Решение №03-10.1/335-2017 Решение по жалобе № 03-10.1/335-2017 по жалобе ООО "Фултон" ... от 15 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/335-2017

о признании жалобы частично обоснованной

12 декабря 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«……………» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«……………» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«……………» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«……………» – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» (далее - заявитель, Общество, ООО «Фултон») на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (далее – заказчик, БУЗОО «КРД № 6») при осуществлении закупки в форме электронного на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б (извещение № 0352300037817000063),

в присутствии представителей:

заявителя – «……………», директора; «……………» (доверенность от 06.12.2017);

заказчика – «……………» (доверенность от 11.12.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила (вх. № 9777 от 05.12.2017) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, согласно которой при проведении закупки заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-9919э от 06.12.2017) заказчиком представлены (вх. № 9935 от 08.12.2017) возражения на доводы жалобы заявителя и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 27.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение № 0352300037817000063 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 261991,17 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2017 на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, оба участника допущены к участию в электронном аукционе

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

  • жалобе заявителя указано следующее: «I. Считаем, что Заказчиком нарушена ч.2 ст.42, поскольку в извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе не указано:

- количество (объем) медицинских отходов (количество оказания услуги, являющейся предметом контракта). Заказчик указал: количество = 1, единицу измерения - условная единица, цену за единицу измерения = 261 991,17 руб. и стоимость всей услуги = 261 991,17 руб. Нам и другим участникам' аукциона не понятно количество (объем) оказываемой услуги = 1 условной единице.

- цена единицы услуги. Что такое 261 991,17 руб. за 1 условную единицу тоже не понятно? В проекте договора и в Аукционной документации отсутствует цена за единицу услуги».

Комиссией определено, что в разделе «Информация об объекте закупки» извещения № 0352300037817000063 указано следующее:

 

КОД ПОЗИЦИИ

НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ ПО КТРУ

ЕДИНИЦА
ИЗМЕРЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

ЦЕНА ЗА ЕД.ИЗМ.

СТОИМОСТЬ

 
 

38.11.29.000

Оказание услуг по сбору, транспртировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б

усл. ед

1,00

261 991,17

261 991,17

 
       

Итого:

261 991,17

 

Вместе с тем в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указано следующее:

 

Наименование

Количество контейнеров

Периодичность

Количество месяцев /дней

Оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б из контейнеров ёмкостью 0,75 м3 по адресам:

 

 

Ежедневно (кроме воскресенья и праздничных дней)

 

6/149

ул. Перелета, д. 3.

1

ул. 2-я Любинская, д.13, пом. 1 П

1

ул. Верхнеднепровская, д.267, пом 1П

1

 

 

Январь -25 дней

Февраль -23 дня

Март -26 дней

Апрель -25 дней

Май -25 дней

Июнь -25 дней

Комиссия отмечает, что пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень видов работ и услуг, при осуществлении которых в случае невозможности определения объема работ, услуг, заказчику надлежит в извещении и документации о закупке указывать цену единицы работы или услуги.

Объектом закупки (извещение № 0352300037817000063) является оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б.

Комиссия отмечает, что учитывая условия, указанные в приложении в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» к документации об электронном аукционе и проекте контракта, а именно, количество контейнеров, их объем, периодичность вывоза, исполнителю надлежало ежедневно (кроме воскресенья и праздничных дней) вывозить по одному контейнеру из каждого адреса, обозначенного в графике вывозов, объемом не превышающем 0,75 кубических метров. При этом согласно разделу II «Наименование и описание объекта закупки» определен период времени в днях, в течение которого должна быть оказана услуга, следовательно, исполнитель мог определить объем услуг по указанному контракту.

При этом учитывая, что наименование услуги, указанной в извещении № 0352300037817000063, не названо в пункте 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность в извещении и документации о закупке указывать цену единицы услуги.

В силу указанного Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.

 

3.2. В жалобе заявитель указывает: «Заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33, поскольку:

1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть понятно всем участникам размещения закупки, однако Заказчик:

в извещении указывает: количество (объем) оказания услуги = 1 условной единице;

в Приложении №1 к договору указывает: количество - 6 месяцев/- 149 дней;

в обосновании НМЦК указывает: количество (объем) услуг - 447 условных единиц,

отсутствует цена единицы услуги.

Кроме того, Заказчик, установив такой не понятный объем услуги ставит заведомо не выполнимым пункт договора:

- п. 3.7 по предложению Заказчика предусмотренный Договором объем услуг может быть увеличен или уменьшен, но не более чем - на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Договора пропорционально дополнительному объему услуг исходя из установленной в Договоре цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены Договора. При уменьшении предусмотренного Договором объема услуг, стороны договора обязаны уменьшить цену Договора исходя из цены единицы услуги.

Заказчиком в договоре не установлена цена единицы услуги. Не понятно, каким образом Заказчик будет выполнять данный пункт договора. Такое описание услуги указанное Заказчиком, вводит в заблуждение участников торгов».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должно быть указано краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, информацию о месте оказания услуги, а так же график оказания услуг.

В разделе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» извещения № 0352300037817000063 указано следующее: «с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года».

При этом в разделе «Количество» табличной формы раздела «Информация об объекте закупки» извещения № 0352300037817000063 указано «1», что соответствует количеству услуг, равное единице. Учитывая, что услуги не имеют единицы измерения, заказчиком при формировании извещения в разделе «Единица измерения» была указана условная единица.

Комиссия отмечает, что функционал официального сайта ЕИС не позволяет включить все действия, которые необходимо совершить исполнителю по условиям контракта, в связи с чем заказчиком в извещении об осуществлении закупки был указан общий предмет закупки, в то время как в приложении в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе заказчиком было более подробно указано на конкретные действия, их количество и объем, которые необходимо совершить исполнителю в рамках контракта, а также определен график их выполнения.

Комиссией установлено, что требования к техническим и качественным характеристикам были определены заказчиком в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном.

При этом в разделе «Количество» табличной формы разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном заказчиком был установлен период времени, в течение которого будет оказываться услуга и количество дней которое входит в указанный период.

Кроме того согласно разделу II «Наименование и описание объекта закупки» исполнителю надлежит ежедневно (кроме воскресенья и праздничных дней) вывозить по одному контейнеру из каждого адреса, обозначенного в графике вывозов, объемом не превышающем 0,75 кубических метров.

Таким образом, в рамках одной услуги исполнителю надлежит с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года или в течение 6 месяцев, что составляет 149 дней, вывезти 447 контейнеров.

Из указанного следует, что заявителем сравниваются разные характеристики одной услуги график оказания услуг и количество вывозимых контейнеров с территории заказчика.

При этом Комиссия отмечает, что сведения указанные в извещении № 0352300037817000063 полностью соответствуют сведениям, указанным в документации об электронном аукционе.

На основании изложенного Комиссия считает, что в данной части заказчиком небыли нарушены правила объективности описания объекта закупки, установленные статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем считает указанный довод жалобы необоснованным.

Кроме того Комиссия считает необоснованным довод жалобы заявителя о нарушении заказчиком правил объективности описания объекта закупки при использовании заказчиком в наименовании объекта закупки слова «Сбор» по следующим основаниям.

В жалобе заявитель указывает, что: «Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Определение «Сбор», включенное в наименование и описание объекта закупки, не несет объективного характера описания функциональных и технических характеристик объекта закупки исходя из нижеизложенного:

Исходя из терминов и определений СанПиН 2.1.7.2790-10 «Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего обращения».

СанПиН 2.1.7.2790-10 определяются требования к сбору медицинских отходов только внутри медицинских учреждений, и не регламентируют именно прием медицинских отходов в процессе передачи для дальнейшего обращения вне медицинских учреждений. Фактически включается в описание закупки услуга по приемке отходов, при этом не регламентирована СанПиН 2.1.7.2790-10.

В п. 3.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 определена система сбора, которая определяет этапы, не предусматривающие этапа сбор (прием) отходов:

сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории .организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезбреэ/сивание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Кроме того, положениями п.8.2. СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено в ходе учета и контроля движения отходов должны предоставляться - документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов.

Следовательно, в описании закупки формулировка в части оказания услуг по сбору не указывает на характеристики закупки в соответствии с положениями СанПиН 2.1.7.2790-10».

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона об отходах производства и потребления определено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отношения в области обращения с медицинскими отходами исключены из сферы действия Федерального закона об отходах производства и потребления, поскольку указанные отношения регулируются специальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

При этом частью 3 статьи 49 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1. раздела III «Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:

- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезвреживание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Следует отметить, что пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

 

Класс опасности

 

Характеристика морфологического состава

Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО)

Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

Класс Б (эпидемиологически опасные отходы)

Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.

Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы)

Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.

Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.

Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности)

Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

Класс Д (радиоактивные отходы)

Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

 

При этом требования к сбору медицинских отходов определены в разделе IV СанПиН 2.1.7.2790-10.

Приложением 6 к СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что: «Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Комиссия отмечает, описание объекта закупки установлено заказчиком в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

В пункте 3 «Условия оказания услуг» указано, что услуги по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б включают, в том числе сбор медицинских отходов из контейнеров на территории заказчика.

Таким образом, в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе заказчиком определено, что исполнитель должен осуществлять сбор медицинских отходов непосредственно из контейнеров на территории заказчика, а не сбор отходов внутри организаций заказчика.

При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика при использовании в наименовании объекта закупки понятия «сбор» нарушение правил объективности описания объекта закупки, в связи с чем считает указанный довод жалобы необоснованным.

Вместе с тем Комиссия считает возможным согласиться с утверждением заявителя о том, что заказчиком неправомерно при описании объекта закупки было использовано понятие «сдача на обезвреживание» по следующим основаниям.

В жалобе заявителя указано: «В дополнение к вышесказанному СанПиН 2.1.7.2790-10 не предусмотрена формулировка вида обращения с медицинскими отходами - как «сдача на обезвреживание».

Не отвечают положениям объективного характера описания функциональных и технических характеристик объекта закупки положения п. 3 Условия оказания услуг и прилагаемого проекта договора, в частности:

  1. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с медицинскими отходами настоящим законом не регламентируется.
  2. Описание видов работ в услуге не конкретизировано.
  3. Согласно положениям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 порядок действий при нарушении целостности упаковки с медицинскими отходами определяется в схеме обращения с медицинскими отходами.
  4. Проект договора:

- Пункты 5.1.З, 5.1.6 противоречат положениям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10.

- Пункт 5.1.8 не определяет конкретно, каких контейнеров и где необходимо дезинфицировать.

- Пункт 5.1.11 предполагает сообщение об окончании оказания услуг, однако не определяет, что понимается под «окончанием оказания услуг».

- Пункт 5.2.2 противоречит требованиям п.4.16. СанПиН 2.1.7.2790-10 в части размещения контейнера с медицинскими отходами на открытой площадке.

- Пункты 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4. противоречат СанПиН 2.1.7.2790-10 в части определения понятия «сборник-контейнер». Данное определение не предусмотрено положениями СанПиН 2.1.7.2790-10».

Комиссия отмечает, что в абзаце втором пункта 3 «Условия оказания услуг» раздела II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указано, что: «Услуги по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б представляют собой комплекс услуг по сбору, транспортировке, утилизации (обезвреживанию), размещению отходов с соблюдением Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», иных норм и требований действующего законодательства».

Как справедливо отметил в своей жалобе заявитель «в соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с медицинскими отходами настоящим законом не регламентируется».

Кроме того в разделе пункта 3 «Условия оказания услуг» раздела II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указано: «Услуги по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б включают:

- сбор медицинских отходов из контейнеров на территории Заказчика;

- погрузку Исполнителем медицинских отходов в специализированный транспорт Исполнителя;

- транспортирование Исполнителем медицинских отходов на участок по обращению с медицинскими отходами;

- разгрузку Исполнителем медицинских отходов на участоке по обращению с медицинскими отходами;

- обезвреживание, размещение медицинских отходов на участке по обращению с медицинскими отходами;

- дезинфекцию контейнеров.

Транспортирование отходов должно производиться специализированным транспортом, предназначенным для оказания услуг, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Исполнитель обязуется после сбора и вывоза отходов, а также в случае загрязнения прилегающей к контейнерной площадке территории при погрузке отходов, осуществлять своими силами уборку контейнерной площадки и прилегающую к контейнерной площадке территорию на расстоянии не менее 1 м.».

Таким образом, разделом II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе не определено каким образом должна быть осуществлена передача медицинских отходов на обезвреживание.

На заседании Комиссии представителем заказчика дан пояснения о том, что после сбора медицинских отходов исполнитель может как своими силами обезвредить медицинские отходы при наличии соответствующего оборудования, так и передать их третьему лицу для обезвреживания в случае его отсутствия.

Однако при таких обстоятельствах остается непонятным вопрос о том, с какого момента услуга считается оказанной исполнителем: с момента обезвреживания медицинских отходов либо с момента передачи медицинских отходов на обезвреживание. При этом проект контракта не содержит указания на порядок и сроки передачи исполнителем медицинских отходов для обезвреживания третьему лицу.

Представитель заказчика, присутствовавший на заседании Комиссии, также не смог дать пояснений по данному вопросу.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено что, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Следовательно, возможность привлечения соисполнителя при оказании услуг должна быть прямо закреплена в контракте.

Вместе с тем проект контракта не содержит условия о возможности привлечения соисполнителя при оказании услуг, являющихся предметом контракта.

Таким образом, победитель по контракту обязан лично оказать весь спектр услуг по сбору, транспортировке и обеззараживанию медицинских отходов заказчика, следовательно, заказчиком неправомерно использована формулировка при описании объекта закупки «сдача на обеззараживание», в связи с чем, Комиссия считает указанный довод жалобы обоснованным.

 

3.3. В жалобе заявителя указано: «Указание в описании объекта закупки показателя «контейнер» в определении объема услуги не соответствует требованиям п.2 ч.1 ст. 33, так как данное определение противоречит законодательству о стандартизации.

Действующим законодательством о стандартизации определены показатели:

- веса (тонна, кг, грамм и т.д.);

- объема (м , дм (литр), см и т.д);

- количества (шт.).

Показателя измерения объема услуги «контейнер» никакими нормативными документами не предусмотрено.

В описание объекта закупки отсутствует обоснование Заказчика о необходимости применения показателей (условных обозначений и терминологии), не указанных в законодательстве о стандартизации.

Учитывая, что в документации указывается объем предполагаемого контейнера 0,75 м3, у Заказчика есть возможность применить определенные законодательством о стандартизации показатели, в частности:

- объема - м3, литр;

- веса -тонна, кг (заказчик знает морфологический состав образующихся у него отходов).».

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, как, например, в рассматриваемом случае к его составу, весу и упаковке.

Однако следует отметить, что при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Ранее уже отмечалось, что требования к услуге были установлены заказчиком в приложении в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

При этом в разделе «Наименование» табличной формы указано следующее: «Оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б из контейнеров ёмкостью 0,75 м3».

Комиссия отмечает, что действительно в аукционной документации отсутствуют ссылки на конкретные стандарты и технические регламенты, в которых бы использовалось такое понятие как «контейнер» однако данное обстоятельство не противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе на основании следующего.

Из буквального прочтения нормы следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Не указание в аукционной документации на конкретные стандарты и технические регламенты при описании объекта закупки не может вводить участников закупки в заблуждение относительно предъявляемых к услуге требований, поскольку каждый технический регламент имеет свой предмет правового регулирования, в том числе по требования к обращению с медицинскими отходами.

При этом в абзаце втором раздела 3 «Условия оказания услуг» указано, что услуги по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б представляют собой комплекс услуг по сбору, транспортировке, утилизации (обезвреживанию), размещению отходов с соблюдением, в том числе СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», иных норм и требований действующего законодательства.

Таким образом, заказчиком был определен стандарт, которому должна соответствовать услуга, являющаяся предметом закупки.

Следует отметить, что заявитель ошибочно считает, что объем услуги измеряется заказчиком в «контейнерах», поскольку исходя из описания объекта закупки, указанного в разделе «Наименование» табличной формы разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указано, что оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б из контейнеров ёмкостью (или иначе объемом) 0,75 м3.

Таким образом, заказчиком определен объем услуги в кубических метрах, которые соответствуют законодательству о стандартизации, как об этом указывает в жалобе сам заявитель.

По мнению Комиссии, указание заказчиком в описании объекта закупки таких понятий как «контейнер», «бочка», «фляга», «бокс», «коробка», «ящик» или иной тары не может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки в виду того, что заказчиком в документации определен максимальный объем определенной тары, в которую будут помещаться медицинские отходы, соответственно, заказчиком определен максимальный объем медицинских отходов класса Б, который подлежит вывозу с территории заказчика согласно графика оказания услуг.

При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, заказчиком при описании объекта закупки были использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, соответствующие законодательству Российской Федерации о стандартизации, следовательно, документация не должна содержать указанного обоснования.

На основании изложенного Комиссия считает приведенный выше довод жалобы необоснованным.

 

3.4. В жалобе заявитель указывает: «Считаю, что в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31, необходимо установить требование к лицам, осуществляющим оказание услуги по обращению с медицинскими отходами, являющихся объектом закупки, в части отнесения к специализированной организации в соответствии с положениями СанПиН 2.1.7.2790-10.

Как вариант данное требование может быть изложено в следующей формулировке: «Соответствие требованиям к специализированной организации согласно СанПиН 2.1.7.2790-10»».

Комиссией определено, что в пункте 2.1.1 раздела 2 «Требования к участникам закупки» документации об аукционе указано: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:

- требование не установлено».

Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;

Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» был утвержден порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка определено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления в том числе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, Порядком определен закрытый перечень видов деятельности, на которые требуется оформление санитарно-эпидемиологического заключения. Следует отметить, что услуги по транспортировке и обезвреживанию необеззараженных медицинских отходов класса Б в указанный перечень не включены.

При этом следует отметить, что к отходам I - IV класса опасности согласно пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 относятся медицинские отходы класса Г.

Комиссия отмечает, что согласно части 1 статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в там числе посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.

В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления в частности деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

При этом следует также отметить, что в соответствии с пунктом 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости («Отходы. Класс Г») в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Пунктом 4.30 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к обращению с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности.

При этом в соответствии с пунктом 4.31 СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не предъявляет требований к организациям, осуществляющим сбор и обезвреживание медицинских отходов класса «Б» о наличии соответствующей лицензии, как, например, к организациям, осуществляющим сбор и обеззараживанию медицинских отходов класса «Г» и «Д».

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, о том, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения необходимо соискателю для получения лицензии на соответствующий вид деятельности. Учитывая что услуги по на сбору транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б не лицензируются, следовательно, участник закупки не должен обладать санитарно-эпидемиологическим заключением на указанный вид деятельности.

В связи с чем Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» при осуществлении закупки в форме электронного на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б (извещение № 0352300037817000063) в части необъективного описания объекта закупки, связанного с передачей на обезвреживание медицинских отходов класса Б.

 

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области Клинический родильный дом № 6» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии

«……………»

 

Члены Комиссии:

 

«……………»

 

 

«……………»

 

 

«……………»

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/335-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

12 декабря 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«……………» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«……………» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«……………» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«……………»– специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» при осуществлении закупки в форме электронного на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б (извещение № 0352300037817000063),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 12.12.2017 № 03-10.1/335-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» в срок до 25.12.2017:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона,

- аннулировать электронный аукцион (извещение № 0352300037817000063).

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 26.12.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «……………»

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

«……………»

Члены Комиссии:

«……………»

 

«……………»

 

«……………»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны