Решение б/н Решение по жалобе ООО "Стройинвест" от 15 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/206-2016

о признании жалобы необоснованной

 

10 августа 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель, Общество) на действия Главного управления контрактной системы Омской области  (далее – уполномоченный орган) при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Омск - Муромцево - Седельниково, участок км 155+700 - км 185+500 (выборочно) в Муромцевском муниципальном районе Омской области» для нужд Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее – Заказчик) путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152200004716000340) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. № 5871 от 03.08.2016) жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5357 от 05.08.2016) уполномоченным органом были представлены (вх. № 6016 от 09.08.2016) материалы закупки, из которых следует, что 19.07.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) размещены извещение и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 80000000 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 05.08.2016 заявка Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 № 1457 (далее – Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года запрещено организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее – Перечень) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015).

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

Пункт 1 раздела 23 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об электронном аукционе содержит запрет на выполнение работ для обеспечения государственных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457.

Комиссией установлено, что в пункте 2.2 раздела 27 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» установлено, что вторая часть заявки должна содержать:

 «2.2. документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 раздела 23 документации, в том числе будет устанавливаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, направляемой оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона».

Заявитель утверждает, что Заказчик не предусмотрел представление в составе заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям.

Комиссия не согласилась с доводом Заявителя в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 – 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе, копию документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица).

Учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит вид подтверждающего документа, то соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления № 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в вышеуказанных документах. Таким образом, дополнительного предоставления участником закупки в составе заявки каких-либо документов не требуется.

Исходя из изложенного, Комиссия признала довод необоснованным.

3.2. В жалобе заявителем указано на нарушение заказчиком, уполномоченным органом положений Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2016 года № 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» (далее – Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 № 182) не установивших в документации об аукционе условия о том, что «если участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта, то к таким участникам не устанавливается требование обеспечения исполнения контракта».

Не соглашаясь с доводом Заявителя, уполномоченным органом представлены следующие возражения:

«Положения части 8 статьи 96 Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное учреждение. Постановлением Правительства Российской Федерации № 182 от 11 марта 2016 года «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» (далее - Постановление) установлено право, а не обязанность заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случаях предусмотренных Постановлением. Если заказчик не планирует воспользоваться вышеуказанным правом, то у него не возникает обязанности по включению в проект контракта пунктов, обеспечивающих возможность не устанавливать обеспечение исполнение контракта в случаях, предусмотренных Постановлением».

Изучив содержание документации об аукционе, возражения уполномоченного органа, а также заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, Комиссия признала довод жалобы Общества необоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Частью 8 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе установлено, что положения об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Комиссия установила, что во исполнение вышеуказанных норм Федерального закона о контрактной системе в разделе 10 «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта указано условие о том, что «в случае, если участником аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, обеспечение исполнения контракта к такому участнику не применяется и указанный раздел исключается из проекта контракта».

В силу части 2.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе наряду с предусмотренными частью 2 настоящей статьи случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 установлены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.

К данному случаю, в том числе относится тот случай, когда участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия отмечает, что Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 устанавливает право, а не обязанность заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.

Таким образом, если заказчик не планирует воспользоваться вышеуказанным правом, соответственно у него и не возникает обязанности по включению в проект контракта пунктов, обеспечивающих возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 № 182.

При вышеуказанных обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения норм Федерального закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 при установлении в извещении, документации об аукционе, проекте контракта обеспечения исполнения контракта.

3.3. В соответствии с частью 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Таким образом, заказчик в извещении об осуществлении, закупки документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе к его минимальному сроку его действия.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Данное требование установлено в пункте 2.1.5 раздела 27 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта» документации об аукционе и пункте 10.3 проекта муниципального контракта приложение № 3 к документации об электронном аукционе (далее – проект муниципального контракта).

Пунктом 12.1 проекта муниципального контракта установлено следующее «Настоящий контракт  вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по 30 декабря 2016 года».

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки представляется возможным установить минимальные требования заказчика к сроку действия обеспечения исполнения контакта, поскольку изначально установлен срок действия муниципального контракта, что соответствует требованиям части 8 статьи 42, пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В силу указанного Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным.

Кроме того, в силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Комиссия считает, что в данном случае Заявителем допущено злоупотребление правом,  поскольку указанные доводы неоднократно являлись предметом рассмотрения жалоб Заявителя (Решения Омского УФАС России № 03-10.1/128-2016, № 03-10.1/176-2016…).

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «Стройинвест» на действия Главного управления контрактной системы Омской области  при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Омск - Муромцево - Седельниково, участок км 155+700 - км 185+500 (выборочно) в Муромцевском муниципальном районе Омской области» для нужд Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152200004716000340).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны