Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС... от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/307-2015

о признании жалобы частично обоснованной

31 августа 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. –  заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

рассмотрев жалобу ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» (далее – заявитель, Общество) на действия Департамента строительства Администрации города Омска (далее – заказчик), Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) при осуществлении закупки способом открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство закрытой ливневой канализации с очистными сооружениями вдоль ул. Завертяева» (завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию) (реестровый номер «13.0711.15») (извещение № 0152300011915000755),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 7721э от 24.08.2015) жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.

По мнению заявителя, в нарушение части 2.1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком неверно выбран способ закупки.

Также из жалобы следует, что в конкурсной документации не установлена  надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе.

Кроме того, в жалобе заявителя указано на то, что в конкурсной документации установлено требование к участнику закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) на конкретные виды работ в то время как условием допуска к участию в конкурсе должно было являться исключительно свидетельство о допуске к работам по организации строительства.  

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7896 от 25.08.2015) уполномоченным органом были представлены материалы открытого конкурса, из которых следует, что 05.08.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение № 0152300011915000755 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 570720689,17 руб.

27.08.2015 составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, согласно которому поступило три заявки на участие в открытом конкурсе.

 

3. В результате рассмотрения жалобы Общества, представленных материалов, пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной систем конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 2 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» утвержден Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Пунктом 5 Приложения 2  указанного Перечня установлен  следующий случай: «Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей».

Исходя из того, что объект закупки не относится к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, а также искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,  начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении данной закупки превышает 50 млн. руб., заказчик был вправе осуществить закупку способом открытого конкурса.

Данный вывод Комиссии подтверждается позицией Минэкномразвития России и ФАС России, изложенной в совместном письме от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15.

В силу указанного Комиссия признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что  заказчиком неверно выбран способ закупки.

 

 

3.2. На основании пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать  предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Комиссия признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, поскольку  данная инструкция  содержится в разделе 5 конкурсной документации.

 

   3.3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31  Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1- 13 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 52  Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3 указанной статьи  лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Комиссия установила, что в извещении № 0152300011915000755 содержится отсылочная норма на положения части 2 конкурсной документации, содержащей перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В подпункте 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 «Требования к участникам закупки» указано:

«Соответствие  требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств».

 

 

 

При этом в подпункте 4 пункта 5.1.1 раздела 5 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению. Срок, место и порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе»  установлено:

«Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную в документации информацию, а именно: документы или копии таких документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (подпункт 2.1.1 пункта 2.1 документации): свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ на следующий вид работ согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624):

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

3. Земляные работы

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода

4. Устройство скважин

4.4. Тампонажные работы

4.5. Сооружение шахтных колодцев

5. Свайные работы. Закрепление грунтов

5.6. Цементация грунтовых оснований с забивкой инъекторов

6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций

6.1. Опалубочные работы

6.2. Арматурные работы

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций

7.1.Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений

10. Монтаж металлических конструкций

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

12.1. Футеровочные работы

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

17. Устройство наружных сетей канализации:

17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;

17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;

17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации

25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.

28. Устройство шахтных сооружений

28.1. Проходка выработки шахтных сооружений без применения специальных способов проходки

28.5. Проходка выработки шахтных сооружений с применением опускной крепи

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

33.7. Объекты водоснабжения и канализации».

 

 

 

Одновременно пунктом 4.4.3 раздела III «Проект муниципального контракта» предусмотрено: «Генподрядчик обязан выполнить определенные виды работ собственными силами (лично), а именно:

- устройство оснований автомобильных дорог и тротуаров;

- устройство покрытий автомобильных дорог и тротуаров, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;

устройство ливневой канализации».

Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

Комиссия считает, что вид работ «Устройство оснований автомобильных дорог и тротуаров» возможно соотнести с требованием к участникам закупки о предоставлении свидетельства о допуске СРО по виду работ «Устройство оснований автомобильных дорог», предусмотренному пунктом 25.2 раздела  III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» конкурсной документации и Перечня.

При этом вид работ «Устройство покрытий автомобильных дорог и тротуаров, в том числе укрепляемых вяжущими материалами» также возможно соотнести с требованием к участникам закупки о предоставлении свидетельства о допуске по виду работ «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами», предусмотренного пунктом 25.4 раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» конкурсной документации и Перечня.

Однако вид работ «Устройство ливневой канализации», который  должен быть выполнен подрядчиком лично, невозможно соотнести с видами работ, указанными в разделе III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» конкурсной документации.

Кроме того, к устройству ливневой канализации явно не могут быть отнесены  работы по устройству автомобильных дорог (пункт 25 Перечня).

Также в пункте 4.4.3 проекта муниципального контракта не предусмотрены работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, которые должны выполняться подрядчиком лично, вместе с тем в разделе III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» установлено требование о предоставлении допуска СРО по пункту 25.1 «Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек» раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» конкурсной документации.

Из анализа указанных требований, предъявляемых к участникам закупки и подрядчику, можно сделать вывод о том, что данные работы могут выполняться в рамках допуска СРО по организации строительства (пункт 33.2.1 раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» Перечня), однако требования о предоставлении допуска СРО по данному пункту в конкурсной документации не установлено.

Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что условием допуска к участию в конкурсе должно было являться исключительно свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не может быть признан полностью обоснованным, поскольку часть работ по условиям проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, должна выполняться лично подрядчиком.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ЗАО «ПР и СС» на действия заказчика – Департамент строительства Администрации города Омска и уполномоченного органа – Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство закрытой ливневой канализации с очистными сооружениями вдоль ул. Завертяева» (завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию) (Реестровый номер "13.0711.15") (извещение № 0152300011915000755) в части четкого указания в конкурсной документации требований к участнику закупки о наличии допуска СРО на виды работ, которые должны выполняться лично и на виды работ, которые возможно выполнять с привлечением субподрядчиков. 

 

2. Признать в действиях Департамента строительства Администрации города Омска и Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31,  части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту строительства Администрации города Омска,  Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы открытого конкурса (извещение № 0152300011915000755) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/307-2015

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

31 августа 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

            Шмаковой Т.П. –  заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

            Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

            Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

рассмотрев жалобу ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» на действия Департамента строительства Администрации города Омска, Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска при осуществлении закупки способом открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство закрытой ливневой канализации с очистными сооружениями вдоль ул. Завертяева» (завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию) (Реестровый номер «13.0711.15») (извещение № 0152300011915000755),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях заказчика - Департамента строительства Администрации города Омска, уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 31.08.2015 № 03-10.1/307-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Департаменту строительства Администрации города Омска, Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии в срок до 24.09.2015:

- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 26.08.2015 № ПВК1;

- вернуть заявки участников закупки;

- внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса  и конкурсную документацию, в части установления требований к участникам закупки;

- продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней.

 

2. Департаменту строительства Администрации города Омска, Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 25.09.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии А.П.Алексину.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны