Решение б/н Решение по жалобе Общероссийского общественного движения «На... от 5 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/222-2016

о признании жалобы необоснованной

 

31 августа 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Регионального отделения в Омской области (далее - заявитель)  на действия Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также заказчик) при осуществлении закупки способом электронного аукциона № 124 на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам подгузников (извещение № 0252100000116000220) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя – <…>;

заказчика – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе  поступила (вх. № 6466 от 24.08.2016) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5840 от 25.08.2016) заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя (вх. № 6564 от 29.08.2016).

Из представленных материалов и информации следует, что 16.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 21483432,83 руб.

18.08.2016  на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе установлены 01.09.2016 в 12:00 час.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно части 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системы документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 В соответствии с частью 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к объекту закупки были установлены заказчиком в разделе II «Заказ на товар» документации об электронном аукционе, в котором, в частности указано следующее:

«Подгузники для взрослых (далее – ТСР) для инвалидов, страдающих недержанием мочи и кала, по медицинским показаниям.

Общее количество поставляемых ТСР – 704 845 штук:

1. Подгузники для взрослых, размер изделия «М», впитываемостью не менее 3600 мл, количество – 236 520 штук.

Форма подгузника – анатомическая.

Внешний слой подгузника – воздухопроницаемый мягкий нетканый материал.

Внутренний слой подгузника – воздухопроницаемый нетканый материал, пропускающий влагу в одном направлении и обеспечивающий сухость кожи.

Абсорбирующий слой подгузника – распушенная целлюлоза с абсорбентом.

Впитываемость подгузника – не менее 3600 мл.

Объем талии – минимальное значение не более 70 см и максимальное значение не менее 110 см.

Гипоаллергеность подгузника – наличие.

Эластичный пояс – наличие.

Эластичный кант в области бедер, обеспечивающий плотное прилегание к телу – наличие.

Защитные бортики – наличие.

Крепление подгузника – застежки-липучки многоразовые.

Индикатор наполнения – наличие.

Нейтрализатор запаха – наличие.

2. Подгузники для взрослых, размер изделия «L», впитываемостью не менее 4100 мл, количество – 365 825 штук.

Форма подгузника – анатомическая.

Внешний слой подгузника – воздухопроницаемый мягкий нетканый материал.

Внутренний слой подгузника – воздухопроницаемый нетканый материал, пропускающий влагу в одном направлении и обеспечивающий сухость кожи.

Абсорбирующий слой подгузника – распушенная целлюлоза с абсорбентом.

Впитываемость подгузника – не менее 4100 мл.

Объем талии – минимальное значение не более 100 см и максимальное значение не менее 150 см.

Гипоаллергеность подгузника – наличие.

Эластичный пояс – наличие.

Эластичный кант в области бедер, обеспечивающий плотное прилегание к телу – наличие.

Защитные бортики – наличие.

Крепление подгузника – застежки-липучки многоразовые.

Индикатор наполнения – наличие.

Нейтрализатор запаха – наличие.

3. Подгузники для взрослых, размер изделия «ХL», впитываемостью не менее 3300 мл, количество – 102 500 штук.

Форма подгузника – анатомическая.

Внешний слой подгузника – воздухопроницаемый мягкий нетканый материал.

Внутренний слой подгузника – воздухопроницаемый нетканый материал, пропускающий влагу в одном направлении и обеспечивающий сухость кожи.

Абсорбирующий слой подгузника – распушенная целлюлоза с абсорбентом.

Впитываемость подгузника – не менее 3300 мл.

Объем талии – минимальное значение не более 120 см и максимальное значение не менее 160 см.

Гипоаллергеность подгузника – наличие.

Эластичный пояс – наличие.

Эластичный кант в области бедер, обеспечивающий плотное прилегание к телу – наличие.

Защитные бортики – наличие.

Крепление подгузника – застежки-липучки многоразовые.

Индикатор наполнения – наличие.

Нейтрализатор запаха – наличие.

Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам ТСР:

Поставляемые ТСР должны быть новыми (не бывшими в употреблении), свободными от прав третьих лиц, надлежащего качества, изготовлены в соответствии с документами, определяющими их качественные характеристики.

ТСР должны соответствовать требованиям: ГОСТ Р 52770-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Требования безопасности. Методы санитарно-химических и токсикологических испытаний», ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения», ГОСТ Р 55370-2012 «Подгузники бумажные для взрослых. Метод определения абсорбционной способности до момента протекания (ABL) с применением манекена», ГОСТ Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия», ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия», ГОСТ Р 51632-2014 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний», Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р» (в части размера и впитываемости)».

В жалобе заявителем указано: «Экспертами проекта «ЗА честные закупки» Регионального отделения ОНФ на сайте zakupki.gov.ru выявлена сомнительная государственная закупка № №0252100000116000220 на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам подгузников, проводимая Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Сумма закупки - 21 483 432,83.

Сомнительность осуществления вышеуказанной закупки эксперты ОНФ объясняют тем, что она размещена 16.08.2016 г. ровно за неделю до вступления в силу нового Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которому меняются виды требования к средствам для реабилитации инвалидов.

Новые требования приводятся в соответствие с ГОСТ, который на данный момент уже действует. Согласно планируемым изменениями, новые требования упростят участие в государственных закупках поставщиков, при этом за указанную цену можно будет купить медицинские изделия дешевле и в большем количестве.

Потенциальные участники закупки обратились к Заказчику за разъяснениями, почему тех задание противоречит ГОСТУ. Заказчик ссылается на старый Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ. который хоть и противоречит ГОСТ, но формально действует до 22.08.16 г.

Кроме того, по мнению экспертов ОНФ, техническая часть закупки содержит конкретные требования к закупаемым изделиям - это показатель «Впитываемость в мл» и «Размер в см». Эти показатели не произвольные, а содержатся в ГОСТ Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия». Гост был изменен 18.07.2016 г. Так вот техническая часть закупочной документации противоречит ГОСТУ в новой редакции по этим показателям.

Вот, например, для наглядности, показатель «впитываемость»:

 

Вид изделия

По документации

По ГОСТ Р 55082-2012

Подгузник размера М

3 600 мл

1 800 мл

Подгузник размера L

4 100 мл

2 100 мл

Подгузник размера XL

3 300 мл

1 450 мл

 

 

Позиция Омского ФСС - «Тех. Задание написано в соответствии с Приказом Минтруда от 24.05.2013, которое еще неделю юридически легитимно». Однако, в Российской Федерации. Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу, чем Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, хоть и действующий. Согласно н. 2 части 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Техническая часть должна содержать описание закупки именно по ГОСТу. Таким образом, по мнению экспертов ОНФ, Заказчик нарушил ФЗ-44 в части правил описания закупки и ограничил конкуренцию, т.к. круг поставщиков очевидно сужен».

 

В возражениях заказчика на доводы жалобы указано: «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осу­ществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обес­печения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных ка­тегорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), про­тезно-ортопедическими изделиями» (далее - Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240).

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико­социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и со­циальной защиты Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 №528н).

Индивидуальные программы реабилитации разрабатываются федераль­ными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, Распоря­жения Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р и Приказа Минтруда России от 24.05.2013 № 214н.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ инди­видуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обя­зательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независи­мо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ПНР и ИПРА всех инвалидов, стоящих на учёте в отделении Фонда на сегодняшний день, разработаны и выданы инвалидам до вступления в закон­ную силу изменений, предусмотренных Приказом Минтруда России от 18.07.2016 № 374н.

Согласно пунктам 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, отделение Фонда рассматривает заявление инвалида в 15-дневный срок с даты его поступления и направляет его на получение технического средства в отобранные отделением Фонда в порядке, установленном законо­дательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку то­варов, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, органи­зации, обеспечивающие техническими средствами.

Потребность в товаре с характеристиками, указанными в извещении и документации о закупке, сформирована по состоянию на 18.07.2016 (дата внесения закупки в План-график размещения заказов) и сохранится в даль­нейшем, так как в большинстве случаев ИПР выданы бессрочно.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не ис­пользуются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Фе­дерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Обращаем внимание, что требования к качеству, техническим, функци­ональным характеристикам TCP, предусмотренные документацией об аукци­оне в электронной форме, содержат такое обоснование: «...TCP должны соот­ветствовать требованиям: ГОСТ Р 52770-2007 «Национальный стандарт Рос­сийской Федерации. Изделия медицинские. Требования безопасности. Мето­ды санитарно-химических и токсикологических испытаний», ГОСТ Р 52354- 2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения», ГОСТ Р 55370-2012 «Подгузники бумажные для взрослых. Метод определе­ния абсорбционной способности до момента протекания (ABL) с применени­ем манекена», ГОСТ Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назна­чения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия», ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назна­чения. Общие технические условия», ГОСТ Р 51632-2014 «Технические сред­ства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие техни­ческие требования и методы испытаний», Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. № 214н «Об утверждении класси­фикации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р» (в части размера и впитываемости)».

Требования к качеству, техническим и функциональным характеристи­кам товара, указанные в документации об аукционе, на наш взгляд, не проти­воречат ГОСТ Р 55082-2012, а Приказ Минтруда России от 24.05.2013 № 214н конкретизирует требования к приобретаемым для обеспечения инвалидов TCP. На основании изложенного, считаем, что требования к объекту закупки являются обоснованными».

Комиссией установлено, что потребность в товарах с характеристиками, указанными в документации о закупке, сформирована заказчиком в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико­социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и со­циальной защиты Российской Федерации.

При этом требования к закупаемым изделиям в части показателей «Впитываемость в мл» и «Размер в см» установлены заказчиком в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н «Об утверждении класси­фикации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р» и не противоречат ГОСТ Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия», которым  установлены минимальные значения таких показателей.

При указанных обстоятельствах, Комиссия признала довод жалобы заявителя необоснованным.

Также следует отметить, что на заседании Комиссии представителем заявителя были представлены пояснения о нарушениях при осуществлении данной закупки, из которых следует:

«Ограничение конкуренции при осуществлении закупки на поставку № 0252100000116000220, по мнению заявителя, выражается в том, что в описании закупаемого товара (TCP- подгузники для взрослых инвалидов) Заказчик помимо базовых функциональных характеристик товара, установленных ГОСТ Р 55082-2012, установил конкретные требования к товару, являющиеся вспомогательными характеристиками товара конкретной торговой марки.

Техническое описание закупаемого товара не позволяет поставить аналоги данного товара других производителей, соответствующие ГОСТ.

Базовые качества подгузников и абсорбирующего белья - это размер и впитываемость, которыми обладает продукция всех производителей, в том числе российских.

В то время как наличие у товара дополнительных опций, затребованных Заказчиком в закупке № 0252100000116000220, таких как «эластичный пояс», «эластичный кант», «индикатор наполнения», «нейтрализатор запаха», не является обязательным с медицинской точки зрения.

Данные показатели представляют собой технологические решения отдельных производителей, усовершенствования базового медицинского изделия, не влияющие на его функциональные свойства. Данные показатели не регламентируются ГОСТ.

Техническое задание на закупку подгузников для взрослых также противоречит Классификации технических средств реабилитации, в редакции Приказа Министерства груда и социальной защиты РФ от 18.07.2016 г. № 374 н (действует с 22.08.2016 г.). Классификация технических средств приведена в соответствие с ГОСТ Р 55082-2012.

Заявитель считает, что Заказчик нарушил часть 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при описании предмета закупки, отступив от требований ГОСТ.

Кроме того, Заказчик ограничил конкуренцию, включив в описание объекта в качестве показателей качества товара, технологически решения отдельных производителей подгузников для взрослых, не регламентируемые ГОСТ».

В силу части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Комиссия признала необоснованным данный довод, изложенный в пояснениях заявителя, поскольку в нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности довода, в том числе о том, что на функционирующем рынке отсутствуют товары с установленными в документации об аукционе характеристиками.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

 Признать необоснованной жалобу Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Регионального отделения в Омской области на действия Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки способом электронного аукциона № 124 на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам подгузников (извещение № 0252100000116000220).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны