Решение б/н Решение по жалобе ООО "Альбатрос" от 12 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/28-2016

о признании жалобы обоснованной

 

10 февраля 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П.  - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Шевченко А.Н.  - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Альбатрос» (далее – заявитель, Общество) на действия БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии (далее – аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки «Поставка лекарственного препарата с МНН Лидокаин+Толперизон» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200029815000523) (далее – электронный аукцион),

в присутствии <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В  Омское УФАС России (вх. № 846 от 04.02.2016) поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика, которая в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) неправомерно применила преференции и снизила на 15 процентов предложенную победителем аукциона цену контракта.

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-725 от 04.02.2016) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 934 от 09.02.2016), из которых следует, что 25.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 343200 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 18.01.2016  на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.

В протоколе проведения аукциона от 21.01.2016 указано, что в электронном аукционе участвовало три участника закупки, наименьшее предложение 241945,14 руб. сделано участником с порядковым номером 3 (Заявителем).

Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.01.2016 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «Альбатрос», при этом цена контракта снижена на 15 процентов (до 205653,37 руб.).

 

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от  25.03.2014 № 155 (в редакции от 16.04.2015, действовавшей на момент размещения извещения о закупке) (далее – Приказ № 155), зарегистрированного в Минюсте России 06.05.2014 № 32183, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.

 Исходя из пункта 7 Приказа № 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.

Подпунктом «в» пункта 8 Приказа № 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Согласно пункту 1 Приказа № 155 настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе на препараты фармацевтические, продукты медицинские химические и продукты лекарственные растительные (код 24.4 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007), к которым относится лекарственный препарат с МНН «Лидокаин+Толперизон».

В пункте 5 документации об аукционе установлены условия допуска поставляемых товаров, определенные Приказом № 155.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 18.01.2016 три участника закупки, в том числе Заявитель, указали страну происхождения товара «Венгрия», при этом одним участником закупки ООО «Медэкспорт-Северная звезда» предложен лекарственный препарат российского производства.

На основании пункта 7 Приказа Заказчиком применены преференции и на 15 процентов снижена цена контракта, предложенная победителем аукциона.

В жалобе Заявителя указано следующее:

«Заявитель предложил к поставке товар иностранного происхождения.

Следует обратить внимание, что согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств, опубликованного в сети Интернет по адресу: http://grls.rosminzdrav.ru/, на текущий момент на территории Российской Федерации зарегистрированный лекарственный препарат - МНН Лидокаин+Толперизон только иностранного происхождения (Венгрия), у данного лекарственного препарата отсутствуют аналоги.

Кроме этого, данная информация подтверждается регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения № П N014846/01, дата регистрации 13.10.2008), выданное Министерством здравоохранения Российской Федерации, в котором указано, производство осуществляет Лаборатории ОАО «Гедеон Рихтер», Венгрия/Gcdeon Richter Pic, Hungary.

Таким образом, возможность предложить к поставке лекарственный препарат «Мидокалм-Рихтер» российского происхождения, соответствующего положениям Документации об электронном аукционе, у всех участников закупки отсутствовала.

Следовательно, цена победителя аукциона не может подлежать корректировке, путем применения преференций и снижения предложенной цены на 15 %.

Таким образом, заявитель считает, что указанные в настоящей жалобе действия Заказчика по снижению цены контракта на 15 % от предложенной Победителем цены, применении преференций, нарушают права и законные интересы Заявителя как Победителя закупки.

Следует отметить, что если Заказчиком применены к Победителю преференции, значит:

- либо Заказчик неправильно применяет положения Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155; и нарушает ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе;

- либо другими участниками закупки, в отношении которых Комиссией принято решении о соответствии заявок требованиям, установленным документации об аукционе, предложен к поставке товар с указанием «недостоверных» сведений в части указания страны происхождения товара; действия комиссии Заказчика, принявшего решение о соответствии заявок, нарушают ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе».

 

В возражениях Заказчика приведены следующие аргументы:

«По итогам электронного аукциона № 0352200029815000523 его победителем было признано общество с ограниченной ответственностью «АЛЬБАТРОС» (Заявитель), предложившее наименьшую цену в ходе торгов - 241 945,14 рублей. В связи с тем, что победителем в первой части заявки был предложен товар, страной происхождения которого является Венгрия, контракт ему был направлен с учетом предусмотренных Приказом №       155 условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а именно с ценой, пониженной на 15 % от предложенной им в ходе торгов - 205 653,37 рубля.

Принимая во внимание положения пункт 7 Приказа № 155, 25.01.2016 г. Заказчиком был направлен проект контракта по цене, предложенной Заявителем, сниженной на 15 процентов. В ответ 29.01.2016 г., 04.02.2016 г. Заявителем были направлены протоколы разногласий к проекту контракта с требованием о заключении контракта по цене, предложенной победителем, без учета преференций.

При этом у Заказчика отсутствовала возможность удовлетворить требования Заявителя по следующим основаниям.

Согласно пункту 8 Приказа № 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, преференции не применяются, в том числе, в случае, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 Приказа № 155.

Однако, участником электронного аукциона № 3 - обществом с ограниченной ответственностью «Медэкспорт-Северная звезда» в первой части заявки было сделано предложение о поставке товара Российского происхождения.

В этой связи правовых предпосылок неприменения положений Приказа № 155 к закупке № 0352200029815000523 у Заказчика не было. Более того, заключение контракта с Заявителем без учета преференций создает для него преимущественные условия участия в торгах, запрет на установление которых определен пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», так как заявка участника электронного аукциона № 2 - акционерного общества «Р-Фарм» оценена с учетом названных преференций.

Необходимо отметить, что согласно Государственному реестру лекарственных средств (grls.rosminzdrav.ru) под международным непатентованным наименованием «Лидокаин+Толперизон» зарегистрировано лишь одно лекарственное средство под торговым наименованием «Мидокалм-Рихтер» (регистрационное удостоверение № П N014846/01 от 31.10.2008), страна происхождения которого - Венгрия.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Однако следует отметить, что согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № Д28и-2222 положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика по установлению недостоверных сведений в первой части заявки. Подобная практика уже воспринята УФАС по Владимирской области (Решение от 05.10.2015 по делу № Г 706-04/2015).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что у единой комиссии Заказчика не возникло обязанности отклонить заявку общества с ограниченной ответственностью «Медэкспорт-Северная звезда» (участник электронного аукциона № 3), которая содержала в себе указание на российское происхождения предлагаемого к поставке товара».

Комиссия не может согласиться с указанной позицией Заказчика, учитывая следующее.

Пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Учитывая, что сведения, содержащиеся в Государственном реестре лекарственных средств, однозначно позволяли аукционной комиссии на этапе рассмотрения первых частей заявок участников закупки установить, что поставляемый товар не производится в Российской Федерации, то аукционной комиссии не имелось оснований считать достоверной информацию о стране происхождения товара (лекарственного препарата с торговым наименование «Мидокалм-Рихтер»), а именно – Россия, указанную в первой части заявки участника закупки ООО «Медэкспорт-Северная звезда».

Более того, Комиссия отмечает, что согласно части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Таким образом, у аукционной комиссии имелись основания и возможность для отстранения участника закупки ООО «Медэкспорт-Северная звезда» от участия в аукционе,  соответственно при надлежащем соблюдении аукционной комиссией требований Федерального закона о контрактной системе у Заказчика не имелось оснований для применения преференций, поэтому, руководствуясь подпунктом «в» пункта 8 Приказа, Заказчик должен был заключить контракт по цене, предложенной победителем аукциона.

На основании изложенного, Комиссия признала жалобу обоснованной.

 

            3.2. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 (далее – Постановление № 1289) определены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно данному Постановлению документация об аукционе должна содержать требование о представлении участниками закупки для подтверждения страны происхождения лекарственного препарата сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза, по форме СТ-1.

Требуемый к поставке препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Однако в нарушение указанных норм Заказчиком не включено в документацию об аукционе требование о представлении участниками закупки сертификата, определенного Постановлением № 1289.

При этом Комиссия отмечает, что в данном конкретном случае указанное нарушение не повлияло на результат закупки.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Альбатрос» на действия БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Поставка лекарственного препарата с МНН Лидокаин+Толперизон» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200029815000523).

 

2. Признать в действиях БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии нарушение требований части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 и части 6.1 статьи 66, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/28-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

10 февраля 2016 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П.  - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Шевченко А.Н.  - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Альбатрос» (далее – Заявитель) на действия БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Поставка лекарственного препарата с МНН Лидокаин+Толперизон» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200029815000523) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии нарушение требований части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 и части 6.1 статьи 66, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 10.02.2016 № 03-10.1/28-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии в срок до 24.02.2016 отменить протокол подведения итогов (далее - Протокол), назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.

 

3. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

 

4. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 10.02.2016 № 03-10.1/28-2016.

 

5. БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом Решения от 10.02.2016 № 03-10.1/28-2016.

 

6. БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и его аукционной комиссии, ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 25.02.2016.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена комиссии Шевченко А.Н.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны