Решение б/н Решение № 03-10.1/309-2017 по жалоба ИП "..." на действия Уп... от 6 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/309-2017

о признании жалобы необоснованной

 

29 ноября 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…» – «…»;

«…» – «…»,

рассмотрев жалобу «…» (далее также заявитель, «…») на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее – заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию здания и прилегающей территории (извещение № 0152100000417000042) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя заказчика – «…» (доверенность от 27.11.2017);

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. № 9301э от 22.11.2017) жалоба ИП Чумаков А.А. на положения документации об аукционе, нарушающие, по мнению заявителя,  требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-9430э от 22.11.2017) заказчиком были представлены (вх. № 9506 от 28.11.2017) возражения на жалобу и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 14.11.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение № 0152100000417000042 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2100000 руб.

В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.11.2017 указано, что на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.11.2017 в электронном аукционе приняло участие 3 участника, наименьшее ценовое предложение 1398500 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.

В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-9432э от 22.11.2017) определение исполнителя приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В жалобе Заявителя указано:  «1. Согласно документации об электронном аукционе и техническому заданию, объектом закупки является оказание услуг по обслуживанию здания и прилегающей территории, а именно:

1. Услуги по обслуживанию зданий:

а) техническое обслуживание строительных конструкций зданий;

б) техническое обслуживание систем теплоснабжения;

в) техническое обслуживание систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения;

г) техническое обслуживание системы электроснабжения;

д) техническое обслуживание системы вентиляции;

е) предоставление услуг плотника;

ж) выполнение погрузо-разгрузочных работ;

з) организация гардеробного обслуживания (январь-апрель, сентябрь-декабрь).

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; услуги по техническому обслуживанию пожарного водопровода и гидрантов.

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту системы видеонаблюдения и системы контроля управления доступом (СКУД).

Услуги по погрузке и вывозу твердых бытовых отходов.

Услуги по уборке прилегающей территории.

Услуги по выполнению мероприятий по ГО и ЧС.

Для выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; услуги по техническому обслуживанию пожарного водопровода и гидрантов, согласно п. 2.1 пп. 2.1.1 Документации, единые требования к участникам закупки, п. 4.1 Документации, требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником закупки, участник закупки должен предоставить в составе заявки документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к липам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:

наличие лицензии на деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующие виды работ:

техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ.

На основании вышеизложенного, в документации к электронному аукциону и техническом задании явно выражено, что в один лот объединены различные вилы услуг, как подлежащие лицензированию, так и не подлежащие лицензированию.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обслуживание иных инженерных систем здания не подлежит лицензированию.

Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 06.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту* средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") установлен Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к которым относятся:

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

Объединение услуг по техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; услуги по техническому обслуживанию пожарного водопровода и гидрантов и технического обслуживания инженерных систем здания (система теплоснабжения, системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, система электроснабжения, система вентиляции и прочие услуги по обслуживанию, согласно техническому заданию, которое является неотъемлемой частью Документации об электронном аукционе), а также услуг по уборке прилегающей территории, услуг по организации гардеробного обслуживания, которые не подлежат лицензированию, в один предмет электронного аукциона может привести к ограничению количества участников закупки, т.е. требование о наличии Лицензии МЧС влечет ограничение количества участников.

2. Техническое задание, которое является неотъемлемой частью Документации, также предусматривает ряд услуг, которые не имеют технологической и функциональной взаимосвязи, которые свидетельствуют о единой сфере применения услуг, отсутствует сходная специфика и методы работы. Часть услуг подлежит обслуживанию относительно технической составляющей, а часть услуг, такие как уборка прилегающей территории, гардеробное обслуживание, относятся к иным сферам обслуживания. Для того чтобы обеспечить конкуренцию и предотвратить злоупотребления со стороны заказчиков в виде составления лотов под определенного участника, установлено требование о формировании лотов исключительно технологически и функционально взаимосвязанными с предметом закупки товарами, работами и услугами. Представляется, что этот критерий был выбран законодателем как объективный, обеспечивающий баланс между желаниями и удобством заказчика и возможностями участников рынка предложить ту или иную услугу. Данные обстоятельства также противоречат нормам федерального законодательства в сфере закупок, а именно ст. 33 ФЗ № 44.

3. Техническое задание предусматривает услуги по погрузке и вывозу твердых бытовых отходов. Руководствуясь ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Однако, ни Документацией, ни техническим заданием, ни проектом договора не оглашена позиция Заказчика о порядке привлечения субподрядных организаций. Таким образом, объединение в один лот разных видов, к исполнителям которых законодательством предъявляются различные требования, в том числе требование о наличии двух разных лицензий, приводит или может привести к ограничению доступа к участию в торгах и ограничению конкуренции между участниками торгов, что запрещено ст. 17 Федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЭ "О защите конкуренции"».

Комиссия отмечает, что пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона включаются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пункт 2.1.1 раздела 2 «Требования к участникам закупки, проводимой путем электронного аукциона» документации об аукционе содержит следующую информацию:

«Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:

наличие лицензии на деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующие виды работ:

- техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

Подпункт 2 пункта 4.1 раздела 4 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению, порядок подачи» документации об электронном аукционе содержит следующую информацию:

«2) документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки (подпункт 2.1.1 пункта 2.1 документации):

Лицензия на деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующие виды работ:

- техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ».

Комиссия отмечает, что виды услуг, указанные в разделе II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, тесно связаны с обслуживанием здания, так как включены в комплекс работ по поддержанию исправного состояния здания и его элементов.

Кроме того, недвижимое имущество имеет прочную связь с земельным участком, расположенным под данным недвижимым имуществом, то есть услуги по уборке прилегающей территории функционально связаны с обслуживанием здания.

Следовательно, включение вышеуказанных видов услуг в один лот не противоречит Федеральному закону о контрактной системе.

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с часть 1 статьи 9 Федерального закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

На заседании Комиссии представителем Заказчика даны пояснения о том, что для вывоза твердых бытовых отходов не требуется лицензия, поскольку это мусор из офисных и бытовых помещений.

Комиссия отмечает, что согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» мусор из офисных и бытовых помещений организаций относится к V классу - практически неопасные отходы.

В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Комиссия отмечает, что в проекте не контракта не содержится запрета на привлечение к исполнению контракта субподрядных организаций, следовательно, участник закупки имеет право  привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе в части ограничения конкуренции и составления лота под определенного участника закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы при установлении вышеуказанных требований в документации об электронном аукционе.

В силу указанного Комиссия признала жалобу Заявителя необоснованной.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу «…» на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию здания и прилегающей территории (извещение № 0152100000417000042).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

«…»

«…»

«…»

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны