Решение б/н Решение по делу №03-10.1/195-2015 по жалобе ОАО "СОГАЗ" на д... от 17 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
 17 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/195-2015

о признании жалобы обоснованной

 

11 июня 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя комиссии;

«…………..» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее - заявитель, Общество, ОАО «СОГАЗ») на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - заказчик, УМВД России по Омской области) при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО в количестве 1224 единиц подчиненного государственному заказчику учреждения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (извещение № 0152100006715000085) (далее - открытый конкурс),

в присутствии представителей:

заявителя - «…………..» (доверенность № Ф69-13/15 от 01.04.2015), «…………..» (доверенность № Ф76/15 от 19.03.2015);

заказчика - «…………..» (доверенность № 1/55 от 03.02.2015); «…………..» (без доверенности); «…………..» (без доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступила (вх. № 5341 от 05.06.2015) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса.

Заявитель считает, что конкурсная документация разработана заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе), поскольку установленный заказчиком в конкурсной документации показатель «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема на территории города Омска» по критерию оценки заявок на участие в открытом конкурсе «Квалификация участников закупки» ограничивает круг предполагаемых участников конкурса и исключает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, оказывающими необходимые услуги по государственным контрактам.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5562 от 08.06.2015) заказчиком были представлены материалы открытого конкурса, а также пояснения в отношении доводов жалобы (вх. № 5486 от 10.06.2015).

Из представленных материалов следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе 15.05.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком были размещены извещение № 0152100006715000085 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 7728 620,74 руб.

 

 

27.06.2015 заказчиком размещались разъяснения положений конкурсной документации.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 09.06.2015 на участие в открытом конкурсе подано семь заявок (ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ», ЗАО СК «Транснефть», СОАО «ВСК», ООО СК «Согласие», ОСАО «Ингосстрах», ООО «Росгосстрах»).

Согласно конкурсной документации дата окончания срока рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлена заказчиком 17 июня 2015 года.

 

3. В результате рассмотрения жалобы ОАО «СОГАЗ», представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала обоснованной жалобу, исходя из следующего.

Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 указанной статьи порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила оценки заявок).

Согласно пункту 1 раздела I Правил оценки заявок настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно части 5 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 и пунктом 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены заказчиком в разделе 31 части II «Информационная карта» конкурсной документации (далее - ИКК).

Из содержания данного раздела следует, что заказчиком был установлен, в том числе  критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе «Квалификация участников закупки» с величиной значимости 20% и коэффициентом значимости – 0,2.

При этом в пункте 3 указанного раздела в отношении данного критерия предусмотрены следующие показатели:

 

 

№ п/п

Наименование показателя критерия оценки

«Квалификация участников закупки»

Значимость показателя, %

Коэффициент значимости показателя (КЗ)

1

Рейтинг надежности Страховщика, присвоенный рейтинговыми агентствами (подтверждается предоставляемой участником открытого конкурса копией действующего свидетельства рейтингового агентства) 

40

0,4

2

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: общая сумма заключенных в период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 2015 года № 94-ФЗ, от 05.04.2013 № 44-ФЗ и исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) контрактов на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в рублях (подтверждается предоставляемыми участником открытого конкурса копиями соответствующих исполненных контрактов) или в форме таблицы Приложение № 6.7 к заявке на участие в конкурсе Формы 6: «Форма предложений о цене контракта, качестве оказываемых услуг и квалификации участника»

60

0,6

 

 

 

Вместе с тем, в подпункте 2 данного пункта 3 предусмотрено количество баллов, присуждаемое заявке по показателю критерия в соответствии с установленным предельно необходимым максимальным значением:

 

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема на территории города Омска: общая сумма заключенных в период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ,  от 05.04.2013 № 44-ФЗ и исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) контрактов на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в рублях (подтверждается предоставляемыми участником открытого конкурса копиями соответствующих исполненных контрактов или в форме таблицы Приложение № 6.7 к заявке на участие в конкурсе Формы 6: «Форма предложений о цене контракта, качестве оказываемых услуг и квалификации участника»

Количество присваиваемых

баллов

Предельно необходимое максимальное значение: 10 000 000,00 рублей

Max – 100 баллов

При отсутствии указанного опыта, либо отсутствии вышеуказанных сведений в форме таблицы Приложение № 4 к заявке на участие в конкурсе» РАЗДЕЛА 1.2.1. «Форма заявки на участие в конкурсе с приложениями» или ином виде.

Min – 0 баллов

 

В жалобе заявитель указывает: «Установление подобных показателей ограничивает круг предполагаемых участников конкурса и исключает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, оказывающими необходимые услуги по государственным контрактам, и компаниями, имеющими опыт по оказанию подобных услуг, тем самым нарушает требования антимонопольного законодательства.

ОСАГО определяется соответствующим Федеральным законом, в котором никаких отличий между субъектами Федерации не предусмотрено, соответственно нет оснований полагать, что опыт ОСАГО на других территориях чем-то отличается от опыта на территории г.Омска.

ОАО «СОГАЗ» оказывает услуги страхования на всей территории Российской Федерации, в том числе и муниципальным заказчикам.

Выдвинутые в конкурсной документации требования, выражающиеся в предоставлении информации о количестве заключенных государственных и/или муниципальных контрактов, ограниченных только территорией г. Омска, абсолютно не имеют никакого отношения к составлению объективной оценки квалификации участника указанного конкурса, квалификация участника конкурса не может быть ограничена определенной территорией Российской Федерации».

Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В преамбуле Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон об ОСАГО) указано: «В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - международные системы страхования)».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона об ОСАГО Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона об ОСАГО установлено, что основными принципами обязательного страхования являются:

гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона об ОСАГО страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков. Услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).

Различий Федеральный закон об ОСАГО между субъектами Российской Федерации не предусматривает, услуги оказываются на всей территории Российской Федерации одинаково, соответственно нет оснований полагать, что опыт ОСАГО на других территориях чем-то отличается от опыта на территории г. Омск.

Следовательно, установив в конкурсной документации показатель «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема на территории города Омска» по критерию оценки заявок на участие в открытом конкурсе «Квалификация участников закупки», заказчик ограничил количество участников закупки, в связи, с чем Комиссия признала жалобу заявителя  обоснованной.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ОАО «СОГАЗ» на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО в количестве 1224 единиц подчиненного государственному заказчику учреждения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (извещение № 0152100006715000085).  

 

2. Признать в действиях Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области и его единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя Комиссии

«…………..»

Члены Комиссии:

«…………..»

 

«…………..»

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/195-2015

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

11 июня 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«…………..» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области  при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО в количестве 1224 единиц подчиненного государственному заказчику учреждения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (извещение № 0152100006715000085) (далее - открытый конкурс),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 11.06.2015 № 03-10.1/195-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области и его единой комиссии в срок до 25.06.2015

- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (извещение № 0152100006715000085);

- аннулировать открытый конкурс (извещение № 0152100006715000085).

 

2. Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 26.06.2015 с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «…………..»

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель председателя Комиссии

«…………..»

Члены Комиссии:

«…………..»

 

«…………..»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны