Решение б/н Решение № 03-10.1/293-2016по жалобе ООО "Медпроект" от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/293-2016

о признании жалобы обоснованной

 

24 ноября 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Медпроект» (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии (далее – аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки «Поставка инвалидам сигнализаторов звука» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0252100000116000269) (далее – электронный аукцион),

в присутствии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба Заявителя (вх. № 9084 от 17.11.2016) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, в которой указано, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционная комиссия неправомерно признала заявку Общества на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-8474 от 18.11.2016) Заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу Заявителя (вх. № 9253 от 23.11.2016).

Из представленных материалов и информации следует, что 31.10.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1957262,25 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 11.11.2016 заявка ООО «ОПТПЛАСТ» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2019 № 968 (далее – Постановление № 968) определены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с прилагаемым перечнем.

В прилагаемый перечень входит товар, указанный в извещении о проведении электронного аукциона с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности 26.40.20.122 «Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью».

В пункте 6 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств» документации об аукционе Заказчиком указано: «Заказчик применяет положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 2 Постановления № 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

В соответствии с пунктом 7 Постановления № 968 подтверждением признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;

в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.

В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в подпункте 6 пункта 7 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» документации об аукционе Заказчиком установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов, в частности, указанные в пункте 7 Постановления № 968.

В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 11.11.2016 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по следующему основанию:

«Участником закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 ФЗ-44 от 05.04.2013, или копии этих документов, а именно копия одного из следующих документов:

- специальный инвестиционный контракт, в случае, установленном подпунктом «а» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968;

- подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом «б» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968;

- выданное Министерством промышленности и торговли российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом «в» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968;

- сертификат СТ-1 на предложенные в заявке отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом «г» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968.

 (пункты 6 и 7 Раздела I «Информация об электронном аукционе» ДА; п. 15 Извещения об ЭА; ст. 14, пункты 6 ч. 5 ст. 66, п. 1 ч. 6 ст. 69, п.п. «б» п. 3 ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 44 от 05.04.2013, Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968)».

 

В жалобе Заявителем указано, что действия аукционной комиссии противоречат положениям действующего законодательства Российской Федерации по следующим основаниям:

«В случае, когда документы о происхождении товара отсутствуют, Заказчик не вправе отклонять заявку. В указанном случае, предложенная радиоэлектронная продукция должна рассматриваться Заказчиком, как продукция иностранного происхождения. Указанный порядок применяется по аналогии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В возражениях Заказчика указано:

«Пункт 6 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает императивное требование к составу второй части заявки на участие в элек­тронном аукционе, которая должна содержать, в том числе, «документы, под­тверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установ­ленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов».

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе ООО «Медпро- ект» содержит указание на страну происхождения предлагаемого товара - «Россия». Следовательно, вторая часть заявки в соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 7 Раздела I Документации об электронном аукционе должна содержать документы (или их копии), подтверждающие соответствие предлагаемого товара условиям, за­претам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аук­ционе и документы, направленные заказчику оператором электронной пло­щадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В случае, если в составе заявки на участие в электронном аукционе не представлены документы и информация, которые предусмотрены, в том числе частью 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, то такая заявка признается аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

При рассмотрении заявки ООО «Медпроект» аукционной комиссией ус­тановлено, что в составе заявки отсутствуют документы (или копии этих до­кументов), подтверждающие соответствие предлагаемого участником закупки товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в со­ответствии со статьей 14 ФЗ-44 от 05.04.2013. В связи с этим заявка общества была отклонена.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день нормативными право­выми актами о применении национального режима не урегулирована ситуа­ция, когда участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывает страну происхождения товара «Россия» или «Российская Федерация», а во второй части своей заявки не представляет документов, под­тверждающих страну происхождения товара.

Аналогия права, в данном случае, не применима, т.к. норм, регулирую­щих аналогичные отношения, нет. По нашему мнению, нельзя проводить ана­логию между постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 и по­становлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968, поскольку данные нор­мативные правовые акты преследуют разные цели и призваны решать различ­ные задачи.

Так, постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 принято в целях развития национальной экономики (распространяется на государства - члены Евразийского экономического союза). В то время как постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 принято в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации и поддержки российских товаропроизводителей (распространяется только на продукцию, производимую на территории Рос­сийской Федерации).

Поэтому для решения различных задач, в первом случае, устанавлива­ются ограничения допуска при закупке отдельных видов медицинских изде­лий, во втором случае, устанавливаются ограничения и условия допуска при закупке отдельных видов радиоэлектронной продукции.

И как следствие, реализован различный порядок подтверждения соот­ветствия предлагаемого товара условиям, запретам и ограничениям, установ­ленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44- ФЗ.

Кроме того, по вопросу применения положений Постановления Прави­тельства РФ от 26.09.2016 № 968 официальных разъяснений, имеющих юри­дическую силу, органа государственной власти, наделённого в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией изда­вать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов, нет».

Проанализировав содержание заявки Общества на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что  заявка не содержала документов, необходимых для признания радиоэлектронной продукции произведенной на территории Российской Федерации.

Однако в силу пункта 2 Постановления № 968 Заказчик отклоняет заявки при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих совокупным требованиям, установленным данным пунктом Постановления.

По мнению Комиссии, в случае поступления одной заявки ограничение, установленное Постановлением № 968, не применяется, в связи с чем отсутствие в заявке единственного участника закупки документа, подтверждающего страну происхождения товара, не является основанием для отклонения заявки.

При указанных обстоятельствах, Комиссия считает неправомерным решение аукционной комиссии об отклонении заявки участника закупки, в связи с чем жалоба Общества признается обоснованной.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Медпроект» на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Поставка инвалидам сигнализаторов звука» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0252100000116000269).

 

2. Признать в действиях Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/293-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

24 ноября 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Медпроект» на действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Поставка инвалидам сигнализаторов звука» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0252100000116000269) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968,

на основании своего Решения от 24.11.2016 № 03-10.1/293-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии в срок до 08.12.2016 отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 11.11.2016 (далее - Протокол) и назначить новую дату рассмотрения заявки на участие в аукционе.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить Заявителя об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения заявки на участие в аукционе.

3. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 24.11.2016 № 03-10.1/293-2016.

4. Государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом Решения от 24.11.2016 № 03-10.1/293-2016.

5. Государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Оператору электронной площадки проинформировать Омское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 09.12.2016.

Контроль исполнения предписания возложить на члена комиссии <...>.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны