Решение б/н Решение № 03-10.1/239-2018 по жалобе ООО "СТРОЙ ЛЕС" на дейс... от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/239-2018

о признании жалобы частично обоснованной

 

31 июля 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…» – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

«…» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ЛЕС» (далее – заявитель, общество, ООО «СТРОЙ ЛЕС») на действия Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области  при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории (по ул. Советов, ул. Красноармейская (центральная часть поселка)) в р.п. Большеречье Омской области (извещение № 0152300026518000003) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей заказчика – «…», «…»

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В  Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном  аукционе поступила (вх. № 6620э от 26.07.2018) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-6456э от 27.07.2018) заказчиком были представлены (вх. № 6693э от 30.07.2018) возражения на доводы жалобы и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 10.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок  (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 10526315,79 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 27.07.2018 на участие в электронном аукционе подано 15 заявок, одиннадцати участникам закупки было отказано в допуске в участии в электронном аукционе.

30.07.2018 на официальном сайте ЕИС был размещен протокол проведения электронного аукциона, который свидетельствует о том, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки, наименьшее ценовое предложение о цене контракта 10473684,21 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.

На основании требования Омского УФАС России (исх. № 03-6456э от 27.07.2018) определение подрядчика приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В жалобе заявителя указано: «В документации электронного аукциона установлено:

 

10

   Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации

 

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации. При этом участник электронного аукциона вправе направить не более чем 3 запроса о даче разъяснений положений документации в отношении одного электронного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки Уполномоченному органу.

В течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного выше запроса Уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Уполномоченному органу не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации – 10.07.2018 года

Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации – 24 июля 2018 года, при условии поступления запроса о даче разъяснений положений документации от участника электронного аукциона не позднее 22 июля 2018 года.

Дата и время окончания подачи заявок     26.07.2018 09:00

Согласно ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44 в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ № 44 предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ).

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день».

Пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  окументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

В соответствии с частью 4 статья 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещением о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок установлен 26.07.2018.

 

В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе должен быть подан не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, т.е. не позднее 22.07.2018, разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, т.е. 24.07.2018.

При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

При этом Комиссия отмечает, что срок окончания направления запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, приходящийся на нерабочий день, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически может быть продлен до следующего за ним рабочего дня, но в данном случае это обстоятельство никоим образом не влияет на дату окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации и не затрагивает права участников закупки.

 

3.2. В жалобе заявителя также содержится довод: «В документации электронного аукциона установлено:

28

 Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок

 

Размер обеспечения заявок на участие в закупке – 1 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 105 526,16  руб.

Требование об обеспечении заявки на участие в закупке в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется участником закупки в виде денежных средств.

Порядок внесения обеспечения заявок на участие в закупке определен статьей 44 Федерального закона № 44-ФЗ.

В извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в ЕИС, заказчиком установлено:

Таким образом, действия Заказчика, установившего разный размер обеспечения заявок в извещении, документации об Аукционе и извещении о проведении Аукциона, вводит участника в заблуждение о фактической сумме обеспечения заявок, подлежащего предоставлению Заказчику, нарушают требования части 1 статьи 34, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе».

Комиссия отмечает, что регламентация порядка предоставления и размера обеспечения заявок на участие в электронном аукционе совершенно не связана с требованиями части 1 статьи 34 и части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

На основании части 3 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

 Комиссия отмечает что размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок установлен разделом 28 документации об аукционе, в котором, в том числе указано:

«Размер обеспечения заявок на участие в закупке – 1 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 105526,16 руб.».

В силу абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию должна содержать сведения, предусмотренные пунктами 1-12 данной нормы.

По смыслу данной нормы содержание документации об электронном аукционе не должно противоречить требованиям извещения о проведении электронного аукциона.

При этом пунктом 4 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.

На основании пункта 7 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе  в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

 В извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0152300026518000003, размещенном на официальном сайте ЕИС, обеспечение заявки установлено в размере 105263,16 руб., что полностью соответствует 1% начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, в нарушение требований абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе установлен размер обеспечения заявки, не соответствующий требованиям извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0152300026518000003.

Учитывая изложенное, Комиссия считает приведенный выше довод жалобы обоснованным.

Однако при этом Комиссия считает, что указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на права участников электронного аукциона в связи с тем, что в силу части 20 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе денежные средства на специальном счете участника закупки, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, блокируются банком на основании информации оператора электронной площадки об участнике закупки в размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки.

 

3.3. В жалобе Заявителя отмечено: «В позиции 22 «Камни бортовые» раздела «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре» заказчик устанавливает:

«Тип: прямые рядовые. Класс бетона по прочности на сжатие, не менее В22,5.»

Согласно ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» класс бетона по прочности на сжатие для бортовых камней типа прямые рядовые может быть ТОЛЬКО В22, 5 или В30, когда заказчик устанавливает «не менее В22,5»

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу пункта 1.2.1 раздела 1 «Технические требования» ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» (далее – ГОСТ 6665-91) камни делят на типы:

БР - прямые рядовые;
БУ - прямые с уширением;

БУП - прямые с прерывистым уширением;
БЛ - прямые с лотком;
БВ - въездные;
БК - криволинейные.

Пунктом 1.2.2 ГОСТ 6665-91 установлено, что «Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1, а размеры и показатели материалоемкости камней - в приложении 1», при этом также предусмотрено:

 

Марки и форма камней

Таблица 1

 

 

 

 

 

Марки

Форма
 

Класс бетона по прочности на сжатие
 

Справочная
масса, т

Назначение камней

БР100.20.8
 

 

В22,5
 

0,04
 

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

 

В силу пункта 1.3.2 ГОСТа бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.

Из вышеизложенного следует, что заказчиком соблюдены требования к описанию камней прямых рядовых, установленные в ГОСТ 6665-91, в связи с чем Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.4. В жалобе Заявителя указано: «В позиции 20 «Раствор» заказчик установил требования:

«По основному назначению раствор должен быть кладочный. Марка по прочности раствора на сжатие в проектном возрасте должна быть не ниже М100. Марка по подвижности: Пк2 \ Пк3. Класс по применяемым вяжущим: простые или сложные. Тип: тяжелый или лёгкий. Заполнитель: песок для строительных работ и зола-уноса или песок для строительных работ. Применяемые вяжущие: цемент и известь строительную или цемент и гипсовые вяжущие или цемент и глина или цемент для строительных растворов. Марка по морозостойкости должна быть выше F50.»

В позиции 23 «Плитка тротуарная» заказчик установил требования:

«Класс по прочности на сжатие не менее В30. Марка по морозостойкости должна быть выше F150. Марка по прочности раствора на сжатие в проектном возрасте должна быть не ниже М300.»

Аналогичные требования заказчик установил на протяжении всего раздела. Учитывая выше сказанное, мы как участники не имеем возможности направить соответствующую заявку на участие в аукционе по причине недостоверных сведений о конкретном значении показателей результатов испытаний товаров, так как не имеем данного товара в наличии.

Требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по всему разделу Приложения.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе».

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в частности правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, информацию, включающую требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссия отмечает, что значения указанных заказчиком требований к товарам в Приложении № 2 к Заказу на выполнение работ «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре» являются обычно используемыми марками при определении номенклатуры выпускаемых товаров производителем, при этом предоставление указанных сведений о товарах не требует каких-либо лабораторных испытаний, связанные с определением веществ и т.п.

При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной  жалобу ООО «СТРОЙ ЛЕС» на действия Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области  при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории (по ул. Советов, ул. Красноармейская (центральная часть поселка)) в р.п. Большеречье Омской области (извещение № 0152300026518000003) в части указания в документации об электронном аукционе размера обеспечения заявки, не соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона.

 

2. Признать в действиях Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области  нарушение абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленное нарушение  не повлияло на результаты определения подрядчика, предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

«…»

Члены Комиссии:

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны