Решение б/н Решение по жалобе ООО "Комплект сервис" от 10 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/233-2014

о признании жалобы необоснованной

 

07 июля 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. –  заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Шевченко А.Н. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Капарушкиной Н.М. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Комплект сервис» (далее – Заявитель)  на действия Департамента строительства Администрации г. Омска (далее – Заказчик) и Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее – уполномоченный орган) при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство детского сада в микрорайоне «Рябиновка», г. Омск» в форме открытого конкурса (извещение № 0152300011915000491) (далее – открытый конкурс),

в присутствии <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 6164 от 02.07.2015) на действия Заказчика и уполномоченного органа при осуществлении закупки в форме открытого конкурса.

Заявитель полагает, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в конкурсную документацию включена поставка товаров, технологически и функционально не связанных между собой.

В жалобе заявителя, в частности указано:

«Объектом закупки является разработка рабочей документации и строительство объекта.

Согласно Документации в рамках Конкурса необходимо выполнить строительные работы, которые относятся к совершенного особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.

Между тем, согласно Документации, в рамках Конкурса, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении работ по строительству, также необходимо поставить следующее оборудование:

 Оборудование пищеблока, использующееся для приготовления, хранения, подачи нищи: шкаф холодильный; электрокипятильник; миксер; кухонный процессор; охлаждаемый стол; плита электрическая 4-х конфорочная с жарочным шкафом; овощерезка; соковыжималка; картофелечистка; мясорубка; шкаф жарочный и т. д.

 Прачечное оборудование: промышленная гладильная машина; машина стиральная- автомат; сушильный барабан и т. д.

 Производственное оборудование для обработки дерева или металлов: верстак рабочий; точило настольное; станок настольный сверлильный и т. д.

Вышеуказанное оборудование технологически и функционально не связано ни с предметом Конкурса, ни между собой. Включение укачанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках Конкурса».

По мнению Заявителя, необходимость наличия свидетельства саморегулируемой организации на осуществление строительных работ, опыта и оборудования служит препятствием для принятия участия в конкурсе. Поставщики специализированного оборудования могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и поставить более качественное оборудование. Строительные компании будут обращаться к субпоставщикам, что не сможет обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентноспособной. Таким образом, объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ, влечет ограничение конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в конкурсе по отдельным товарам или группам таких товаров.

С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России признать действия заказчика, уполномоченного органа неправомерными, приостановить определение поставщика и выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства.

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-6380 от 03.07.2015) уполномоченным органом были представлены материалы закупки, из которых следует, что 10.06.2015 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе»» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 176445923,99 руб.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 01.07.2015 поступило две заявки.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 стать 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В извещении и в Разделе II «Наименование и описание объекта закупки» конкурсной документации  (далее – Раздел II) установлены требования к объекту закупки.

Как следует из извещения и конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство детского сада в микрорайоне «Рябиновка», г. Омск».

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений. Соответственно, к работам по строительству не могут относиться только общестроительные работы, как утверждает Заявитель. К данным видам работ относится весь единый технологически и функционально связанный комплекс работ по созданию здания, включающий в себя общестроительные работы, монтажные и пуско-наладочные работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию.

Иными словами, предметом конкурса является единый комплекс работ, который включает в себя общестроительные работы, поставку и установку необходимого оборудования, что, в свою очередь, является составной частью одного комплексного процесса создания нового здания.

Строительство объекта осуществляется в соответствии с проектом, который прошел государственную экспертизу. В проектно-сметную документацию входит оборудование, связанное со строительством.

Согласно пункту 4.44 постановления Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» при составлении сметных расчетов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений предусмотренное проектом оборудование подразделяется на:

- технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно­компрессорное и другое;

- приборы, средства контроля, автоматики, связи;

- инженерное оборудование зданий и сооружений;

- транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

- машины по уборке территорий цехов;

- оборудование средств пожаротушения;

- оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

- оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

 

Приложением № 5 к постановлению Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» определено, что к вышеперечисленным видам оборудования могут относиться:

  •  технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;
  •  санитарно-техническое оборудование, связанное с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов.

Для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» подрядчику необходимо произвести не только монтаж оборудования, указанного в жалобе, но и выполнить пуско-наладочные работы смонтированного оборудования и провести его испытания. Подрядчик должен оформить акт о приемке оборудования после индивидуального испытания и акт о приемке оборудования после комплексного опробования. Также результаты испытаний необходимо представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки в соответствии с Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 года № 212.

В соответствии со статьей 745 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик.

Сторона, в обязанность которой входит обеспечение строительства, несет ответственность за обнаружившуюся невозможность использования предоставленных ею материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ.

Таким образом, поставка на строительную площадку и установка оборудования не подрядчиком, а иной организацией, невозможна без вмешательства в компетенцию подрядчика и его непосредственную деятельность при осуществлении им строительно-монтажных работ.

Мало того, действия, противоречащие статье 745 Гражданского кодекса Российской Федерации, снимают с подрядчика ответственность за конечный результат и могут сказаться на качестве построенного объекта, что также противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона о контрактной системе, согласно которой при осуществлении закупок муниципальные органы должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд.

В то же время, при констатации отсутствия технологической и функциональной связи, Заявителем не представлено документальных доказательств того, что указанное в жалобе оборудование технологически и функционально не связано с объектом закупки.

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении действиями департамента строительства Администрации города Омска прав и законных интересов ООО «Комплект сервис» и о создании препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе).

Вышеуказанная позиция подтверждена судебной практикой  - вступившими в силу решениями арбитражных судов делам А46-3706/2014, А46-7665/2014, А46-10030/2014, А46-11360/2014, А46-16757/2014.

Следует отметить, что в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23 марта 2015 года № 304-КГ15-1413 по делу № А46-3706/2014 особо отмечено, что наличие заинтересованности ООО «Комплект сервис» само по себе не создает правовых оснований для обжалования.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «Комплект сервис»  на действия заказчика – Департамент строительства Администрации города Омска и уполномоченного органа – Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство детского сада в микрорайоне «Рябиновка», г. Омск» в форме открытого конкурса (извещение № 0152300011915000491).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны