Решение б/н Дело № 03-10.1/299-2015 по жалобе ООО "Буровик" от 31 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/299-2015

о признании жалобы частично обоснованной

26 августа 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Буровик» (далее – заявитель, Общество) на действия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме запроса котировок на выполнение работ по устройству водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области (извещение № 0152300048315000012) (далее – запрос котировок),

в присутствии представителей:

заявителя -<…>,

заказчика -<…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба заявителя (вх. № 7602 от 19.08.2015) на положения запроса котировок, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7747 от 20.08.2015) заказчиком были представлены материалы запроса котировок (вх. № 7708 от 24.08.2015), а также пояснения на доводы жалобы заявителя (исх. № УСТШ-1672 от 21.08.2015).

Из представленных материалов следует, что заказчиком 10.08.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 351000 рублей.

В протоколке рассмотрения и оценки котировочных заявок от 20.08.2015 указано, что на участие в запросе котировок поступила одна заявка, которая признана соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 9 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе запрос котировок признан несостоявшимся.

Победителем запроса котировок признано ООО «ДАНА» с предложенной ценой договора 349500 рублей.

В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-7747 от 20.08.2015) осуществление закупки приостановлено заказчиком в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу письмо заказчика (исх. № УСТШ-1668 от 21.08.2015).

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:

3.1. По мнению заявителя, заказчиком вместо осуществления закупки в форме электронного аукциона неверно выбран способ определения подрядчика путем проведения запроса котировок, что не позволило потенциальным участникам закупки направить запрос на разъяснение положений документации.

Комиссия не может согласиться с указанной позицией Общества, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 72 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Как следует из извещения о проведении запроса котировок, начальная (максимальная) цена контракта составляет 351000 рублей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения норм Федерального закона о контрактной системе при выборе способа осуществления закупки в форме запроса котировок и признает данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.2. В жалобе указано, что запрос котировок не содержит надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в жалобе заявителем указано на то, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно быть составлено по правилам пункта 9 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе путем использования проектно-сметного метода.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Омского УФАС России, в связи с чем, данный довод заявителя не может быть рассмотрен Комиссией.

Следует также отметить, что при рассмотрении жалоб ООО «Буровик» по делам № 03-10.1/157-2015 и № 03-10.1/217-2015 заявителю неоднократно сообщалось о том, что в полномочия Омского УФАС России не входит осуществление контроля в отношении обоснования заказчиками начальной (максимальной) цены контракта.

Учитывая, что Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области является муниципальным заказчиком, то в части проверки обоснованности начальной (максимальной) цены контракта жалоба заявителя направлена (исх. № 03-7959 от 26.08.2015) Омским УФАС России по подведомственности в  комитет финансов и контроля Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области для рассмотрения жалобы в части соответствия действующему законодательству приложения №1 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» к извещению.

При этом Комиссия отмечает, что в силу части 6 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

В связи с указанным, Комиссия считает некорректным утверждение заявителя о том, что начальная (максимальная) цена контракта должна быть определена и обоснована заказчиком посредством применения проектно-сметного метода.

3.3. Из жалобы следует, что извещение о проведении запроса котировок не содержит требований, позволяющих однозначно определить требования заказчика к объекту закупки, в частности:

«1. Глубина скважины – не менее 120 м и не более 140 м принята на основании гидрогеологического заключения ОАО «Омская геологоразведочная экспедиция (Приложение № 6), с учетом обеспечения максимально возможного дебита в диапазоне не менее 4м3/час и не более 5 м3/час.

Во-первых, указанный документ не является проектной или технической документацией, а выдается как справочная информация с усредненными глубинами и обобщенными показателями для получения лицензии на недропользование. При этом заказчик не разъясняет, что делать подрядчику, если глубина скважины окажется более 140 м с дебитом менее 4м3/час, но оставляет за собой право отказаться от приемки результата работ п. 6.7 муниципального контракта. Более того, закупочная документация вообще не содержит указаний на результат работ.

Во-вторых, заказчик указал ориентировочно место проведения работ: 646590, Омская область, Усть-Ишимского района, с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области. Т.к. водоносный горизонт не располагается ровным слоем с одинаковыми глубинами, то не ясно имеются ли сведения о глубинах в приложенном гидрогеологическом заключении в конкретном выбранном месте расположения водозабора.

Следовательно, либо участников закупки вводят в заблуждение, либо в документации установлено требование о проведении инженерных изысканий, а значит, к участникам закупки должно быть установлено требование о наличии допуска СРО на инженерные изыскания (Приказ Минрегиона от 30 декабря 2009 № 624).

О том, что заказчик требует проведение инженерных изысканий, свидетельствует установленное требование: «По завершении работ выполнить химический анализ воды», но при этом не указываются, количество показателей и кто за эти исследования будет платить.

2. В связи с отсутствием сметной документации, неизвестны иные объемы работ при строительстве скважин (количество, порядок выполнения).

Неизвестной количество и качество материала, в т.ч. для установки водоподъемного оборудования, фильтров и т.д.

Совершенно не ясно, какими качественными характеристиками должны обладать трубы бывшие в употреблении. Условия об использовании труб б/у отсутствуют в муниципальном контракте.

3. Неизвестен результат работ в целом (эксплуатационные характеристики скважины). При этом эксплуатационными характеристиками скважины являются: глубина скважины, водоносный горизонт (его интервалы), объем забираемой воды (дебит).

В частности, Заказчиком установлено требование обеспечения максимально возможного дебита в диапазоне не менее 4 м3/час и не более 5 м3/час., но при этом установлены требования к технической характеристике насоса: Подача: не менее* 6,5 м3/час – не более* 10м3/час. Т.о. заказчик не знает, какой объем воды (дебит) ему необходим и какой мощности насосное оборудование следует применить при строительстве.

Следовательно, заказчиком установлены требования, которые невозможно однозначно понять и выполнить.

4. В документации установлена продолжительность выполнения работ – 1 месяц с момента заключения муниципального контракта (п. 2.7). Но при отсутствии проектной документации на объект, положительного заключения экспертизы проекта зоны санитарной охраны водозабора, а также отсутствие лицензии у Заказчика на право пользования недрами в отношении данной скважины, продолжительность работ может растянуться на неопределенный срок. Отсутствие технической и разрешительной документации вводит потенциальных участников закупки в заблуждение по срокам исполнения обязательств.

При этом, заказчик произвольно трактует положения Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», статья 23.2., где регламентируется условия разработки месторождений, которые осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. В данном законе отсутствуют указания на то, что разрабатывать технический проект (при извлечении объема менее 100  м3/сут.) или иную документацию не требуется, при этом Градостроительным кодексом четко определено, при каком строительстве подготовка проектной документации не требуется (ст. 48).

Все приведенные выше факты не позволяют однозначно понять и установить требования заказчика, а значит, ограничивают участников закупки.

В свою очередь в пояснениях заказчика по указанным доводам заявителя указано следующее: «3.1 Закупочной документацией не предусмотрены инженерные изыскания, в документации использовано Гидрогеологическое заключение, данное АО «Омская геологоразведочная экспедиция», в котором определены место и координаты скважины и глубина залегания воды. Если показан эксплуатационный интервал 120-140 метров, подрядчику нет необходимости бурить скважину более 140 или менее 120 метров, так как можно выйти за предел наиболее водообильного слоя.

В проекте муниципального контракта не предусмотрен химический анализ воды. Заказчик самостоятельно проводит его, тем более, что «Подрядчик не несет ответственность за качество полученной воды по химическому составу (пп. 4.3. п. 4 Проекта муниципального контракта)».

3.2. В соответствии с абзацем один статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» наличие технического проекта не требуется если:

«Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами»

3.3. В описании объекта ошибочно прописаны параметры насоса артезианского с погружным электродвигателем: подача не менее6,5м3/ч и не более 10 м3/ч, а по Гидрогеологическому заключению необходимый подъем не менее 4 м3/ч и не более 5 м3/ч.

Использование труб б/у – это необязательное условие выполнения работ, а только возможность в случае необходимости.

4. Объект закупки «Устройство водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области» предполагает только работы по бурению скважины, приобретение и монтаж водоподъемного оборудования и пуско-наладочные работы, всю работу по вводу в эксплуатацию скважины берет на себя Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области».

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Технические характеристики и требования к товарам, применяемым при выполнении работ, указаны заказчиком в приложении № 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

 

 

            В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.1 Приложения № 4 «Муниципальный контракт» к документации об электронном аукционе установлено: «В целях реализации мероприятий государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение работ по объекту: «Устройство водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области»  (далее – объект) и сдаёт результат работ Муниципальному Заказчику».

Таким образом, фактически предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству водозабора.

В силу части  1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации  Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В соответствии с частью 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации  договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 6 Закона о недрах, недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Абзацем 2 статьи 19.1 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах представленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании на основании утвержденного технического проекта, утвержденного приказом Министерства природы Российской Федерации от 25.06.2009 № 168 (далее – Положение о порядке осуществления добычи подземных вод), технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Пунктом 3 Положения о порядке осуществления добычи подземных вод предусмотрено, что основанием для осуществления права пользования недрами с целью добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд является наличие у пользователя недр лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, предоставленных ему горного отвода и (или) геологического отвода и утвержденного технического проекта на добычу подземных вод.

Согласно абзацу первому статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

В силу абзаца третьего статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение),  подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

На основании пункта 3 указанного Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.

В соответствии с частью 12 Положения в проектную документацию включаются:

а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;

в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;

г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

В силу подпункта «в» пункта 13 Положения в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин.

Из всего вышеизложенного следует, что проведение работ по строительству водозабора осуществляется на основании лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых, а также на  основании утвержденного технического проекта.

В приложении № 2 «Описание объекта закупки» извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлено следующее: «Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", статья 23.2., установлен объем добычи подземных вод, при котором не требуется технический проект на бурение скважины (не более 100 кубических метров в сутки)».

Комиссия установила, что на официальном сайте заказчиком было размещено Гидрогеологическое заключение, выданное Акционерным обществом «Омская геологоразведочная экспедиция» и лицензия на право пользования недрами № 00174, выданная Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Никольск».

При этом Комиссия отмечает, что вышеуказанная лицензия размещена заказчиком не в полном объеме.

Как следует из размещенного заказчиком на официальном сайте Гидрогеологического заключения, на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области в с. Никольск в настоящее время действует четыре скважины.

На заседание Комиссии представителями заявителя представлена копия лицензии на право пользования недрами № 00174, выданная Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Никольск», в которой указано, что среднесуточный отбор подземных вод из четырех скважин в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области не должен превышать 74 куб.м.

В свою очередь в Гидрогеологическом заключении содержится информация о том, что потребность воды составляет 98 м3/сут.

Из представленной заказчиком информации не следует, что у него имеется разрешение на строительство пятой скважины, с учетом которой среднесуточный отбор подземных вод может составлять более 100 кубических метров в сутки. При таких обстоятельствах добыча подземных вод требует наличия соответствующего технического проекта.

В результате проверки Комиссией установлено, что на официальном сайте не размещен технический проект, в связи с чем, Комиссия считает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку в документации об аукционе отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, соответственно признает данный довод жалобы обоснованным.

При этом Комиссия особо отмечает, что отсутствие у заказчика утвержденного технического проекта делает невозможным исполнение контракта в установленный документацией срок.

Следует также отметить, что заказчик при описании объекта закупки также неверно установил показатель товара: «сетка проволочная тканная фильтровая из нержавеющей стали или латунная».

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

4.1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

Проанализировав информацию, размещенную заказчиком на официальном сайте, Комиссия установила, что в извещении о проведении запроса котировок № 0152300048315000012, сформированного программно-аппаратными средствами, в разделе «Требования к участникам», в частности указано «Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Дополнительная информация отсутствует».

В свою очередь, в печатной форме извещения о проведении запроса котировок также размещенной заказчиком на официальном сайте в графе «Требования к участникам» в пункте 3 указано «Обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства,  либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ:

 

4.

Устройство скважин

4.2.

Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)

4.3.

Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем из скважин

4.4.

23.

23.32.

 

24.

24.29.

Тампонажные работы

Монтажные работы

Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений

Пусконаладочные работы

Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения

 

 

 

При указанных обстоятельствах, Комиссия считает, что в извещениях о проведении запроса котировок, одновременно размещенных заказчиком на официальном сайте, имеются противоречия относительно установления требования, предъявляемого к участникам запроса котировок, и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что могло вводить потенциальных участников закупки в заблуждение.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в извещении о проведении запроса котировок заказчиком не установлено требования о том, по какому пункту Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.2. В соответствии со статьей 6 Федерального закона о контрактной системе открытости, прозрачности информации о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

 Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

В приложении № 2 «Описание объекта закупки» извещения о проведении запроса котировок заказчик предусмотрел при проведении работ по устройству водозаборной скважины использование труб б/у.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

 

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (СанПиН 2.1.4.1074-01).

Как следует из извещения о проведении запроса котировок, строительство водозаборной скважины осуществляется в целях обеспечения населения питьевой водой. 

Комиссия считает, что для обеспечения населения питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, соответствующей требованиям СанПиН, является недопустимым использование труб, бывших в эксплуатации (б/у), поскольку в таком случае не будут достигнуты заданные результаты закупки.

При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статей 6 и 12 Федерального закона о контрактной системе.

  

4.3. В соответствии с частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе  заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.

В силу части 4 указанной статьи Федерального закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Комиссия установила, что в форме заявки на участие в запросе котировок (Приложение № 4) заказчиком установлены требования к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие в запросе котировок сведений, не предусмотренных частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе, а именно: «контактное лицо от участника размещения заказа: Ф.И.О.», «номер телефона/факса», «адрес электронной почты».

Кроме того, в нарушение пункта 5 части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в форме заявки на участие в запросе котировок заказчиком не предусмотрена обязанность декларирования принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, в то время как в извещении о проведении запроса котировок были установлены ограничения, предусмотренные частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что заказчиком в целом допущено нарушение части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе.

 

 

 

 

 

4.4. В силу части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе проект контракта не содержит обязательного условия о сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы, в части соответствия ее объема требованиям, установленным контрактом, а также о сроках оформления результатов такой приемки.

 

4.5. В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

            Указанная норма закреплена заказчиком извещении о проведении запроса котировок.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктом 10.1 раздела 10 «Заключительные положения» проекта контракта установлен срок действия контракта: «Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами контракта принятых на себя обязательств».

Указанная формулировка фактически не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта.

 

4.6. В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

 

Согласно части 3 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 7 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Из содержания вышеуказанных норм Федерального закона о контрактной системе следует, что приемка поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг осуществляется исключительно заказчиком.

Вместе с тем, в нарушение статьи 94 Федерального закона о контрактной системе в пункте 6.1 и 6.2 проекта муниципального контракта заказчик предусмотрел следующее условие: «6.1. Муниципальный заказчик осуществляет приемку выполненных подрядчиком работ по формам КС-3, КС-2, предварительно согласованным с БУОО «Управление соцразвития села».

6.2.  По  мере выполнения работ представляет в БУОО «Управление соцразвития села» один экземпляр форм КС-3, КС-2, оформленных в установленном порядке».

При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с Распоряжением Правительства Омской области от 22.07.2015 № 134-рп бюджетное учреждение Омской области «Управление социального развития села» ликвидировано.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Буровик» на действия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме запроса котировок на выполнение работ по устройству водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области (извещение № 0152300048315000012), признав обоснованным довод жалобы заявителя о том, что извещение о проведении запроса котировок не содержит требований, позволяющих однозначно определить требования заказчика.

 

2.  Признать в действиях Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме запроса котировок на выполнение работ по устройству водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области (извещение № 0152300048315000012) нарушение статей 6 и 12, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 73, части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области и ее единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/299-2015

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

 

26 августа  2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Капарушкиной Н.М.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Буровик» на действия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме запроса котировок на выполнение работ по устройству водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области (извещение № 0152300048315000012) (далее – запрос котировок),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области нарушение статей 6 и 12, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 73, части 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 26.08.2015 № 03-10.1/299-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области и ее единой комиссии в срок до 08.09.2015:

- отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 20.08.2015;

- аннулировать запрос котировок на выполнение работ по устройству водозаборной скважины в с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области (извещение № 0152300048315000012).

 

2. Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 09.09.2015 с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны