Решение №03-10.1/344-2017 Решение № 03-10.1/344-2017 по жалобе ООО Фултон на действия ... от 26 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/344-2017

о признании жалобы необоснованной

 

21 декабря 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«……………..» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«……………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«……………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» (далее - заявитель, Общество, ООО «Фултон») на действия уполномоченного органа - Главного управления контрактной системы Омской области (далее – уполномоченный орган. ГУКС Омской области) при осуществлении закупки в форме электронного на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (далее – заказчик, БУЗОО «КМХЦ МЗОО») (извещение № 0152200004717001303),

в присутствии представителей:

заявителя – «……………..», директора; «……………..» (доверенность от 22.11.2017);

уполномоченного органа – «……………..» (доверенность №86 от 04.09.2017), «……………..» (доверенность № 69 от 11.04.2017),

заказчика – «……………..» (доверенность № 38-17 от 20.11.2017), «……………..» (доверенность № 42-17 от 20.12.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила (вх. № 10063 от 14.12.2017) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, согласно которой при проведении закупки заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-10212э от 15.12.2017) уполномоченным органом представлены (вх. № 10215 от 19.12.2017) возражения на доводы жалобы заявителя и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 08.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение № 0152200004717001303 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 821250 руб.

Согласно протоколу от 15.12.2017 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, оба участника допущены к участию в электронном аукционе.

Протоколом проведения электронного аукциона от 18.12.2017 установлено, что наименьшее ценовое предложение в размере 435 262,50 рублей сделано участником с порядковым номером 1.

Из протокола от 19.12.2017 следует, что заявки участников электронного аукциона признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В жалобе заявитель указывает: «Само наименование и далее описание объекта закупки «Оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б» противоречит требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 и следовательно не может носить объективный характер.

В описании объекта закупки (Приложение № 1 к АД) указано: «Оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б» включает в себя:

  1. транспортировка отходов силами Исполнителя к месту обезвреживания отходов;
  2. сдача отходов на обезвреживание.

Данная формулировка не может носить объективный характер, так как противоречит требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10, ограничивает конкуренцию, а пункт 4 противоречит п. 1.5 проекта договора (Исполнитель может осуществлять обезвреживание отходов лично (при наличии возможности) или путем привлечения к исполнению настоящего договора соисполнителей, посредством заключения договоров, в которых самостоятельно определяет порядок и условия передачи отходов на обезвреживание).

Исходя из смысла описания объекта закупки, Исполнитель обязан собственными силами провести транспортировку отходов и сдать их на обезвреживание, то есть привлечь субподрядчика. Однако, согласно данного описания Исполнитель, осуществляющий обезвреживание, не имеет право привлечь для оказания услуг по транспортировке субподрядчика. Считаю, что данная формулировка направлена на ограничение конкуренции, внесена с целью возможности участия в закупке посреднических организаций, не являющихся специализированными организациями согласно положений СанПиН 2.1.7.2790-10, следовательно, противозаконна».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должно быть указано краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, информацию о месте оказания услуги, а так же график оказания услуг.

Комиссия отмечает, что функциональные технические и качественные характеристики оказываемой услуги были определены уполномоченным органом в приложении № 1 «Заказ на оказание услуг» документации об электронном аукционе (далее – Заказ на оказание услуг).

В абзаце первом раздела «Описание объекта закупки, объем услуг» табличной формы Заказа на оказание услуг указано: «Оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б включает в себя:

1) сбор отходов на территории Заказчика из многоразовых контейнеров Заказчика, объемом 0,75 м3, имеющих соответствующую маркировку, в транспорт Исполнителя силами и за счет средств Исполнителя. Отходы собираются Заказчиком в пакеты и складируются в контейнеры. Исполнитель осуществляет погрузку пакетов с медицинскими отходами класса Б в транспорт Исполнителя собственными силами;

 

2) вывоз отходов Исполнителем с территории Заказчика силами и за счет средств Исполнителя;

3) транспортировка отходов силами Исполнителя к месту обезвреживания отходов;

4) сдача отходов на обезвреживание».

В свою очередь в пункте 1.5 проекта контракта указано: «Исполнитель может осуществлять обезвреживание отходов лично (при наличии возможности) или путем привлечения к исполнению настоящего договора соисполнителей, посредством заключения договоров, в которых самостоятельно определяет порядок и условия передачи отходов на обезвреживание».

На заседании Комиссии представителем уполномоченного органа даны пояснения о том, что после сбора медицинских отходов исполнитель может как своими силами обезвредить медицинские отходы при наличии соответствующего оборудования, так и передать их третьему лицу для обезвреживания в случае его отсутствия.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено что, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Следовательно, возможность привлечения соисполнителя при оказании услуг должна быть прямо закреплена в контракте.

Учитывая, что проект контракта содержит соответствующее условие о возможности привлечения соисполнителя при оказании услуг, следовательно, победитель по контракту может оказать весь спектр услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов заказчика как лично при наличии соответствующего оборудования, так и привлечь к их исполнению третьих лиц при его отсутствии.

При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.

Также Комиссия считает необоснованным довод жалобы заявителя о том, что: «Описание закупки не может носить объективный характер, так как:

- Указанное в описании закупки требование об указании в журнале учета количества вывозимых единиц упаковки и/или веса отходов противоречит установленной единице измерения «Контейнер».

- Исходя из описания закупки, невозможно определить какой объем контейнеров необходимо вывести. Формулировка «не менее 1 и не более 3 контейнеров в день» не носит объективного характера описания закупки. Исходя из описания закупки, может быть и 730 шт. и 1460 шт.» по следующим основаниям.

В абзаце четвертом Заказа на оказание услуг указано: «Периодичность, объем, время и место сбора и вывоза отходов:

- ежедневно, включая выходные и праздничные дни, в количестве не менее одного и не более трех контейнеров в день, с 08:00 до 9:00 (время местное) по адресу: 644007, г. Омск, ул. Булатова, 105;

- ежедневно, включая выходные и праздничные дни, один контейнер в день, с 08:00 до 9:00 (время местное) по адресу: 644518, Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, ул. Курортная, д. 19».

При этом в абзаце пятом Заказа на оказание услуг указано: «Количество контейнеров: 1095».

Комиссия отмечает, что условия, указанные в Заказе на оказание услуг и проекте контракта, а именно, количество контейнеров, их объем, периодичность вывоза, позволяют исполнителю определить объем услуг по указанному контракту.

Кроме того Комиссия считает необоснованным довод жалобы заявителя о нарушении заказчиком правил объективности описания объекта закупки при использовании заказчиком в наименовании объекта закупки слова «Сбор» по следующим основаниям.

В жалобе заявитель указывает, что: «Не объективность описания закупки подтверждается положениями СанПиН 2.1.7.2790-10:

Исходя из терминов и определений СанПиН 2.1.7.2790-10 «Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего обращения».

Данными санитарными нормами определяются требования к сбору медицинских отходов только внутри медицинских учреждений, и не регламентируют именно прием медицинских отходов в процессе передачи для дальнейшего обращения. Фактически включается в описание закупки услуга по приемке отходов, при этом ничем не регламентирована.

В п. 3.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 определена система сбора, которая определяет этапы, не предусматривающие этапа сбор (прием) отходов:

сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезвреживание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Кроме того, положениями п. 8.2. СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено в ходе учета и контроля движения отходов должны предоставляться - документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов.

Следовательно, в описании закупки формулировка в части оказания услуг по сбору не указывает на характеристики закупки».

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона об отходах производства и потребления определено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отношения в области обращения с медицинскими отходами исключены из сферы действия Федерального закона об отходах производства и потребления, поскольку указанные отношения регулируются специальным законодательством.

Вместе с тем Федеральным законом об отходах производства и потребления определен понятийный аппарат, который распространяется, в том числе на обращение с медицинскими отходами. Таким образом, СанПиН 2.1.7.2790-10 и Федеральный закон об отходах производства и потребления взаимосвязаны между собой. Из указанного следует, что заказчик мог указать на соответствие оказываемой услуги требованиям Федерального закона об отходах производства и потребления.

При таких обстоятельствах Комиссия считает довод жалобы заявителя о том, что «В описании объекта закупки Заказчик указывает на необходимость выполнения требований ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ, который не регламентирует обращение с медицинскими отходами» необоснованным.

Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

При этом частью 3 статьи 49 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

 

 

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1. раздела III «Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:

- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезвреживание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Следует отметить, что пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

 

Класс опасности

 

Характеристика морфологического состава

Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО)

Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

Класс Б (эпидемиологически опасные отходы)

Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.

Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы)

Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.

Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.

Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности)

Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

Класс Д (радиоактивные отходы)

Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

 

При этом требования к сбору медицинских отходов определены в разделе IV СанПиН 2.1.7.2790-10.

Приложением 6 к СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что: «Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Комиссия отмечает, описание объекта закупки установлено уполномоченным органом в заказе на оказание услуг.

В пункте 1 раздела «Описание объекта закупки, объем услуг» Заказа на оказание услуг указано: «Сбор отходов на территории Заказчика из многоразовых контейнеров Заказчика, объемом 0,75 м3, имеющих соответствующую маркировку, в транспорт Исполнителя силами и за счет средств Исполнителя. Отходы собираются Заказчиком в пакеты и складируются в контейнеры. Исполнитель осуществляет погрузку пакетов с медицинскими отходами класса Б в транспорт Исполнителя собственными силами».

Таким образом, в пункте 1 раздела «Описание объекта закупки, объем услуг» Заказа на оказание услуг определено, что исполнитель должен осуществлять сбор медицинских отходов непосредственно из контейнеров на территории заказчика, а не сбор отходов внутри организаций заказчика.

При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика при использовании в наименовании объекта закупки понятия «сбор» нарушение правил объективности описания объекта закупки, в связи с чем считает указанный довод жалобы необоснованным.

Кроме того Комиссия считает необоснованным довод жалобы заявителя о том, что: «Включение в описание формулировки «Оказание услуг по транспортировке и сдаче на обезвреживание» противоречит положениям СанПиН 2.1.7.2790-10.» по следующим основаниям.

В жалобе заявитель указывает: «Так п. 3.8 определено: Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов

Пунктом 4.16 определено: Медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания.

Пунктом 8.2 определено: Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:

документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

Обращаю внимание, в определении указано и, а не или.

Пунктом 10.1 дано определение специализированной организации:

10.1 Участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок)

Согласно положений СанПиН 2.1.7.2790-10, единственного нормативного документа по обращению с медицинскими отходами, описание услуги необходимо указывать «Оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б». При этом положениями СанПиН 2.1.7.2790-10 не допускается для осуществления транспортирования и обезвреживания привлечение сторонних лиц, кроме специализированных организаций».

Комиссия отмечает, что в абзаце первом Заказа на оказание услуг установлено: «Оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б включает в себя:

1) сбор отходов на территории Заказчика из многоразовых контейнеров Заказчика, объемом 0,75 м3, имеющих соответствующую маркировку, в транспорт Исполнителя силами и за счет средств Исполнителя. Отходы собираются Заказчиком в пакеты и складируются в контейнеры. Исполнитель осуществляет погрузку пакетов с медицинскими отходами класса Б в транспорт Исполнителя собственными силами;

2) вывоз отходов Исполнителем с территории Заказчика силами и за счет средств Исполнителя;

3) транспортировка отходов силами Исполнителя к месту обезвреживания отходов;

4) сдача отходов на обезвреживание».

При этом абзацем шестым Заказа на оказание услуг определено: «Качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием (предоставлением по требованию Заказчика) документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.2790-10 и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации».

Из указанного следует, что заказчиком, уполномоченным органом определено, какие действия необходимо выполнить исполнителю в рамках заключенного контракта, а также определены требования, которым должна соответствовать оказываемая им услуга.

Таким образом, исполнитель и оказываемые им услуги должны соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к лицам, осуществляющим подобного рода услуги в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10.

При этом следует отметить, что в пункте 10.1 СанПиН 2.1.7.2790-10, вопреки утверждению заявителя, не определено понятие специализированной организации, а также не установлен исчерпывающий перечень требований, при наличии которых участник закупки буден относиться к специализированной организации.

При таких обстоятельствах Комиссия считает приведенный выше довод жалобы необоснованным.

Кроме того в жалобе заявитель указывает: «В проекте договора:

- Пункт 1.5 противоречит п. 4) описания закупки и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10.

- Пункт 3.1., 5.3.3 не ясно, что подразумевается под определением «обычно».

- Пункт 3.2 носит предположительный характер «если», что не допустимо для договора.

- Пункт 5.3.1. определяет приемку отдельного этапа исполнения договора, однако что такое этап договором не определено».

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Следует отметить, что в рассматриваемом случае указание заявителем в жалобе только на обжалуемые действия заказчика, уполномоченного органа не позволяет определить, какие права и законные интересы участника закупки были нарушены указанными действиями заказчика, соответственно, не позволяет Комиссии дать им правовую оценку.

При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.3. В жалобе заявителя указано: «Указание в описании объекта закупки показателя «контейнер» в определении объема услуги не соответствует требованиям п.2 ч.1 ст. 33, так как данное определение противоречит законодательству о стандартизации.

Действующим законодательством о стандартизации определены показатели:

- веса (тонна, кг, грамм и т.д.);

- объема (м , дм (литр), см и т.д);

- количества (шт.).

Показателя измерения объема услуги «контейнер» никакими нормативными документами не предусмотрено.

Кроме того в описании объекта закупки у Заказчика отсутствует обоснование необходимости применения им такого показателя (условного обозначения и термина), как «контейнер», не указанного в законодательстве о стандартизации.

Учитывая, что в документации Заказчик указывает объем предполагаемого им «контейнера» объемом 0,75 м ., т.е. в единицах, соответствующих законодательству о стандартизации, следовательно, у Заказчика есть возможность применить определенные законодательством о стандартизации показатели, в частности:

- объема - м, литр;

- веса - тонна, кг.

Тем самым вводя в заблуждение всех участников закупки».

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, как, например, в рассматриваемом случае к его составу, весу и упаковке.

Однако следует отметить, что при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Ранее уже отмечалось, что требования к услуге были установлены уполномоченным органом в Заказе на оказание услуг.

В пункте 1 раздела «Описание объекта закупки, объем услуг» табличной формы указано: «сбор отходов на территории Заказчика из многоразовых контейнеров Заказчика, объемом 0,75 м3, имеющих соответствующую маркировку, в транспорт Исполнителя силами и за счет средств Исполнителя. Отходы собираются Заказчиком в пакеты и складируются в контейнеры. Исполнитель осуществляет погрузку пакетов с медицинскими отходами класса Б в транспорт Исполнителя собственными силами».

Комиссия отмечает, что действительно в аукционной документации отсутствуют ссылки на конкретные стандарты и технические регламенты, в которых бы использовалось такое понятие как «контейнер», однако данное обстоятельство не противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе на основании следующего.

Из буквального прочтения нормы следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Неуказание в аукционной документации на конкретные стандарты и технические регламенты при описании объекта закупки не может вводить участников закупки в заблуждение относительно предъявляемых к услуге требований, поскольку каждый технический регламент имеет свой предмет правового регулирования, в том числе по требования к обращению с медицинскими отходами.

При этом в абзаце шестом раздела «Описание объекта закупки, объем услуг» табличной формы Заказа на оказание услуг указано: «Качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием (предоставлением по требованию Заказчика) документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.2790-10 и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации».

Таким образом, заказчиком был определен стандарт, которому должна соответствовать услуга, являющаяся предметом закупки.

Следует отметить, что заявитель ошибочно считает, что объем услуги измеряется заказчиком в «контейнерах», поскольку исходя из описания объекта закупки, указанного в разделе «Описание объекта закупки, объем услуг» табличной формы Заказа на оказание услуг указано, что оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б из контейнеров ёмкостью (или иначе объемом) 0,75 м3.

Таким образом, заказчиком определен объем услуги в кубических метрах, которые соответствуют законодательству о стандартизации, как об этом указывает в жалобе сам заявитель.

По мнению Комиссии, указание заказчиком в описании объекта закупки таких понятий как «контейнер», «бочка», «фляга», «бокс», «коробка», «ящик» или иной тары не может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки в виду того, что заказчиком в документации определен максимальный объем определенной тары, в которую будут помещаться медицинские отходы, соответственно, заказчиком определен максимальный объем медицинских отходов класса Б, который подлежит вывозу с территории заказчика согласно графика оказания услуг.

При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, заказчиком при описании объекта закупки были использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, соответствующие законодательству Российской Федерации о стандартизации, следовательно, документация не должна содержать указанного обоснования.

На основании изложенного Комиссия считает приведенный выше довод жалобы необоснованным.

 

3.4. В жалобе заявитель указывает: «Считаю, что в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31, необходимо установить требование к лицам, осуществляющим оказание услуги по обращению с медицинскими отходами, являющихся объектом закупки, в части отнесения к специализированной организации в соответствии с положениями СанПиН 2.1.7.2790-10.

Как вариант данное требование может быть изложено в следующей формулировке: «Соответствие требованиям к специализированной организации согласно СанПиН 2.1.7.2790-10»».

Комиссией определено, что в пункте 1 раздела 22 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об аукционе указано: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом электронного аукциона - не установлено».

Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;

Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» был утвержден порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка определено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления в том числе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, Порядком определен закрытый перечень видов деятельности, на которые требуется оформление санитарно-эпидемиологического заключения. Следует отметить, что услуги по транспортировке и обезвреживанию необеззараженных медицинских отходов класса Б в указанный перечень не включены.

При этом следует отметить, что к отходам I - IV класса опасности согласно пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 относятся медицинские отходы класса Г.

Комиссия отмечает, что согласно части 1 статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в там числе посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.

В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления в частности деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

При этом следует также отметить, что в соответствии с пунктом 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости («Отходы. Класс Г») в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Пунктом 4.30 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к обращению с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности.

При этом в соответствии с пунктом 4.31 СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не предъявляет требований к организациям, осуществляющим сбор и обезвреживание медицинских отходов класса «Б» о наличии соответствующей лицензии, как, например, к организациям, осуществляющим сбор и обеззараживанию медицинских отходов класса «Г» и «Д».

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, о том, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения необходимо соискателю для получения лицензии на соответствующий вид деятельности. Учитывая что услуги по сбору транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б не лицензируются, следовательно, участник закупки не должен обладать санитарно-эпидемиологическим заключением на указанный вид деятельности.

В силу указанного Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.

 

 

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» на действия на действия уполномоченного органа - Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме электронного на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (извещение № 0152200004717001303).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии

«……………..»

 

Члены Комиссии:

 

«……………..»

 

 

«……………..»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны