Решение №03-10.1/295-2016 Решение № 03-10.1/295-2016 по жалобе ООО "ЭФ-ТЭК" на действи... от 1 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/295-2016

о признании жалобы обоснованной

28 ноября 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«…………….» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…………….» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………….» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭФ-ТЭК» (далее - заявитель, Общество, ООО «ЭФ-ТЭК») на действия уполномоченного органа - Главного управления контрактной системы Омской области (далее – уполномоченный орган) и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по проведению публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Корректировка проектной документации» (извещение № 0152200004716000564) (далее – электронный аукцион) для нужд заказчика - Казенного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» (далее – заказчик),

в присутствии представителей:

заявителя – «…………….» (доверенность № 027/16 от 24.11.2016);

заказчика – «…………….» (доверенность № 15 от 24.11.2016);

уполномоченного органа – «…………….» (доверенность № 34 от 28.06.2016), «…………….» (доверенность № 20 от 16.05.2016), «…………….» (доверенность № 60 от 17.11.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 7176э от 21.09.2016) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа, в которой указано, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) заявка Общества неправомерно была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-8550э от 22.11.2016) уполномоченным органом были представлены (вх. № 9307 от 24.11.2016) материалы электронного аукциона, а также возражения на доводы жалобы заявителя (вх. № 9375 от 28.11.2016).

Из представленных материалов следует, что 20.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе № 0152200004716000564 с начальной (максимальной) ценой контракта 1057836,51 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.10.2016 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, оба участника были допущены к участию в электронном аукционе.

           Протокол проведения электронного аукциона от 31.10.2016 свидетельствует о том, что в процедуре электронного аукциона приняло участие оба участника. Наименьшее ценовое предложение в размере  618 833,82 руб. сделал участник с порядковым номером 1.

           В протоколе подведения итогов  от 03.11.2016 указано, что заявка участника с порядковым номером 1 – ООО «ЭФ-ТЭК» признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Электронный аукцион был признан несостоявшимся.

16.11.2016 заказчиком был заключен контракт с участником электронного аукциона с порядковым номером 2 - Акционерное общество «Научно-исследовательский центр «Строительство».

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе   заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

В жалобе заявителя указано: «На основании: протокола подведения итогов электронного аукциона № 0152200004716000564/2 от 03 ноября 2016 г. заявка ООО «ЭФ-ТЭК» была признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Обоснование отклонения заявки участника ООО «ЭФ-ТЭК»:

Заявка Общество с ограниченной ответственностью "ЭФ-ТЭК" на участие в электронном аукционе № 0173200007114000067 отклонена по следующему основанию: заявка участника признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в связи с несоответствием участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона и подпунктом 1.1 пункта 1 раздела 22 документации об электронном аукционе - участник отсутствует в Перечне экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 221/пр.

Протокол размещен на сайте www.rts-tender.ru по адресу https://app.rts- tender .ru/supplier/auction/T rade/Vie w. aspx?Id= 100274566.

Указанное решение заказчика считаем необоснованным, так как: Согласно статьи 31 части 6, 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту 44-ФЗ)- Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований 44-ФЗ».

Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в подпункте 1.1 пункта 1 раздела 22 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона», уполномоченным органом было установлено следующее требование к частникам закупки: «наличие участника электронного аукциона в Перечне экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденном в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 221/пр.».

При этом во исполнение требований пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом было установлено: «соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному подпунктом 1.1 пункта 1 раздела 22 документации будет устанавливаться Перечнем экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 221/пр».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 03.11.2016 заявка Общества была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по следующему основанию: «На основании пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона признать  заявку участника несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в связи с несоответствием участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи  31 Федерального закона и подпунктом 1.1 пункта 1 раздела 22 документации об электронном аукционе – участник отсутствует в Перечне экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года   № 221/пр.».

            На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка заявителя была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку Общество не соответствует требованиям, установленным в документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, по причине того, что ООО «ЭФ-ТЭК» (ИНН 7731578294) отсутствует в Перечне экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 221/пр (далее - Перечень).

           

На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что заказчиком неправомерно было установлено требование о том, что участниками закупки могут быть только те участники,  которые включены в указанный Перечень, поскольку данное требования не закреплено ни в статье 31 Федерального закона, ни в Постановлении Правительства Российской Федерации № 382.

Комиссия отмечает, что согласно извещению № 0152200004716000564 объектом осуществляемой заказчиком закупки является оказание услуг по проведению публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Корректировка проектной документации».

При этом в соответствии с пунктом 5 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 382), публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов в 2016 году проводится в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 4 млрд. рублей и более.

Учитывая, что в соответствии с техническим заданием на проведение публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием «Красногорский водоподъемный гидроузел на реке Иртыш. Корректировка проектной документации», сметная стоимость объекта капитального строительства «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш» составляет 14403984,71 тысяч рублей, у Комиссии отсутствуют сомнения в правомерности осуществления заказчиком, уполномоченным органом закупки на оказание услуг по проведению публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием.

Вместе с тем, согласно пункту 9 Положения о проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов осуществляют независимые экспертные организации (далее - экспертные организации), отбор которых осуществляется в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с учетом дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки в случае отнесения товаров, работ, услуг, к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Таким образом, принимая во внимание то, что при осуществлении закупки извещение № 0152200004716000564 уполномоченным органом, заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки не устанавливались, отбор участников закупки, в рассматриваемом случае, должен был осуществляться в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссия отмечает, что ни статьей 31 Федерального закона о контрактной системе, ни Постановлением Правительства Российской Федерации № 382, ни иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, составляющими законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено обязательного требования о том, что  услуги по проведению публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием могут осуществлять только те организации, которые входят в Перечень.

В свою очередь в письменных возражениях уполномоченного органа (вх. 9375э от 28.11.2016) на доводы жалобы указано: «…согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 

 

Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 153/пр (далее — приказ № 153/пр) утвержден порядок формирования перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Таким образом, учитывая, что порядок формирования перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов, утвержден приказом № 153/пр, в документации о закупке было установлено требование о допуске участников закупки к участию в закупке услуг публичного технологического и ценового аудита лиц, включенных в указанный перечень».

Комиссия отмечает, что действительно во исполнение пунктов «б» и «в» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 382 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 01.11.2013 № 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации») были изданы: приказ от 02.04.2014 № 153/пр «Об утверждении порядка формирования перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием» и приказ от 30.04.2014 № 221/пр «Об утверждении перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием», которыми был утвержден порядок формирования Перечня и сам Перечень экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Кроме того, в пункте 9 Положения в редакции от 26.12.2014 было указано, что проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов осуществляют независимые экспертные организации (далее - экспертные организации) и физические лица. Перечень экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, а также порядок его формирования утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Однако в связи с внесением изменений в пункт 9 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»), отбор независимых экспертных организаций на право  проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием стал осуществляться исключительно в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона о контрактной системе с учетом дополнительных требований, устанавливаемых заказчиками, уполномоченными органами.

Кроме того, следует отметить, что Перечень не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, не является нормативным правовым актом.

Таким образом, у заказчика, уполномоченного органа не было правовых оснований для установления  в документации об электронном аукционе требования о наличии участника электронного аукциона в Перечне экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденном в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 221/пр, следовательно, не было и правовых оснований для признания заявки Общества несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, по причине отсутствия ООО «ЭФ-ТЭК» в  Перечне.

На основании изложенного, Комиссия признала жалобу Общества обоснованной.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «ЭФ-ТЭК» на действия уполномоченного органа - Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по проведению публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Корректировка проектной документации» для нужд Казенного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» (извещение № 0152200004716000564).

 

2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 6 статьи 69  Федерального закона о контрактной системе. Учитывая, что на момент направления уведомления о рассмотрении жалобы заказчиком был заключен контракт с победителем электронного аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

 

3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение №0152200004716000564) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны