Решение б/н Дело № 03-10.1/351-2012 по жалобе ООО "Омские кабельные сети... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/351-2012

о признании жалобы необоснованной

 

26 ноября 2012 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. -  заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Иванченко О.И. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;

Кусановой Ш.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;

Шевченко А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Омские кабельные сети» (далее –  заявитель, Общество)на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее – заказчик) при проведении открытого конкурса «Оказание услуг электросвязи для сети связи специального назначения УМВД России по Омской области» (извещение  № 0152100006712000237) (далее – открытый конкурс),

в присутствии представителей:

заявителя – <…> (доверенность от 12.11.2012); <…> (доверенность  от 13.11.2012); <…> (доверенность  от 26.11.2012);

заказчика – <…> (доверенность № 14/359  от 25.04.2012); <…> (без доверенности); <…> (без доверенности);

ОАО «Ростелеком» – <…> (доверенность № 12-600/4-186  от 14.07.2012),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 12893 от 19.11.2012), из которой следует, что условия проведения открытого конкурса  ограничивают  количество участников размещения заказа.

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7343 от 21.11.2012) заказчиком были представлены материалы отрытого конкурса (вх. № 13058 от 23.11.2012), изучив которые Комиссия установила, что 29.10.2012 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0152100006712000237 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2019527,52 рублей.

Извещением № 0152100006712000237 и пунктом 9 раздела II «Информационная карта» конкурсной документации были установлены дата и время окончания срока подачи заявок (вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) - 04.12.2012 в 11-00 (время местное).

На заседании Комиссии представители заказчика сообщили, что на момент рассмотрения настоящей жалобы заявок на участие в открытом конкурсе не поступило.

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов») внеплановой проверки,  Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О размещении заказов» конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).

Указанные требования установлено заказчиком в Разделе III «Требования к безопасности услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к сроку и объему предоставления гарантий качества услуг, являющихся предметом конкурса».

В силу части 2.1 статьи 22 Федерального закона «О размещении заказов» не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

При этом конкурсная документация также не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3 статьи 22 Федерального закона «О размещении заказов»).

Пунктом  2 раздела II “Информационная карта» конкурсной документации установлено, что «при расчете цен контракта за единицу услуг, участник размещения заказа должен учесть свои затраты на переключение и организацию услуг электросвязи для сети связи специального назначения заказчика (в том числе передачу номерной емкости (73812)792000–(73812)793999, (73812)995000–(73812)995999), предоставляемых заказчику ОАО «Ростелеком», на оборудование участника размещения заказа, выполняемое в случае признания его победителем данного конкурса и соответственно заключения с ним государственного контракта. Передача номерной емкости от одного оператора связи другому осуществляется в соответствии с Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации от 13.07.2004 № 350». 

В соответствии с пунктом 17 данных Правил оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи.

В своей жалобе заявитель указал, что в конкурсной документации отсутствует как согласие ОАО «Ростелеком», так и Федерального агентства связи на передачу вышеназванной номерной емкости, что не гарантирует того, что любой другой победитель открытого конкурса, помимо ОАО «Ростелеком», сможет оказать заказчику услуги электросвязи.

По мнению заявителя, данные условия конкурса разработаны заказчиком в интересах ОАО «Ростелеком», что незаконно ограничивает других операторов связи в возможности участвовать в настоящем открытом конкурсе.

В свою очередь, заказчик, возражая на жалобу заявителя, представил Комиссии письменные пояснения (исх. № 16/585 от 22.11.2012) следующего содержания:

«В 2006 году для нужд УМВД России по Омской области Омским филиалом ОАО «Сибирьтелеком» (с 2011 года вошедшее в ОАО «Ростелеком») была организована сеть связи специального назначения с выделенным ресурсом нумерации, который в настоящее время используется УМВД России по Омской области для осуществления правоохранительной деятельности.

Необходимость предоставления ресурса нумерации: (73812) 792000 - (73812) 793999, (73812) 995000 - (73812) 995999 обусловлено тем, что данная нумерация используется УМВД России по Омской области длительный срок и является средством внутриведомственного и межведомственного взаимодействия с государственными учреждениями различного уровня, а так же обозначена в качестве контактов для обращения граждан и организаций на объектах недвижимости, транспортных средствах, информационных стендах и в иных источниках информации, таких как печатные издания, бланочная продукция, телефонные справочники, средства массовой информации, общедоступные сети, в том числе сеть «Интернет».

В соответствии с приказом МВД России от 03.04.2012 № 306 «Вопросы информирования граждан о номерах телефонов органов внутренних дел Российской Федерации» и приказом МВД России от 22.08.2012 № 808 «О создании системы «горячей линии МВД России» на боковые поверхности транспортных средств полиции нанесены номера телефонов доверия и дежурных частей, а также на входах в здания территориального органа МВД России, подразделений полиции территориальных органов МВД России на районном уровне, контрольных постов полиции и других стационарных местах несения службы сотрудников для возможности незамедлительного обращения граждан к полиции за защитой от преступных и иных противоправных посягательств. Данная информация доведена до населения через средства массовой информации, а также путем размещения соответствующей информации на официальных Интернет-сайтах органов внутренних дел Российской Федерации. Список абонентских номеров «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» был размещен на официальном Интернет-сайте МВД России.

В настоящее время активно развивается такая сфера деятельности государственных учреждений, как оказание государственных услуг населению, в том числе связанных с осуществлением деятельности подразделений МВД России. Оказание государственных услуг подразделениями МВД России осуществляется в соответствии с административными регламентами, утвержденными приказами МВД России, регулирующими оказание государственных услуг, на официальных сайтах, информационных стендах и зданиях соответствующих территориальных органов МВД России, предоставлены сведения о контактных телефонах территориальных органов и должностных лиц МВД России на районном уровне, ответственных за предоставление государственных услуг.

Изменение нумерации обозначенных контактных телефонов на объектах недвижимости, транспортных средствах, информационных стендах и прочих источниках информации потребует дополнительного времени, повлечет за собой значительные дополнительные финансовые расходы бюджетных средств, создаст растянутую во времени неразбериху, а также вызовет неудобства при обращении граждан в правоохранительные органы МВД России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации (в том числе передачи ресурса нумерации от одного оператора связи другому) определен Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350 и административным регламентом Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений о выделении ресурса нумерации, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от № 412, из чего следует, что процесс передачи ресурса нумерации от одного оператора связи другому относится к сфере межоператорских отношений, где УМВД России по Омской области является пользователем номерной емкости, в обязанности которого не входит получение согласия от Федерального агентства связи, а также оператора связи, предоставляющего номерную емкость, на перераспределение используемой номерной емкости».

Также на запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7361 от 21.11.2012) ОАО «Ростелеком» в лице Омского филиала были представлены (вх.№ 13059 от 23.11.2012) письменные возражения на жалобу заявителя, из которых следует:

«1.  В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О размещении заказов» (далее - Закон) одной из целей Закона является эффективное использование средств бюджета.

Аналогичные выводы следуют и из анализа судебной практики. Так, Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении № 11017/10 от 28.12.2010 указал, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимального круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказа.

Пунктами  4.1 и 5 статьи 22 Закона предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта и порядок ее формирования с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, Закон дает заказчику право формировать начальную (максимальную) цену контракта с учетом специфики его деятельности и необходимости обеспечения эффективного использования бюджетных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» сети связи специального назначения предназначены для обеспечения правопорядка.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 конкурсной документации (на который ссылается ООО «Омские кабельные сети» в жалобе) условиями формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта является включение в данную цену, в том числе, затрат участника размещения заказа на переключение и организацию услуг электросвязи для сети специального назначения заказчика (в том числе, передачу номерной емкости ((73812)792000-(73812)793999, (72812)995000- (73812)995999).

Считаю, что подобное условие при установлении цены услуг связи не противоречит пунктам 4.1 и 5статьи 22 Закона, а также объективно позволит заказчику как сохранить необходимые в работе контакты для взаимодействия органа власти с гражданами и организациями, так и исключит излишние расходы бюджетных средств, связанные с возможным изменением нумерации заказчика. Это, в конечном итоге, приведет к достижению цели, установленной в Законе, а также к обеспечению устойчивого функционирования сетей связи специального назначения.

2. Правила распределения ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 350 от 13.07.2004 (далее - Правила), предусматривают возможность передачи выделенного оператору связи ресурса нумерации другому оператору с согласия Федерального агентства связи, при этом пункт 17 Правил устанавливает, что Федеральное агентство связи не вправе отказать в даче согласия на передачу ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи.

Таким образом, исполнение требований конкурсной документации не является юридически и технологически невозможным для ООО «Омские кабельные сети» либо иного участника размещения заказа и ограничивающим право заявителя на участие в размещенном заказе на оказание услуг.

В связи с чем, довод жалобы ООО «Омские кабельные сети» о нарушении его прав ввиду отсутствия в конкурсной документации информации о получении согласия Федерального агентства связи несостоятелен».

С учетом изложенного, Комиссия считает, что положение конкурсной документации, предусматривающее передачу вышеуказанной номерной емкости, предоставляемой заказчику ОАО «Ростелеком», на оборудование участника размещения заказа в случае признания его победителем открытого конкурса, представляет собой условие о способе и порядке исполнения государственного контракта,  а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для  оказания услуг, и не требование к услугам электросвязи.

Кроме того, исполнение данного условия конкурсной документации, по мнению Комиссии, не является юридически либо технологически невозможным и ограничивающим право заявителя на участие в данном размещении заказа.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеприведенные положения конкурсной документации не нарушают части 2.1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О размещении заказов».

Указанная позиция Комиссии соответствует сложившейся судебной арбитражной практике:  решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры  от 20.02.2012 по делу № А75-10276/2011,  оставленное в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда  от 22.05.2012 по данному делу; постановление Второго арбитражного апелляционного суда  от 05.09.2012 по делу № А29-3388/2012.

Вместе с тем, Комиссия установила следующее нарушение Федерального закона «О размещении заказов» при проведении настоящего открытого конкурса.

Документацией об открытом аукционе в электронной форме предусмотрено, что предметом данного заказа являлось оказание услуг электросвязи для сети связи специального назначения УМВД России по Омской области.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов» при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

При этом на основании пункта 10 части 4 статьи 22 Федерального закона «О размещении заказов» конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Требование о наличии в заявке на участие в открытом конкурсе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов», предусмотрено  подпунктом «б» пункта 3  части 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Согласно определению, данному в пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Также частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Данный перечень утвержден постановлением Правительством Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, согласно которому в лицензии указываются, в частности, следующие виды услуг связи: услуги местной телефонной связи;  услуги междугородной и международной телефонной связи.

Комиссия установила, что названные виды услуг связи содержатся в пунктах 5.1- 5.3 Раздела III «Требования к безопасности услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к сроку и объему предоставления гарантий качества услуг, являющихся предметом конкурса», пункте 3 Раздела IV «Требования к месту, условиям и срокам (периодам) оказания услуг»,  пункт 1.1 Раздела VI «Проект государственного контракта», а также в Приложениях № 3  «Об оказании услуг местной и внутризоновой телефонной связи» и № 4 «О предоставлении возможности доступа к услугам междугородной и международной телефонной связи» к проекту государственного контракта.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 10 части 4 статьи 22 и пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона «О размещении заказов» заказчик не установил в конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии у него лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и о предоставлении копии данного документа в заявке на участие в открытом конкурсе.

Кроме того, в пункте 2.1 статьи 2 конкурсной документации заказчик установил: «Участниками размещения заказа могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели».

Данное положение конкурсной документации в части  участия в настоящем открытом конкурсе физических лиц не соответствует требованиям пункта 12 статьи 2 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, зарегистрированным в Минюсте России 01.08.2012 № 25073, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать  необоснованной  жалобу ООО «Омские кабельные сети» на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области при проведении открытого конкурса «Оказание услуг электросвязи для сети связи специального назначения УМВД России по Омской области» (извещение  № 0152100006712000237).

2. Признать в действиях Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 10 части 4 статьи 22 и пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона «О размещении заказов».

3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» выдать Министерству внутренних дел Российской Федерации по Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/351-2012

об устранении нарушений законодательства о размещении заказов

 

26 ноября 2012 г.   

г. Омск

 

Комиссия  Омского  УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. -  заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Иванченко О.И. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;

Кусановой Ш.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;

Шевченко А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу  ООО «Омские кабельные сети» на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области при проведении открытого конкурса «Оказание услуг электросвязи для сети связи специального назначения УМВД России по Омской области» (извещение  № 0152100006712000237),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов»), установив в действиях Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 10 части 4 статьи 22 и пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона «О размещении заказов»,

на основании своего Решения от 26.11.2012 № 03-10.1/351-2012,  руководствуясь частью 5 и пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 1 статьи 17.1, частью 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области внести изменения в конкурсную документацию в части установления требований к участникам размещения заказа в соответствии с пунктом  1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов», исключив при этом возможность участия в открытом конкурсе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (пункт 2.1 статьи 2 конкурсной документации).

2. Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе так, чтобы со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru указанных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.

3. Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области выполнить действия, указанные в пунктах 1-2 настоящего предписания в срок до 11.12.2012 и проинформировать об исполнении Омское УФАС России в срок до 13.12.2012 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Кусанову Ш.М.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение  в  установленный  срок  законного  предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде  административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны