Решение б/н Решение по жалобе ООО "Импульс" от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/311-2016

о признании жалобы необоснованной

 

16 декабря 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Импульс» (далее – Заявитель, Общество) на действия Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» и его единой комиссии (далее – единая комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки «Оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0852100000216000084)  (далее – электронный аукцион),

в присутствии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России поступила (вх. № 9767 от 12.12.2016) после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе жалоба Заявителя на действия единой комиссии.

Заявитель полагает, что при проведении закупок единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), неправомерно допустив к участию в электронном аукционе всех участников закупки.

Кроме того, Заявитель обжалует положения документации об аукционе, которые, по его мнению, нарушают требования Федерального закона о контрактной системе.

Комиссия отмечает, что в силу требований части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба заявителя была принята к рассмотрению исключительно в части обжалования действий единой комиссии.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-9078 от 12.12.2016) Заказчиком были представлены (вх. № 9924 от 15.12.2016) материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу Заявителя.

Из представленных материалов и информации следует, что 16.11.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 13500000 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.12.2016 поступило тринадцать заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 08.12.2016 восемь участников закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение в сумме 3915000 рублей сделал участник № 6.

Исходя из протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2016 заявки двух участников закупки признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «ИНТЕРСНАБ» с предложенной ценой 4590000 рублей.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из требований части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

На основании части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В силу части 5 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.12.2016 все участники закупки допущены к участию в аукционе.

В жалобе Заявителя указано: «Заказчик необоснованно допустил все 9 поданных заявок до участия в электронном аукционе, тем самым нарушив права участников закупки. Такой допуск основан на неверном понимании Заказчиком необходимости установления требований к используемым участниками закупки материалам при исполнении контракта.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из п.п. 1, 2, 3 Информацию. С учетом того обстоятельства, что заказчик проводит закупку предметом, которой является оказание услуг, следовательно, в Документации должно быть предусмотрено: какую конкретную информацию должна содержать заявка участника закупки: а именно, должно ли это быть исключительно согласие, в соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, либо помимо согласия необходимо устанавливать ещё и конкретные показатели используемых материалов согласно установленным Заказчиком требованиям.

Инструкция по заполнению заявки (часть V документации) указывает, что первая часть заявки должна содержать следующее:

  1. согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных данной документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Кроме указанного, в инструкции установлены подробные правила заполнения конкретных показателей товара.

Тем не менее, в самой документации Заказчик не устанавливает требований к материалам подлежащих применению при оказании услуги.

Очевидно, что не установление требований нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ т.к. отсутствуют технические характеристики объекта закупки, ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, устанавливающей, что «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям».

Таким образом, простое перечисление имеющегося у Заказчика оборудования не создает обязанности у победителя закупки поставить аналогичный товар, а напротив, создает угрозу получения заказчиком товара не соответствующего установленным в РФ техническим регламентам и стандартам, не отвечающего требованиям безопасности, т.к. поставщиком может быть поставлен любой товар по его желанию, соответствующий потребностям Заказчика только по назначению, но никак ни по своим техническим характеристикам.

Указанное обстоятельство также обращает внимание на допущенное нарушение Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ в части не использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации без надлежащего обоснования.

Помимо указанного обязанность надлежащего описания предмета аукционе установлена п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ».

Из вышеуказанных возражений Заказчика следует: «Предметом электронного аукциона оказания услуг является определенная деятельность, какой-либо вещественный результат отсутствует. Заказчиком в части III требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности услуг, к сроку и объему предоставления гарантий качества услуг, адреса объектов полно и четко описан объект закупки».

Также на заседании Комиссии  представителями Заказчика даны пояснения о том, что участники закупки должны руководствоваться рекомендуемой формой первой части заявки, содержащейся в части VI документации об аукционе, согласно которой участники закупки должны представлять в первой части заявки исключительно согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями, установленными документацией об аукционе, а именно: «Изучив документацию электронного аукциона по определению Исполнителя на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области, а также применимые к данному электронному аукциону законодательство и нормативные правовые акты сообщаем о согласии участвовать в электронном аукционе на условиях, установленных в указанных выше документах, и направляем настоящую заявку на участие в электронном аукционе.

Мы согласны оказать услуги, предусмотренные электронным аукционом, на условиях, установленных документацией электронного аукциона  на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области, по цене контракта, не превышающей начальную максимальную стоимость, указанную в документации электронного аукциона».

Таким образом, руководствуясь требованиями части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, единая комиссия проверила первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе и правомерно допустила всех участников закупки к участию в электронном аукционе.

Исходя из изложенного, Комиссия признает жалобу необоснованной.

Вместе с тем, изучив документацию об аукционе, Комиссия установила следующее.

Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области.

Из части III «Требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности услуг, к сроку и объему предоставления гарантий качества услуг, адреса объектов» следует, что при оказании услуг будет использоваться товар, например:

«45. Производить замену неисправных воздушных кранов, спусников.

46. Производить замену неисправной арматуры, вентилей, задвижек и другого сантехнического оборудования.

56. Производить ремонт, замену аварийных участков трубопроводов в системах тепло-, водоснабжения, водоотведения, канализации (до 100 метров, применительно к каждому аварийному участку), не зависимо от диаметра, типа, изготовленного материала и способа прокладки трубопровода.

59. Производить замену и монтаж отдельных водоразборных кранов, смесителей, запорной арматуры, арматуры смывных бачков, раковин, моек, унитазов, писсуаров и другого сантехнического оборудования.

60. Производить техническое обслуживание, ремонт, замену электромоторов, электродвигателей, электровентиляторов, насосов, установленных в системах тепло и водоснабжения, приточно-вытяжной вентиляции установленных на объектах Государственного Заказчика».

Однако, в нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в документации об аукционе не содержатся технические характеристики используемых товаров, а также показатели, позволяющие определить соответствие таких товаров установленным заказчиком требованиям. При этом не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

 

3.2. В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании требований части 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063).

Согласно части 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.

Частью 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Частью 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Комиссией установлено, что пункты 6.3 и 6.6 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, содержат следующие положения:

«6.3. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Государственным Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки  исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом  в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 и составляет 2 % от цены Контракта или ________ рублей.

6.6. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение                     Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 и составляет  5,0 %  от цены Контракта или_____________ рублей».

Вместе с тем, подпункты «а» – «г» пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не был установлен соответствующий требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает требования частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Импульс» на действия Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» и его единой комиссии при осуществлении закупки «Оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0852100000216000084).

 

2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, частей 5 и 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/311-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

16 декабря 2016 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Импульс» на действия Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» и его единой комиссии при осуществлении закупки «Оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0852100000216000084) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, частей 5 и 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 16.12.2016 № 03-10.1/311-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» и его единой комиссии в срок до 29.12.2016 отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона и аннулировать электронный аукцион (извещение № 0852100000216000084).

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания, отменить протокол проведения электронного аукциона (извещение № 0852100000216000084).

3. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания, в срок до 30.12.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <...>.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны