Решение №03-10.1/234-2017 Решение № 03-10.1/234-2017 по жалобе АО СОГАЗ на действия ГУ... от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/234-2017

о признании жалобы необоснованной

 

29 августа 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………….» - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«…………….» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………….» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее - заявитель, Общество, АО «СОГАЗ») на действия уполномоченного органа – Главного управления контрактной системы Омской области и его конкурсной комиссии (далее – уполномоченный орган, конкурсная комиссия) при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд бюджетного учреждения Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» (далее также заказчик) (извещение № 0152200004717000749) (далее - открытый конкурс),

в присутствии представителей:

заявителя – «…………….» (доверенность № Ф69-71/17 от 24.08.2017), «…………….» (доверенность № Ф69 - 72/17 от 24.08.2017);

уполномоченного органа – «…………….» (доверенность № 69 от 11.04.2017), «…………….» (доверенность № 53 от 13.09.2016);

заказчика – «…………….» (доверенность от 28.08.2017), «…………….» (доверенность от 28.08.2017);

Страховое Акционерное Общество «ВСК» - «…………….» (доверенность от 16.01.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 6782 от 22.08.2017) жалоба заявителя, в которой указано, что конкурсной комиссией уполномоченного органа были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) при признании заявки САО «ВСК» на участие в конкурсе соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-6916э от 23.08.2017) уполномоченным органом были представлены возражения в отношении доводов жалобы и материалы открытого конкурса (вх. № 6884 от 25.08.2017), из которых следует, что 21.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение № 0152200004717000749 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 831938,83 руб.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 11.08.2017 на участие в открытом конкурсе подано пять заявок (АО «СОГАЗ», СОАО «ВСК», ООО СК «Согласие», ОПАО «Ингосстрах», ЗАО «МАКС»).

 

 

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 14.08.2017 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией. Победителем признан участник с порядковым номером 5 – Страховое Акционерное Общество «ВСК».

 

3. В результате рассмотрения жалобы АО «СОГАЗ», представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала необоснованной жалобу, исходя из следующего.

Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 указанной статьи порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила оценки заявок).

Согласно пункту 1 раздела I Правил оценки заявок настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно части 5 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 и пунктом 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Комиссия отмечает, что критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев, были определены уполномоченным органом в пункте 27 конкурсной документации, в свою очередь, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены уполномоченным органом в пункте 28 конкурсной документации.

В подпункте 1 пункта 27 конкурсной документации уполномоченным органом, заказчиком был установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе «Цена контракта» с величиной значимости 60%.

При этом в подпункте 1 пункта 28 конкурсной документации в отношении данного критерия указано следующее:

1) При оценке заявок по критерию «Цена контракта» количество баллов, присуждаемых заявке, определяется по формуле:

а) в случае если ,

 

,

 

где:

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если ,

,

 

где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

 

Комиссией было определено, что согласно протоколу вскрытия конвертов от 11.08.2017 на участие в открытом конкурсе поступило 5 заявок.

 

При этом участниками открытого конкурса АО «СОГАЗ», ООО СК «Согласие», ОПАО «Ингосстрах» была предложена цена контракта 831938.83 руб., которая соответствует начальной (максимальной) цене контракта.

Вместе с тем участник открытого конкурса СОАО «ВСК» предложил цену контракта в размере 831149,30 руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 14.08.2017 снижение цены контракта позволило участнику открытого конкурса САО ВСК получить максимальное количество баллов и стать победителем открытого конкурса.

В жалобе заявителя указано: «Согласно проекту Договора, размещенному на официальном сайте, являющемся неотъемлемой частью заявки, цена договора определяется по формуле, указанной в п.2.2 проекта Договора, а Размер страховой премии по каждому транспортному средству, указанному в Техническом задании (Приложение к Заказу), определяется в соответствии со страховыми тарифами, утвержденными Указанием.

Таким образом, в проекте Договора, представленном Заказчику победителем конкурса САО «ВСК» должен быть представлен расчет цены исполнения контракта в разрезе каждого транспортного средства с указанием коэффициентов, которые применяются в расчете.

Так как цена контракта САО «ВСК» отличается от начальной (максимальной) цены контракта, утвержденной заказчиком и предложения иных участников торгов, у Заявителя есть все основания полагать, что в расчете цены исполнения контракта, представленном САО «ВСК» применены коэффициенты, отличающиеся от утвержденных заказчиком в техническом задании.

Согласно 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки. Описание объекта закупки представлено Заказчиком в составе документации и не подлежит изменению Участниками закупки по своему усмотрению.

Таким образом, предложение САО «ВСК» не соответствует описанию объекта закупки и данный участник должен быть отстранен от участия в конкурсе».

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

При этом частью 6 статьи 9 Федерального закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Представителем заказчика на заседании Комиссии были даны пояснения о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта был осуществлен на основании ценовых предложений, представленных страховщиками в отношении транспортных средств заказчика.

В свою очередь, представитель САО «ВСК» пояснил, что снижение цены контракта стало возможным вследствие того, что два транспортных средства, указанных в позициях № 23 «ЗИЛ 131 Автоцистерна пожарная» и № 63 «ЗИЛ 131 Н» обоснования начальной (максимальной) цены контракта ранее были застрахованы в САО «ВСК» на период с 01.09.2016 по 31.08.2017. Учитывая безаварийность использования указанных транспортных средств в период с 01.09.2016 по 31.08.2017 при заключении договора страхования на следующий период с 01.09.2017 по 31.08.2018 страховщиком может быть применен понижающий коэффициент, вследствие чего страховые премии при страховании «ЗИЛ 131 Автоцистерна пожарная» и «ЗИЛ 131 Н» составят не 7579,44 руб. и 4831,89 руб., а 7074,14 руб. и 4547,66 руб. соответственно.

Представителем уполномоченного органа на заседании Комиссии были даны пояснения о том, что участник конкурса САО «ВСК» предложил наименьшую цену контракта, в связи с чем на основании произведенной оценки заявок участников конкурса заявка данного участника получила наибольшее количество баллов, присуждаемых заявке, определяемых по формуле, указанной в конкурсной документации, в связи с чем он был признан победителем конкурса. Таким образом, положения Федерального закона о контрактной системе конкурсной комиссией были соблюдены.

Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Пунктом 21 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии со статьей 51 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» конкурсной документации был определен перечень документов, которые должна содержать заявка участника на участие в открытом конкурсе.

При изучении заявок всех участников закупки, Комиссией было определено, что заявка САО «ВСК» содержала всю необходимую информацию и документы, установленные конкурсной документацией, следовательно, у конкурсной комиссии не было правовых оснований для отклонения указанной заявки по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3.1 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Следует отметить, что в пункте 1.5 проекта контракта указано: «Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ), Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России от 19 сентября 2014 года № 431-П (далее – Правила), Указанием Банка России «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 19 сентября 2014 года № 3384-У (далее – Указание)».

При этом в пункте 2.2 проекта контракта указано следующее:

«Формула цены:

 

№ п/п

Категория транспортного средства

Формула цены

1.

Транспортные средства категории «B», «BE»

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН х КПр,

где КО = 1,8

2.

Транспортные средства категорий «A», «M», «C», «CE», «D», «DE», «Tb», «Tm», тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КС х КН х КПр,

где КО = 1,8

где Т – размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования;

ТБ – предельные размеры базовых ставок страховых тарифов;

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства;

КБМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования;

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля;

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КН – коэффициент при наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

КПр - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.

Размер страховой премии по каждому транспортному средству, указанному в Техническом задании (Приложение к Заказу), определяется в соответствии со страховыми тарифами, утвержденными Указанием».

Из указанного следует, что размер страховой премии по каждому транспортному средству, указанному в приложении к заказу на оказание услуг, являющемуся приложением к договору «Техническое задание» (далее – Техническое задание) должен быть определен на основании Указания Банка России «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 19 сентября 2014 года № 3384-У (далее - Указания).

Таким образом, сведения указываемые исполнителем в Техническом задании должны соответствовать Указаниям, а не конкретным положениям конкурсной документации, например, обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.

Следует отметить, что из буквального толкования части 3.1 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе следует, что конкурсная комиссия обязана отстранить участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.

Иными словами конкурсная комиссия обязана отстранить участника закупки в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе.

Следовательно, даже в том случае, если в Техническом задании, представленном САО «ВСК» вместе с проектом договора будут указаны иные коэффициенты, нежели, например, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, но соответствующие Указаниям, у конкурсной комиссии при указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для отстранения участника закупки от участия в конкурсе по части 3.1 статьи 53 Федерального закона о контрактной системе, поскольку ни один из представленных документов в составе заявки САО «ВСК» на участие в конкурсе изначально не содержал расчета ценового предложения указанного участника закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу АО «СОГАЗ» на действия уполномоченного органа – Главного управления контрактной системы Омской области и его конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд бюджетного учреждения Омской области «Управление противопожарной службы Омской области» (извещение № 0152200004717000749).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя Комиссии

«…………….»

Члены Комиссии:

«…………….»

 

«…………….»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны