Решение б/н решение 03-10.1/294-2018 по жалобе ООО "СФЕРА-М" на действи... от 24 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/294-2018

о признании жалобы необоснованной

 

26 сентября 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«………..» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«………..» - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя комиссии;

«………..» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «СФЕРА-М» (далее – заявитель, ООО «СФЕРА-М») на действия Акционерного общества «Сибирские приборы и системы» (далее – заказчик, АО «СПС») при осуществлении закупки «На право заключения договоров по разработке рабочей документации и выполнению работ «Реконструкция и техническое перевооружение производства АО «Сибирские приборы и системы» для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС» путем проведения открытого конкурса (извещение № 2052700001518000001) (далее - открытый конкурс),

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей:

заказчика – «………..» (доверенность № 23/115 от 25.09.2018 со сроком действия по 25.12.2018);

специализированной организации – Общества с ограниченной ответственностью Специализированная организация «Тендерный центр» (далее – ООО СО «Тендерный центр») – «………..» (доверенность № 1 от 24.09.2018 со сроком действия 1 год)

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступила (вх. № 8175э от 19.09.2018, направлена в 09.28 час., поступила в 09.43 час.) жалоба заявителя на положения конкурсной документации, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-8164э от 20.09.2018) заказчиком были представлены материалы открытого конкурса (вх. № 8344 от 25.09.2018), из которых следует, что 27.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение № 2052700001518000001 о проведении открытого конкурса «На право заключения договоров по разработке рабочей документации и выполнению работ «Реконструкция и техническое перевооружение производства АО «Сибирские приборы и системы» для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС» и конкурсная документация по лотам:

- Лоту № 1 «Выполнение работ по разработке рабочей документации по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства АО «Сибирские приборы и системы» для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС» с начальной (максимальной) ценой контракта - 2567393 руб.;

- Лоту № 2 «Выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению производства АО «Сибирские приборы и системы» для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС» с начальной (максимальной) ценой контракта – 152352250 руб.

 

Согласно извещению о проведи открытого конкурса срок окончания подачи заявок был установлен 19.09.2018 в 10:00 час., рассмотрение заявок 26.09.2018.

19.09.2018 размещен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, согласно которому на участие в открытом конкурсе поданы заявки:

- по лоту № 1 - заявка № 1 АО «Сибирский институт проектирования предприятий машиностроения» с ценой контракта 2395400 руб.; заявка № 2 ООО «Омский институт проектирования промышленных предприятий «ОМСКПРОМПРОЕКТ» с ценой контракта 1950000 руб.;

- по лоту № 2 - заявка № 3 ООО «Энергостройкомплекс» с ценой контракта 152350000 руб.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе открытый конкурс по Лоту № 2 признан несостоявшимся.

Процедура определения поставщика Омским УФАС России приостановлена в части заключения контрактов до рассмотрения жалобы по существу, при этом заказчик не уведомил Омское УФАС России о приостановлении процедуры открытого конкурса в указанной части.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон Комиссия установила следующее:

 

3.1. В жалобе заявителя указано: «Заказчик необоснованно установил требование о наличие у участника определения поставщика лицензии ФСБ в документации по обоим лотам, при том что в документации или проекте контракта отсутствует обоснование либо указание о необходимости работы со сведениями, составляющими государственную тайну либо что такие сведения будут передаваться».

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 15 «Требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона» конкурсной документации были установлены единые требования по Лотам № 1 и № 2, в том числе «наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

На основании подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

 

 

Согласно подпунктам 5 пункта 17.1 «Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие информацию и документы в соответствии с едиными требованиями к участникам закупки» конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе по Лотам № 1 и № 2 должна содержать, в том числе, «копию лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне), при этом государственную тайну составляют как сведения в военной области, например, о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов, так и сведения в области экономики, науки и техники, например, об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства и пр.

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне пропуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Статьей 8 Закона о государственной тайне установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333, в лицензии указывается, в том числе степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну.

Государственную услугу по лицензированию указанного вида деятельности осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденном приказом ФСБ России от 11.04.2014 № 202, зарегистрированном в Минюсте России 18.06.2014 № 32719.

АО «Сибирские приборы и системы», являясь режимным объектом, осуществляет защиту сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с извещением и конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ на территории АО «Сибирские приборы и системы», проведение указанных работ связано с технической возможностью внедрения несанкционированных средств сбора и передачи информации, составляющей государственную тайну.

На основании части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В нарушение указанной нормы жалоба не содержала документальных доказательств обоснованности указанного довода.

Исходя из изложенного, Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.

Однако при этом Комиссия отмечает, что конкурсная документация не содержала требований к степени секретности требуемой лицензии ФСБ, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 и подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.2. В жалобе приведен довод о том, что «Заказчик необоснованно не установил требование по Лоту №2 дополнительное требование о наличие опыта выполнения работ при начальной цене лота свыше 10 млн. рублей».

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Учитывая, что заказчиком было принято решение об осуществлении закупки в способом открытого конкурса, то дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта устанавливать не требовалось, в связи с чем довод жалобы Комиссия признала необоснованным.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:

 

4.1. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

На основании части 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу части 2 статьи 59 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Распоряжение № 471-р), в который включена позиция «Здания и работы по возведению зданий» с кодом 41.2 ОКПД2 (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионально или межмуниципального, местного значения).

Исходя из раздела 3.2 «Техническое задание по Лоту № 2» конкурсной документации объектом закупки по Лоту № 2 являлось выполнение работ по реконструкции производственных и вспомогательных помещений производственных корпусов № 2, № 30, № 48, расположенных среди заводской застройки по адресу: г.Омск, ул.Харьковская, д.2, с общим строительным объемом реконструкции 13139,26 м³.

Указанное свидетельствует о том, что по Лоту № 2 следовало осуществлять закупку способом электронного аукциона.

Таким образом, в нарушение статей 24 и 59 Федерального закона о контрактной системе, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р заказчиком было неправомерно принято решение об осуществлении по Лоту № 2 закупки способом открытого конкурса.

При этом Комиссия отмечает, что в случае надлежащего выбора способа определения подрядчика путем проведения электронного аукциона в документации следовало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и пунктом 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Однако в извещении о проведении открытого конкурса был указан код работы по ОКПД2 «26.51.20.121» (Аппаратура радионавигационная для работы в системе спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) в то время как описание объекта закупки свидетельствует о том, что должны были выполняться работы по реконструкции и вспомогательных помещений производственных корпусов с кодом 41.2 ОКПД2.

Более того, наряду со строительными работы в объект закупки (пункт 5 раздела 3.2 «Техническое задание по Лоту № 2» конкурсной документации) фактически была включена поставка товаров, непосредственно не связанных со строительными работами (например, температурная камера, климатическая камера, вакуумная печь, оптический безокулярный стереомикроскоп, полуавтомат трафаретной печати и т.д.).

При таком описании объекта закупки были нарушены требования части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе, согласно которой конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 

4.2. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

На основании пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В нарушение указанных норм в составе конкурсной документации не была размещена проектная документация, позволяющая определить объем выполняемых работ.

 

4.3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Однако в нарушение указанной нормы, документация о закупке не содержит обоснования начальной (максимальной) цены контракта и каких-либо сметных расчетов строительства.

 

4.4. Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Статьей 110.2 Федерального закона о контрактной системе установлены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Пунктом 3.1 проекта договора по лоту № 1 заказчиком установлено следующее условие: «Подрядчик обязуется выполнить работы (этапы работ) по договору в соответствии с Графиком производства работ (Приложение № 3 к настоящему договору), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. График производства работ разрабатывается подрядчиком и утверждается сторонами в течение 10 дней с момента заключения договора».

При этом Комиссией установлено, что указанные в проекте договора приложения, являющиеся неотъемлемой частью договора, на официальном сайте ЕИС не размещены. Проект контракта также не содержит графика выполнения строительно-монтажных работ.

На основании пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 5 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Такого условия проект контракта не содержит.

Вместе с тем в нарушение частей 5 и 6 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе при отсутствии графика оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ пунктами 2.7-2.10 проекта договора по Лоту № 2 предусмотрено:

«2.7. Подрядчик до 25-го числа отчетного месяца представляет Заказчику Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3).

2.8. Заказчик в течении 5-ти (Пяти) дней после предъявления Подрядчиком объемов выполненных работ подтверждает их выполнение или направляет Подрядчику мотивированный отказ в их принятии.

2.9. Заказчик осуществляет платежи Подрядчику в течении 10- ти банковских дней после предъявления Подрядчиком объемов выполненных работ посредством перевода денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета Заказчика.

  1. Заказчик вправе производить авансовые платежи Исполнителю в соответствии с законодательством РФ, окончательный расчет производится после подписания акта ввода объекта в эксплуатацию (форма № КС-14)».

При этом Комиссия отмечает, что аналогичное условие о праве заказчика производить авансовые платежи содержится также в пункте 2.6 проекта договора по Лоту № 1.

Такой порядок авансирования без указания конкретных размеров и иных условий, по мнению Комиссии, нельзя признать соответствующим пункту 1 части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 13 части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт также включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Указанного условия проекты договоров не содержат.

 

4.5. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» заказчик определяет виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Комиссией установлено, что заказчиком не определены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

 

 

 

4.6. В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В нарушение части 4 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе заказчиком ни в конкурсной документации, ни в проекте контрактов не указано, что результатом выполненной работы по контракту является реконструируемый объект капитального строительства в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора.

 

4.7. Согласно пункту 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, идентификационный код закупки, а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 настоящего Федерального закона к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В разделе «Информация об особенностях осуществления закупки в соответствии с частями 4-6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ» извещения о проведении открытого конкурса указано, что закупка проводится в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем к извещению не приложены договоры, предусмотренные частью 5 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.8. В силу части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В нарушение указанных норм в проектах договоров не указаны сроки действия договоров по Лотам № 1 и № 2, при этом сроки выполнения работ (например, период выполнения работ составляет ноябрь 2018 – декабрь 2020 гг. (пункт 7.4 проекта договора по Лоту № 1; продолжительность выполнения работ с 2018 по 2020 гг. (пункт 3.4 проекта договора по Лоту № 2) также не позволяют определить срок выполнения основного обязательства, обеспечиваемого банковской гарантией. Указанные обстоятельства не позволяют рассчитать срок действия банковских гарантий.

 

 

4.9. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В нарушение данной нормы конкурсная документация не содержит инструкции по заполнению заявок по Лотам № 1 и № 2.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «СФЕРА-М» на действия Акционерного общества «Сибирские приборы и системы» при осуществлении закупки «На право заключения договоров по разработке рабочей документации и выполнению работ «Реконструкция и техническое перевооружение производства АО «Сибирские приборы и системы» для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС» путем проведения открытого конкурса (извещение № 2052700001518000001).

 

2. Признать в действиях Акционерного общества «Сибирские приборы и системы» нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 и части 13 статьи 34, пунктов 2 и 3 статьи 42, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 50 и подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51, части 2 статьи 59, частей 2, 4-6 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Акционерному обществу «Сибирские приборы и системы» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе передать материалы рассмотрения жалобы ООО «СФЕРА-М» должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

«………..»

Члены Комиссии:

«………..»

«………..»

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/294-2018

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

26 сентября 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…………» - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя комиссии;

«…………» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «СФЕРА-М» на действия Акционерного общества «Сибирские приборы и системы» при осуществлении закупки «На право заключения договоров по разработке рабочей документации и выполнению работ «Реконструкция и техническое перевооружение производства АО «Сибирские приборы и системы» для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС» путем проведения открытого конкурса (извещение № 2052700001518000001) (далее - открытый конкурс),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Акционерного общества «Сибирские приборы и системы» нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 и части 13 статьи 34, пунктов 2 и 3 статьи 42, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 50 и подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51, части 2 статьи 59, частей 2, 4-6 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р,

на основании своего Решения от 26.09.2018 № 03-10.1/294-2018, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Акционерному обществу «Сибирские приборы и системы» в срок до 08.10.2018:

  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса (извещение № 2052700001518000001);
  • вернуть заявки участникам открытого конкурса;
  • аннулировать открытый конкурс (извещение № 2052700001518000001).

 

2. Акционерному обществу «Сибирские приборы и системы» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 09.10.2018 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «…………».

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

«…………»

 

Члены Комиссии:

 

«…………»

«…………»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны