Решение б/н Решение по жалобе ООО "Инстрой" от 29 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/211-2015

о признании жалобы обоснованной

 

24 июня 2015 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Шевченко А.Н. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Кузьменко – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу ООО «Инстрой» (далее – Заявитель, Общество) на действия Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии (далее – аукционная комиссия, уполномоченный орган) при осуществлении закупки «Выполнение работ по устройству шатровой кровли МБДОУ «Славянский детский сад» в форме электронного аукциона (извещение №0152300011115000073) (далее - электронный аукцион),

в присутствии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба Заявителя (вх. № 5767 от 22.06.2015) на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.

По мнению Заявителя, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционной комиссией неправомерно отказано Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5865 от 18.06.2015) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 5829 от 23.06.2015).

Из представленных материалов и информации следует, что 02.06.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1391740 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 14.06.2015 на участие в аукционе поступило двадцать семь заявок, двадцати шести участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 16.06.2015 заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе установлено в пункте 4.4.1 документации об аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Кроме того, при описании объекта закупки необходимо руководствоваться требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе - использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

 

 

В Приложении № 1 «Техническое задание» к документации об аукционе были перечислены товары, а также установлены показатели, позволяющие определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным Заказчиком требованиям, без указания товарного знака, например:

 

п/п

Наименование товара

Описание товара

Наличие требований о соответствии товара стандартам

  1.  

Доска

 

 

 

 

 

Длина, м, не должна быть менее 4;

Ширина, мм, не должна быть менее 100;

Толщина, мм, не должна быть более 75;

Предельные отклонения по длине, мм, должны быть от -25 до +50.

ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры»

 

В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 14.06.2015 указано, что Заявителю (заявка № 17) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:

«в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона за несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и пунктом 4.4.1 документации об электронном аукционе:

- по позиции «Доска» в заявке участника указана следующая информация с характеристиками: «Ширина, мм, 100; Толщина, мм, 75». На основании пункта 1 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» термины и определения пиломатериалов соответствуют ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения». В соответствии с пунктом 1 и таблицей 1 ГОСТ 18288-87 доска – это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Следовательно ширина доски (при толщине 75 мм) должна быть не менее 175 мм».

Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в заявке Общества указано следующее:

 

п/п

Наименование товара

Описание товара

Наличие требований о соответствии товара стандартам

  1.  

Доска

 

 

 

 

Длина, м, 4;

Ширина, мм, 100;

Толщина, мм, 75;

Предельные отклонения по длине, мм, 0

ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры»

Таким образом, в заявке Общества указаны все конкретные показатели используемого товара в полном соответствии со значениями, установленными документацией об аукционе.

Комиссия считает, что Заказчик обязан устанавливать значения показателей в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе - объективно, согласно ГОСТ, техрегламентов и т.д.

Участник закупки руководствуется прежде всего требованиями документации о закупке.

Установление в документации сложных конструкций соответствия показателей, требующих дополнительных расчетов, анализа иных документов, кроме технического задания, вводит участников закупки в заблуждение, затрудняет подачу заявки, о чем свидетельствует отказ в допуске по аналогичным основаниям двадцати шести участникам закупки из двадцати семи.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что Техническое задание составлено с нарушением требований пунктов 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе и указанные нарушения привели к необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе участникам закупки, в том числе Заявителю.

 

3.2. Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Исходя из требований пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

При этом перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 55.8 ГрК РФ).

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России № 624 (далее - Перечень).

Руководствуясь указанными нормами, в пункте 4.4.2 и части 5 документации об аукционе установлено требование о наличии у участника закупки и предоставлении в составе заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по пункту Перечня 33.3 «Жилищно-гражданское строительство».

Комиссия считает указанное требование неправомерным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.

Следовательно, действие Перечня распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства.

В то же время в соответствии со статьей 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N ГКПИ13-7.

Предмет контракта не предполагает выполнение работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, и как следствие, документация об аукционе не должна содержать требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Инстрой» на действия Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии при осуществлении закупки «Выполнение работ по устройству шатровой кровли МБДОУ «Славянский детский сад» в форме электронного аукциона (извещение № 0152300011115000073).

 

2. Признать в действиях Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать  Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/211-2015

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

24 июня 2015 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Шевченко А.Н. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Кузьменко – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу ООО «Инстрой» на действия Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии при осуществлении закупки «Выполнение работ по устройству шатровой кровли МБДОУ «Славянский детский сад» в форме электронного аукциона (извещение № 0152300011115000073) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 24.06.2015 № 03-10.1/211-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии в срок до 07.07.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 08.07.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Шевченко А.Н.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны