Решение б/н Решение № 03-10.1/287-2015 от 25 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/287-2015

о признании жалобы необоснованной

 

19 августа 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

            Шмаковой Т.П. – заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Комплект сервис» (далее – заявитель, Общество) на действия Казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» (далее – заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона (извещение № 0352200020515000364) «Выполнение комплекса работ по объекту «Строительство детского сада в микрорайоне № 13, Кировский административный округ, г.Омск» (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей заказчика - <…>;

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Омское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила (вх. № 7457э от 14.08.2015) жалоба заявителя, в которой указано, что в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заказчиком в документацию о закупке включена поставка товаров, технологически и функционально не связанных со строительными  работами, выполнение которых является предметом торгов, а именно: оборудование пищеблока, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи; прачечное оборудование.

«Указанное выше оборудование не используется  при осуществлении строительства и его поставка после завершения строительства возможна  без изменения конструктивных решений объекта.

Поставка указанного оборудования технологически не функционально не связаны нис предметом Аукциона (при выполнении строительных работ нет необходимости использовать оборудование пищеблока или прачечное оборудование), ни между собой.

Включение указанного оборудования в состав единого лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение государственного контракта в рамках Аукциона».

Кроме того, по мнению Заявителя, необходимость наличия свидетельства саморегулируемой организации на осуществление строительных работ служит препятствием для принятия участия в конкурсе. Поставщики специализированного оборудования могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и поставить более качественное оборудование. Строительные компании будут обращаться к субпоставщикам, что не сможет обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентноспособной.

Таким образом, объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ, влечет ограничение конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров.

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7546 от 13.08.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 10.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 149221330 руб.

14.07.2015; 29.07.2015; 30.07.2015; 04.08.2015; 18.08.2015 в извещение и документацию об электронном аукционе были внесены изменения и размещены на официальном сайте.

27.07.2015, 05.08.2015, 07.08.2015 на официальном сайте были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.

 

3. Жалоба заявителя подана по процедуре Федерального закона о контрактной системе,  учитывая данное обстоятельство, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области, осуществляющая свои полномочия исключительно в рамках норм Федерального закона о контрактной системе, не вправе давать оценку действиям заказчика и квалифицировать нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».

В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно извещению № 0352200020515000364 и документации об электронном аукционе объектом закупки является выполнение комплекса работ по объекту «Строительство детского сада в микрорайоне № 13, Кировский административный округ, г.Омск» (далее - работы).

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений. Соответственно, к работам по строительству не могут относиться только общестроительные работы, как утверждает заявитель. К данным видам работ относится весь единый технологически и функционально связанный комплекс работ по созданию здания, включающий в себя общестроительные работы, монтажные и пуско-наладочные работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию.

Иными словами, объектом закупки является единый комплекс работ, который включает в себя общестроительные работы, поставку и установку необходимого оборудования, что, в свою очередь, является составной частью одного комплексного процесса создания нового здания.

Строительство объекта осуществляется в соответствии с проектом, который прошел государственную экспертизу. В проектно-сметную документацию входит монтируемое оборудование, связанное со строительством.

Согласно пункту 4.44 постановления Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» при составлении сметных расчетов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений предусмотренное проектом оборудование подразделяется на:

- технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно­компрессорное и другое;

- приборы, средства контроля, автоматики, связи;

- инженерное оборудование зданий и сооружений;

- транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

- машины по уборке территорий цехов;

- оборудование средств пожаротушения;

- оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

- оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

Приложением  № 5 к постановлению Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» определено, что к вышеперечисленным видам оборудования могут относиться:

  •  технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;
  •  санитарно-техническое оборудование, связанное с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов.

Для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» подрядчику необходимо произвести не только монтаж оборудования, указанного в жалобе, но и выполнить пуско-наладочные работы смонтированного оборудования и провести его испытания. Подрядчик должен оформить акт о приемке оборудования после индивидуального испытания и акт о приемке оборудования после комплексного опробования. Также результаты испытаний необходимо представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки в соответствии с Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 года № 212.

В соответствии со статьей 745 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик.

Сторона, в обязанность которой входит обеспечение строительства, несет ответственность за обнаружившуюся невозможность использования предоставленных ею материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ.

Таким образом, поставка на строительную площадку и установка оборудования не подрядчиком, а иной организацией, невозможна без вмешательства в компетенцию подрядчика и его непосредственную деятельность при осуществлении им строительно-монтажных работ.

При этом действия, противоречащие статье 745 Гражданского кодекса Российской Федерации, снимают с подрядчика ответственность за конечный результат и могут сказаться на качестве построенного объекта, что также противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона о контрактной системе, согласно которой при осуществлении закупок казенные учреждения должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд и эффективности расходования бюджетных средств.

В то же время, при констатации отсутствия технологической и функциональной связи, заявителем не представлено документальных доказательств того, что указанное в жалобе оборудование технологически и функционально не связано с объектом закупки и не является монтируемым.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Казенным учреждением Омской области «Омскоблстройзаказчик» прав и законных интересов ООО «Комплект сервис» и о создании препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе).

Вышеуказанная позиция подтверждена судебной практикой  - вступившими в силу решениями арбитражных судов делам А46-3706/2014, А46-7665/2014, А46-10030/2014, А46-11360/2014, А46-16757/2014.

Следует отметить, что в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23 марта 2015 года № 304-КГ15-1413 по делу № А46-3706/2014 особо отмечено, что наличие заинтересованности ООО «Комплект сервис» само по себе не создает правовых оснований для обжалования.

 

 На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «Комплект сервис» на действия Казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона (извещение № 0352200020515000364) «Выполнение комплекса работ по объекту «Строительство детского сада в микрорайоне № 13, Кировский административный округ, г.Омск», предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Заместитель Председателя Комиссии

Член Комиссии  

 

Т.П.Шмакова

Ш.М.Кусанова

А.В.Вормсбехер

Связанные организации

Связанные организации не указаны