06.2018) жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5162 от 18.06.2018) Заказчиком были представлены (вх. № 5537 от 21.06.2018) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 30.05.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 10880124 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 18.06.2018 поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 21.06.2018 три участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 9792111,59 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 21.06.2018, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «АртРемСтрой».

 

 

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования, установленные данной статьей.

В жалобе указано: «В извещении, опубликованном на сайте http://zakupki.gov.ru , заказчик указал:

  • код закупки (ИКЗ) 183552400136055240100160100014211000».

При этом в разделе 37 «Условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившимися от заключения контракта» документации об аукционе и в проекте контракта указан иной ИКЗ: 173552400136055240100105270014211244.

По мнению заявителя, «В документации заказчика присутствуют разночтения, которые вводят в заблуждение, т.к. идентификационный код закупки (ИКЗ) обеспечивает связь между документами, установив данные разночтения, можно сделать вывод, что опубликованная документация не имеет никакого отношения к извещению, опубликованному на сайте, заказчик нарушил закон о контрактной системе».

Комиссия признает довод обоснованным, вместе с тем отмечает, что данное нарушение носит формальный характер и не влияет на права участников закупки.

 

3.2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В жалобе также указано:

«В извещении, опубликованном на сайте http://zakupki.gov.ru , заказчик указал:

При этом в проекте муниципального контракта разделе 1. «Предмет контракта» установлено:

«1.2 Срок выполнения работ: начало срока – со дня заключения контракта; окончание срока – через 30 дней со дня заключения контракта».

Данная информация вводит участников закупки в заблуждение, является недостоверной и не позволяет установить реальный срок выполнения работ.

Таким образом, Заказчиком нарушен п. 2 ч. 3 ст. 21, п. 2 ст. 42, а также ч. 3 ст. 7 ФЗ № 44: «Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной».

Действительно срок выполнения работ, указанный в пункте 1.2 проекта контракта не соответствует сроку завершения работы, указанному в извещении, что противоречит части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, Комиссия признала довод жалобы обоснованным.

 

3.3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В жалобе Заявителем указано:

«1) В разделе «Товары, используемые при выполнении работ» позиции «Щебень из природного камня для строительных работ марки 800, фракция 20-40 мм или эквивалент» заказчик устанавливает:

Требуемое значение характеристики товара

Ед.изм.

Требуемое значение характеристики товара

Ед.изм.

Марка по морозостойкости щебня не должна быть менее

ста

 

F

Устанавливая единицу измерения «F» заказчик вводит участников закупки в заблуждение, так как согласно ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин «F» - фарад, это обозначение единицы измерения электрической емкости.

Согласно ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

2) В разделе «Товары, используемые при выполнении работ» позиции «Щебень из природного камня для строительных работ марки 800, фракция 20-40 мм или эквивалент» заказчик устанавливает:

Требуемое значение характеристики товара

Ед.изм.

Требуемое значение характеристики товара

Ед.изм.

Потеря массы щебня при распаде, показатель должен быть > указанного значения

трех

 

%

Согласно ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)

Устанавливая требование «Потеря массы щебня при распаде, показатель должен быть > трех %» заказчик противоречит ГОСТ 8267-93. Если участник закупки укажет в заявке на участие например, потеря массы щебня при распаде 6% , 7% или 8%, то представленные требования будут противоречить ГОСТ, так как для марки по дробимости щебня потеря массы при распаде должна составлять не более 5%».

Изучив Приложение № 2 «Товары, используемые при выполнении работ» к заказу на выполнение работ (Приложение № 1 к документации об аукционе), ГОСТ 8267-93, Комиссия согласилась с доводом жалобы в части некорректных требований к используемому товару по указанным позициям.

 

3.3.2. В жалобе также указано:

«В разделе «Товары, используемые при выполнении работ» позиции «Бетон тяжелый, класс В15 (М200) или эквивалент» заказчик устанавливает:

«класс В15 (М200)»

В ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» зафиксировано:

В ГОСТ 26633-2015 отсутствует показатель характеристики бетона с обозначением М200 или М50 или М100. Заказчиком до сих пор используется недействующий ГОСТ 26633-91«Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», который устанавливал этот показатель, в частности:

Screenshot_2

Таким образом, Заказчик опирался при описании объекта закупки на недействующий ГОСТ, нарушая п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 26.07.2017) (Далее – ФЗ № 44), гласящего, что «заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться» следующим правилом: «использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика».

Заказчик может их не использовать, но при этом в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что закреплено в том же пункте ст. 33 ФЗ № 44. Однако такое обоснование отсутствует в аукционной документации.

Следовательно, Заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44».

Комиссия не согласилась с данным доводом, учитывая следующее.

В указанной позиции наряду с маркировкой бетона согласно ГОСТ26633-2015 – В15 в скобках указана старая и общеизвестная маркировка бетона (М200).

Комиссия признала довод жалобы необоснованным, учитывая, что указание маркировки бетона в соответствии как с действующим так и с недействующим ГОСТ не могли повлиять на результат проведения аукциона и ввести в заблуждение участников закупки.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

 

3.4. Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Жалоба содержит следующий довод:

«В разделе «Товары, используемые при выполнении работ» позиции «Скамья на железобетонных ножках или эквивалент» отсутствует указание на такие характеристики товара как размеры скамьи, материал изготовления и другие возможные.

Следовательно, не указав в позиции «Скамья…» Технического задания документации об Аукционе характеристики товара, Заказчик допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогично в позиции «Светильник парковый "Шар венчающий" или аналог».

 

Комиссия установила, что Приложением № 2 «Товары, используемые при выполнении работ» к заказу на выполнение работ (Приложение № 1 к документации об аукционе) предусмотрено, что при выполнении работ будут использованы такие товары, как «Скамья на железобетонных ножках или эквивалент»; «Светильник парковый «Шар венчающий» или аналог».

Комиссия признала довод необоснованным, учитывая, что в нарушением части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств того, что отсутствие значений показателей могут привести к невозможности использования при выполнении работ указанного товара.

 

3.5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В жалобе Заявителя указано:

«В позиции «Щебень из природного камня для строительных работ марки 800, фракция 20-40 мм или эквивалент» заказчик установил требования:

 

Крупность (фракция)

свыше 10 до 20; свыше 20 до 40

 

мм

Марка по дробимости щебня должна быть не ниже

шестьсот

 

Марка

Марка по морозостойкости щебня не должна быть менее

ста

 

F

Щебень должен быть из изверженных пород

Изверженная

 

порода

Потеря массы щебня при распаде, показатель должен быть > указанного значения

трех

 

%

Содержание глины в комках, показатель должен не превышать

ноль целых пять десятых

 

% по массе

Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должна быть

Не ниже трех

 

группа

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не менее

пятнадцати

 

% по массе

Содержание пылевидных и глинистых частиц, показатель должен быть менее указанного значения

трех

 

% по массе

Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости не должна превышать

двадцать семь

 

%

Марка по истираемости щебня должна быть

И1 или И2 или И3

 

марка

Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости

свыше 10

 

%

Показатель, насыщение в растворе серно-кислого натрия - высушивание: число циклов должно не превышать

пятнадцати

 

Число циклов

Содержание зерен слабых пород, предлагаемый показатель должен быть > указанного значения

пяти

 

% по массе

Замораживание - оттаивание: число циклов, показатель должен не превышать

двухсот

 

Число циклов

Замораживание - оттаивание: потеря массы после испытания, показатель должен не превышать

десять

 

%

Насыщение в растворе серно-кислого натрия - высушивание: потеря массы после испытания не должно быть менее

трех

 

%

Значение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов

св.370 до 1500

 

Бк/кг

 

В позиции «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные) марка II, тип Б или эквивалент» заказчик установил требования:

 

Марка, предлагаемый показатель должен соответствовать указанному значению

I; II

 

Марка

Тип, предлагаемый показатель должен соответствовать указанному значению

А; Б

 

Тип

Наибольший размер минеральных зерен

до 40

 

мм

Вид асфальтобетонной смеси/асфальтобетона в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен, предлагаемый показатель должен соответствовать указанному значению

горячая мелкозернистая; горячая крупнозернистая

 

вид

Предел прочности при сжатии при температуре 0°С (дорожно-климатическая зона Омская обл.) , предлагаемый показатель должен быть > указанного значения

девяти

 

МПа

Максимальная температура асфальтобетонной смеси при отгрузке, предлагаемый показатель не должен быть > указанного значения

155

 

°С

Пористость минеральной части асфальтобетона, предлагаемый показатель не должен быть > указанного значения

22

 

%

Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия

Не более 5

 

%

Предел прочности при сжатии при температуре 50°С (дорожно-климатическая зона Омская обл.) , предлагаемый показатель должен быть > указанного значения

ноль целых девять десятых

 

МПа

Содержание битума в асфальтобетонной смеси, предлагаемый показатель не должен быть > указанного значения

6,5

 

%

Предел прочности при сжатии при температуре 20°С (дорожно-климатическая зона Омская обл.), предлагаемый показатель не должен быть > указанного значения

две целых пять десятых

 

МПа

Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, предлагаемый показатель не должен быть > указанного значения

0,20

 

 

Водостойкость при длительном водонасыщении, предлагаемый показатель не должен быть > указанного значения

0,7

 

 

Минимальная температура асфальтобетонной смеси при отгрузке, предлагаемый показатель не должен быть < указанного значения

140

 

°С

Остаточная пористость, по объему, предлагаемый показатель должен быть < указанного значения

десять

 

%

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин

3,0-6,5

 

МПа

 

Аналогичные требования заказчик установил на протяжении всего раздела.

Учитывая выше сказанное, мы как участники не имеем возможности направить соответствующую заявку на участие в аукционе по причине недостоверных сведений о конкретном значении показателей результатов испытаний товаров, так как не имеем данного товара в наличии.

Требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по всему разделу Приложения.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе».

Изучив Приложение № 2 «Товары, используемые при выполнении работ» к заказу на выполнение работ (Приложение № 1 к документации об аукционе), Комиссия установила, что в отношении вышеуказанных товаров действительно установлены избыточные требования, о чем обоснованно указано в жалобе Заявителя.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что на участие в аукционе поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

При данных обстоятельствах Комиссия считает, что избыточные требования к товару, используемому при выполнении работ, не повлияли на результаты осуществления закупки, доказательств обратного в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлено.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Строй Лес» на действия Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области при осуществлении закупки «Работы по благоустройству общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152300008318000010) в части допущенных противоречий в документации об аукционе, а также установления избыточных требований к используемому при выполнении работ товару.

 

2. Признать в действиях Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

 

  1. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны