Решение б/н Решение № 03-10.1/271-2018 по жалобе общества с ограниченной... от 30 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/271-2018

о признании жалобы необоснованной

 

28 августа 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…»;

«…»;

«…»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройвектор» (далее – заявитель, ООО «Стройвектор») на действия казенного учреждения Омской области «Центр хозяйственного обслуживания Главного государственно-правового управления Омской области» (далее – заказчик, КУ ЦХО ГГПУ) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту крыльца здания по адресу: г. Омск, ул. Кемеровская, д. 115 (извещение № 0352200040818000168) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя – «…» (доверенность от 23.08.2018), «…» (доверенность от 23.08.2018);

заказчика – «…» (доверенность № 30 от 28.08.2018), «…» (доверенность № 29 от 27.08.2018), «…» (доверенность № 15 от 18.06.2018)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба (вх. № 7302 от 21.08.2018) заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя, при проведении электронного аукциона заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (далее – Федеральный закон о контрактной системе) при признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 7188э от 22.08.2018) КУ ЦХО ГГПУ были представлены материалы электронного аукциона, а также возражения в отношении доводов жалобы, из которых следует, что 24.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 311 003,16 руб. (извещение № 0352200040818000168).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 06.08.2018 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки с идентификационными номерами заявок 103577554 и 103579334. Наименьшее ценовое предложение 278347,74 руб. сделано участником с идентификационным номером заявки 103577554.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.08.2018 заявки участников закупки с идентификационными номерами заявок 103577554 и 103579334 признаны соответствующими требованиям, уставленным документацией об аукционе. Победителем электронного аукциона признано ООО «Стройвектор».

16.08.2018 ООО «Стройвектор» было признано уклонившимся от заключения контракта.

17.08.2018 на официальном сайте ЕИС был размещен протокол отказа от заключения контракта.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

 

В жалобе заявителя указано: «Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 352200040818000168-3 от 08.08.2018г. ООО «Стройвектор» было признано победителем электронного аукциона.

10.08.2018 на электронной площадке ООО «Стройвектор» был получен проект контракта. Специалистами ООО «Стройвектор» были предприняты меры для согласования полученного проекта контракта, в частности проработка сметного расчета, выезд на объект выполнения работ, предварительный заказ и приобретение материалов для выполнения работ по настоящему контракту, внесение обеспечения исполнения контракта.

Тем не менее, по обстоятельствам, не зависящим от ООО «Стройвектор» выход из строя электро-вычислительной техники в связи с перебоями электроэнергии, отсутствие Интернета, а в дальнейшем отключение электроэнергии в связи с проведением ремонтных работ в период с 15.08.2018г. по 17.08.2018г. 16.00ч.), согласование проекта контракта на торговой площадке и направление обеспечения исполнения контракта в установленный законом срок не представлялось возможным.

В обоснование своих намерений по заключению контракта на выполнение работ по текущему ремонту крыльца здания по адресу г. Омск, ул. Кемеровская, 115, «Стройвектор» были предприняты попытки направить протокол разногласий к проекту контракта с приложением сметного расчета составленного ООО «Стройвектор» и являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта.

Однако, в связи с размещением Заказчиком протокола отказа от заключения контракта по вине ООО «Стройвектор» (уклонение участника закупки от заключения контракта. В установленный регламентированный срок (до 15.08.2018 г. включительно) победитель электронного аукциона ООО «Стройвектор» не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закон № 44-ФЗ) у нас отсутствовала возможность направить протокол разногласий, либо совершение иных действий с данным контрактом. Связаться со специалистом Заказчика, ответственным за размещение заказ, по решению данного вопроса в вечернее время 17.08.2018г. не удалось. Самостоятельно Заказчик ни разу на связь с ООО «Стройвектор», по решению данной ситуации, не выходил.

В сложившейся ситуации считаем, что у ООО «Стройвектор» отсутствует фактор выраженный в сознательном уклонении от заключения контракта. ООО «Стройвектор» предпринимало действия направленные на направление протокола разногласий по данному контракту (предварительное ознакомление с объектом работ, проработка сметного расчета (приложение к контракту), внесение обеспечения исполнения контракта). В настоящий момент ООО «Стройвектор» готово подписать контракт и исполнить его надлежащим образом».

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

На основании части 3 указанной статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

В силу части 4 настоящей статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Комиссией определено, что в пункте 33 «Срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта» извещения о проведении электронного аукциона указано следующее: «Срок подписания контракта победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта – в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта. Победитель (за исключением победителя – иного участника, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта) признается Заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в установленный срок, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона № 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). Иной участник электронного аукциона, признанный победителем при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, вправе подписать проект контракта или разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ».

Комиссией установлено, что протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.08.2018 ООО «Стройвектор» было признано победителем электронного аукциона.

На запрос Омского УФАС России (исх. № 7152э от 22.08.2018) в рамках дела № РНП-55-71/2018 о рассмотрении сведений об ООО «Стройвектор», представленных КУ ЦХО ГГПУ для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от ООО «РТС-тендер» (вх. 7371э от 23.08.2018) была получена информация о хронологии действий заказчика и ООО «Стройвектор» при заключении государственного контракта.

Во исполнение требований части 2 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе проект контракта был размещен заказчиком 10.08.2018 на официальном сайте ЕИС.

Учитывая положения части 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе, а также требования пункта 33 извещения о проведении электронного аукциона победитель электронного аукциона не позднее 15.08.2018 должен был разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта либо разместить протокол разногласий, однако указанные действия не были совершены ООО «Стройвектор».

В силу требования части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе 16.08.2018 заявитель признан уклонившимся от заключения контракта, 17.08.2018 заказчиком был размещен протокол отказа от заключения контракта.

Комиссия отмечает, что к жалобе заявителя было приложено письмо общества с ограниченной ответственностью «Контур» (далее – ООО «Контур») (исх. № 216 от 20.08.2018), согласно которому директор ООО «Стройвектор» «…» был уведомлен о том, что в период с 15.08.2018 по 17.08.2018 16:00 в здании по адресу: г. Омск, ул. Кобинатская, д. 3, корпус 1 (адрес нахождения заявителя) отсутствовало электроснабжение, в связи с этим также отсутствовало подключение к сети Интернет, которые ООО «Контур предоставляет ООО «Стройвектор» на основании Договора на возмещение расходов от 01.01.2018 г. Копия Договора на возмещение расходов от 01.01.2018 г., заключенного между ООО «Контур» и ООО «Стройвектор», также приложена к жалобе заявителя.

Также заявителем представлено письмо Индивидуального предпринимателя «…» (исх. № 26 от 20.08.2018), в котором он информирует директора ООО «Стройвектор» «…» о том, что в период с 15.08.2018 по 17.08.2018 16:00 в здании по адресу: г. Омск, ул. Кобинатская, д. 3, корпус 1 (адрес нахождения заявителя) производились ремонтные работы на подстанции РП-17, связанные с выходом из строя вводного кабеля, в связи с чем, электроснабжение здания не производилось.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).

Комиссия считает, что отсутствие электроснабжения в месте нахождения должника в период с 15.08.2018 по 17.08.2018 16:00 не является обстоятельством, подпадающим под признаки понятия «непреодолимая сила».

Таким образом, доказательств возникновения у ООО «Стройвектор» каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке подписать проект контракта, не представлено.

Уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленные частями 3-6 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе процессуальные сроки ООО «Стройвектор» в адрес заказчика не представило подписанный проект контракта.

 

Исходя из изложенного, Комиссия считает действия заказчика по признанию ООО «Стройвектор» уклонившимся от заключения контракта правомерными, в связи с чем, признает жалобу заявителя необоснованной.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Стройвектор» на действия казенного учреждения Омской области «Центр хозяйственного обслуживания Главного государственно-правового управления Омской области» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту крыльца здания по адресу: г. Омск, ул. Кемеровская, д. 115 (извещение № 0352200040818000168).

2. Довод жалобы заявителя в части не включения ООО «Стройвектор» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не рассматривать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны