Решение б/н Дело № 03-10.1/361-2013 по жалобе ИП Крикуновой И.А. от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/361-2013

о признании жалобы обоснованной

 

14 октября 2013 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) <…>,

рассмотрев жалобу ИП Крикуновой И.А. (далее - заявитель, ИП Крикунова И.А.) на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации Знаменского муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту земляной плотины на озере Изюк в с. Знаменское, Знаменского района Омской области (извещение № 0152300025413000065) (далее - открытый аукцион),

в присутствии представителя заказчика <…>,

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

У С Т А Н О В И Л А:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика (вх. № 10461э от 07.10.2013), из содержания которой следует, что в нарушение норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон «О размещении заказов») аукционная комиссия неправомерно признала вторую часть заявки победителя открытого аукциона ООО «ММ-2007» (порядковый номер заявки 11) соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, поскольку «ООО «ММ-2007» не имеет допуска на вид работ: Раздел. 30. Гидротехнические работы, водолазные работы», требуемого по условиям документации об открытом аукционе.

На основании изложенного, заявитель просит признать действия аукционной комиссии, связанные с неправомерным признанием второй части заявки ООО «ММ-2007» незаконными и необоснованными, в связи с чем, аннулировать результаты открытого аукциона.

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7229 от 08.10.2013) заказчиком были представлены  материалы отрытого аукциона (вх. № 10666э от 10.10.2013).

Из представленных заказчиком материалов отрытого аукциона и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), следует, что 03.09.2013 на указанном сайте заказчиком размещены извещение № 0152300025413000065 и документация об открытом аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта (далее - контракт) 17027610 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 27.09.2013 на участие в открытом аукционе поступило пятнадцать заявок, все участники допущены к участию в открытом аукционе.

В соответствии с протоколом аукциона от 30.09.2013 в открытом аукционе приняли участие четыре участника размещения заказа (заявки № 1 ООО «ШИК», № 3 ООО «Арт РемСтрой», № 11 ООО «ММ-2007» и № 12 ООО «Жилстрой»), наименьшую цену контракта (15154573 руб.) предложил участник размещения заказа с порядковым номером заявки 12 (ООО «Жилстрой»), вторым сделал предложение участник размещения заказа с порядковым номером заявки 11 (ООО «ММ-2007»).

Из протокола подведения итогов открытого аукциона от 01.10.2013 следует, что заявка ООО «Жилстрой» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, победителем признано ООО «ММ-2007».

В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-7229 и № 03-7230 от 08.10.2013) размещение заказа приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

10.10.2013 в адрес Омского УФАС России были представлены письменные пояснения заказчика по жалобе заявителя, из содержания которых следует, что заказчик не согласен с доводами жалобы в полном объеме, считает, что в действиях его аукционной комиссии отсутствует нарушение норм Федерального закона «О размещении заказов».

 В целях объективного рассмотрения жалобы заявителя Омским УФАС России в адрес оператора электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (далее - оператор электронной площадки) был направлен запрос (исх. № 03-7230э от 08.10.2013) о представлении информации с приложением перечня сведений и документов, которые оператор электронной площадки направил заказчику в составе  первых и вторых частей заявок всех участников размещения заказа.

На данный запрос Омского УФАС России оператором электронной площадки были представлены запрашиваемые сведения и документы (вх. № 10662э от 10.10.2013).

3. В результате рассмотрения жалобы ИП Крикуновой И.А., представленных материалов, возражений заказчика и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов» при размещении заказа путем проведения торгов должно быть предусмотрено обязательное условие о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

При этом частью 4 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Согласно части 5 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Данные требования заказчик установил в подпункте 1 пункта 2  Информационной  карты аукциона документации об аукционе (далее – ИКА).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона «О размещении заказов» вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе.

Подпунктом 2 пункта 1.2 ИКА документации об аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать «копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;

Претендент должен иметь и представить копию свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624:

Раздел. 3. Земляные работы;

Раздел. 7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

Раздел. 16. Устройство наружных сетей водопровода;

Раздел. 30. Гидротехнические работы, водолазные работы».

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией  (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организации свидетельство о допуске к работам по организации строительства (далее – СРО по организации строительства).

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

Данный Перечень содержит разделы, которые в свою очередь подразделяются на пункты, содержащие наименования работ.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в документации об открытом аукционе заказчик указал исключительно разделы Перечня, по которым участник размещения заказа должен иметь допуск СРО к видам работ, не конкретизировав при этом конкретные пункты раздела Перечня, поскольку, например, раздел 3 «Земляные работы» включает следующие пункты: 

3.1. Механизированная разработка грунта <*>

3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве

3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации

3.4. Работы по искусственному замораживанию грунтов

3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками <*>

3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.

Аналогичным образом подразделяются на соответствующие пункты разделы: 7 «Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций», 16 «Устройство наружных сетей водопровода», 30. Гидротехнические работы, водолазные работы».

Исходя из буквального прочтения требований к содержанию второй части заявки, установленных подпунктом 2 пункта 1.2 ИКА документации об аукционе, можно сделать вывод о том, что участники размещения заказа должны иметь допуски СРО по всем пунктам указанных заказчиком разделов Перечня, не учитывая при этом, что отдельные виды работ, предусмотренные предметом контракта вообще не подпадают под Перечень либо виды работ отмечены знаком <*>, который обозначает, что «Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации», т.е. на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, к которым в данном случае земляная плотина не относится.

Представитель заказчика не смог пояснить Комиссии, по каким именно пунктам указанных разделов Перечня участник размещения заказа должен иметь допуск СРО.

Комиссия считает, что условием допуска к участию в данном открытом аукционе, устанавливаемым в документации об открытом аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов», должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.12 Перечня «Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)»,  либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.

Однако в нарушение требований пункта 1 части 1 и части 4 статьи 11, части 5 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» заказчик не установил в документации об открытом аукционе требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства и о предоставлении копии данного документа во второй части заявки на участие в аукционе, что, по мнению Комиссии, могло повлиять на количество участников размещения данного заказа.

Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме регламентирован статьей 41.11 Федерального закона «О размещении заказов».

В силу части 1 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов» аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 настоящего Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно части 2 настоящей статьи аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.

Частью 6 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов» установлены основания, когда заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме:

1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;

2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Как следует из протокола подведения итогов открытого аукциона от 01.10.2013, заявка ООО «Жилстрой» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, победителем признано ООО «ММ-2007», заявки остальных двух участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1 и 3 также признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.

В своих возражениях заказчик, в частности, указал следующее: «…в соответствие с действующим законодательством достаточным условием для допуска к участию в торгах является наличие у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Наличие указанного свидетельства подтверждает соответствие участника размещения заказа требованиям аукционной документации, в силу того, что лицо, обладающее допуском генерального подрядчика в соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, имеющее допуск генерального подрядчика, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Из этого следует, что  условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства…

В соответствие с п.33 Свидетельства свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0035-06092011-5528200141-С-118-005 выданного некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «Объединение строительных организаций транспортного комплекса» 07 сентября 2011 года ООО «ММ-2007» имеет допуск к работам по организации строительства. Кроме того, ООО «ММ-2007» имеет допуск к работам, которые необходимо проводить в соответствие с проектно-сметной документацией».       

Изучив содержание второй части заявки ООО «ММ-2007», Комиссия установила, что Обществом была представлена копия Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) № 0035-06092011-5528200141-С-118-005, выданного 07 сентября 2011 года Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «Объединение строительных организаций транспортного комплекса» (далее - Свидетельство), без ограничения срока и территории  его действия с указанием видов работ, которые имеет право выполнять данная организация.

В результате анализа Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией ООО «ММ-2007», Комиссия установила, что данное Свидетельство содержит, в частности, виды работ, установленные заказчиком в подпункте 1 пункта 2  ИКА документации об аукционе, по разделу 3 «Земляные работы» (пункты 3.1 и 3.5), разделу 7 «Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций» (пункты 7.1, 7.2 и 7.3) и разделу 16 «Устройство наружных сетей водопровода» (пункты 16.1,16.2,16.3 и 16.4), однако не содержит допуска к работам по разделу 30 «Гидротехнические работы, водолазные работы» Перечня.

Кроме того, в соответствии с указанным Свидетельством ООО «ММ-2007» имеет допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основе договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по пунктам 33.2 «Транспортное строительство», 32.2.2 «Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта», 33.3 «Жилищно-гражданское строительство» Перечня, однако не имеет допуска по пункту 33.12 «Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)» Перечня.

С учетом изложенного Комиссия считает, что вторая часть заявки ООО «ММ-2007» не соответствовала требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, следовательно, в нарушение пункта 1 части 6 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов» аукционная комиссия заказчика неправомерно признала заявку Общества соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, в связи с чем, жалоба ИП Крикуновой И.А признается обоснованной.

 Более того, Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы Федерального закона «О размещении заказов» аукционная комиссия также неправомерно признала соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, вторую часть заявки участника размещения заказа с порядковым номером заявки 3 (ООО «Арт РемСтрой»), поскольку данный участник также не имел допуска СРО на виды работ по разделу 30 «Гидротехнические работы, водолазные работы», а также допуска к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основе договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по пункту 33.12 «Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)» Перечня.

Указанное нарушение аукционной комиссией порядка отбора участников открытого аукциона содержит признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Комиссия обращает внимание на то, что утвержденная заказчиком документация об открытом аукционе содержит ошибки в нумерации разделов, поскольку за Разделом I документации сразу следует Раздел 11. Информационная карта аукциона.

Пунктом 6 части 2 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что документация об аукционе в электронной форме должна содержать сведения об источнике финансирования заказа.

При этом частью 1 статьи 2 Федерального закона «О размещении заказов» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

В силу статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение расходных обязательств недопустимо одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Комиссия установила, что в нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона «О размещении заказов» и статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 6 «Источник финансирования заказа» ИКА документации об открытом аукционе (далее - ИКА) заказчиком предусмотрено, что финансирование данного заказа будет осуществляться одновременно за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

3.3. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Из пункта 12 ИКА документации об аукционе следует, что данные требования установлены заказчиком в Приложении № 1 Техническое задание к документации об аукционе (далее - Приложение № 1).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что приложение № 1, ссылку на которое делает заказчик в документации об открытом аукционе, отсутствует в составе документации об открытом аукционе.

В то же время, из анализа материалов размещения заказа, следует, что требования, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов», установлены заказчиком в Приложении В «Ведомость потребности в строительных изделиях и материалах» документации об открытом аукционе.

При этом Комиссия отмечает, что в нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов»  заказчик не установил требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров и иным показателям, связанных с определением соответствия материала потребностям заказчика, максимальным и (или) минимальным значениям таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, например, по следующим товарам: «битум», «геотекс», «конструкции стальные».

3.4. В силу части 1 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Комиссия установила, что в нарушение требований части 3 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» в Приложении В «Ведомость потребности в строительных изделиях и материалах» документации об открытом аукционе, заказчиком были указаны товары с товарными знаками без сопровождения словами "или эквивалент", а именно: «Геотекс», «Межфланцевый шиберный затвор «ORBINOX»».

3.5. В соответствии с требованиями пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 19.1 Федерального закона «О размещении заказов» в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

В силу части 3 указанной статьи Федерального закона «О размещении заказов» размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона № 0152300025413000065, размещенного заказчиком на официальном сайте, начальная (максимальная) цена контракта составляет 17027610 рублей.

В пункте 18 ИКА документации об аукционе «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта согласно статьи 19.1 № 94-ФЗ» заказчиком указано следующее: «Начальная (максимальная)  цена контракта сложилась на основании локальных сметных расчетов, составленных ООО «Архитектурно – проектное строительное объединение» и данных положительного заключения государственной экспертизы Главного Управления  жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области».

Вместе с тем, непосредственно сами локальные сметные расчеты, составленные ООО «Архитектурно – проектное строительное объединение» и данные положительного заключения государственной экспертизы Главного Управления  жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, обосновывающие начальную (максимальную) цену контракта, не были размещены заказчиком на официальном сайте, а также не представлены в адрес Омского УФАС России.

В то же время Комиссия установила,  что на официальном сайте заказчиком размещен сводный сметный расчет стоимости строительства на капитальный ремонт земляной плотины на озере Изюк в с. Знаменское, Знаменского района Омской области, согласно которому общая стоимость работ составляет 19096,26 рублей, что не соответствует начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона № 0152300025413000065.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что указанный сводный сметный расчет стоимости строительства был составлен по состоянию на 1 квартал 2010 года, иных документов, подтверждающих обоснование начальной (максимальной) цены контракта в размере 17027610 рублей не представлено.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, Комиссия делает вывод о том, что в нарушение статьи 19.1 и пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует надлежащее обоснование установления заказчиком начальной (максимальной) цены в размере 17027610 рублей, поскольку непосредственно сама документация об аукционе содержит сведения о том, что согласно сводному сметному расчету стоимость строительства составляет 19096,26 рублей.

3.6. Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу с 07.06.2013, внесены изменения в Федеральный закон «О размещении заказов», связанные с возможностью расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

В частности, соответствующие изменения внесены в статью 9 Федерального закона «О размещении заказов», при этом глава 1 дополнена статьей 19.2, часть 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» дополнена пунктом 13.

В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов» расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 1 статьи 19.2 Федерального закона «О размещении заказов» заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что документация об открытом аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Проанализировав положения документации об открытом аукционе, в том числе непосредственно сам проект контракта, в силу части 5 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, Комиссия установила, что в нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов», разработанная и утвержденная заказчиком документация об открытом аукционе, не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

3.7. Частью 12 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 12 ИКА документации об аукционе заказчиком указано следующее: «Требования к качеству работ – в соответствии с условиями Муниципального контракта (Приложение № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме).

Комиссия отмечает, что документация об открытом аукционе действительно содержит проект муниципального контракта, но данный проект не обозначен заказчиком как приложение № 2 к документации об открытом аукционе.

В результате анализа проекта муниципального контракта Комиссия установила, что в нарушение части 12 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов» проект контракта не содержит условия о порядке приемки выполняемых работ по качеству требованиям, установленным в таком контракте.

Комиссия отмечает, что нарушения, допущенные заказчиком в документации об открытом аукционе и указанные в пунктах 3.2-3.7 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.8. В силу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки были установлены заказчиком в пункте 1.1 ИКА документации об открытом аукционе.

Приложение В «Ведомость потребности в строительных изделиях и материалах» документации об открытом аукционе содержит позиции используемых при выполнении работ товаров, как с указанием их товарных знаков, так и без указания на товарные знаки.

Следовательно, первая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона «О размещении заказов», в частности, в том случае, если в документации об открытом аукционе отсутствует указание на товарный знак используемого товара заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.

В силу части 1 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Пунктом 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.

Изучив содержание первых частей заявок на участие в открытом аукционе всех участников размещения заказа, Комиссия установила, что аукционная комиссия заказчика в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов» неправомерно допустила к участию в открытом аукционе участника размещения заказа с порядковым номером заявки 1 (ООО «ШИК»), заявка которого содержала исключительно согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, без указания конкретных показателей используемых при выполнении работ товаров, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе. 

Комиссия отмечает, что указанное нарушение аукционной комиссией заказчика порядка отбора участников открытого аукциона содержит признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.9. В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов» в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе, решения о соответствии более одной заявки, но менее пяти заявок на участие в открытом аукционе указанным требованиям аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах пяти заявок на участие в открытом аукционе, которые ранжированы в соответствии с частью 19 статьи 41.10 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, а в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе, решения о соответствии более одной заявки, но менее пяти заявок на участие в открытом аукционе - о порядковых номерах таких заявок на участие в открытом аукционе, которые ранжированы в соответствии с частью 19 статьи 41.10 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии указанным требованиям, об участниках размещения заказа, вторые части заявок на участие в открытом аукционе которых рассматривались, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, с обоснованием принятого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об открытом аукционе, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.

Вместе с тем, в нарушение части 8 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов» протокол подведения итогов открытого аукциона от 01.10.2013 не содержит указания положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, а также положений документации об открытом аукционе, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов», пунктом 5.6 Положения о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной  службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30,  зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, пунктами 3.32, 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 № 25073, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать обоснованной жалобу ИП Крикуновой И.А. на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации Знаменского муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту земляной плотины на озере Изюк в с. Знаменское, Знаменского района Омской области (извещение № 0152300025413000065). 

2. Признать в действиях Администрации Знаменского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии нарушение части 1 статьи 2, части 12 статьи 9, пункта 1 части 1 и части 4 статьи 11, части 5 статьи 41.6, статьи 19.1 и пункта 6.1 части 3 статьи 41.6, части 3 статьи 34 и части 1 статьи 41.6, пункта 13 части 3 и пункта 1 части 4  статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.9, пункта 1 части 6 и части 8 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов», статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» выдать Администрации Знаменского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы открытого аукциона (извещение № 0152300025413000065) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по частям 2 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Администрации Знаменского муниципального района Омской области, по вине которых допущены указанные правонарушения. 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/361-2013

об устранении нарушений законодательства о размещении заказов

14 октября 2013 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе <…>,

рассмотрев жалобу ИП Крикуновой И.А. на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации Знаменского муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту земляной плотины на озере Изюк в с. Знаменское, Знаменского района Омской области (извещение № 0152300025413000065) (далее - открытый аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов»), установив в действиях Администрации Знаменского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии нарушение требований части 1 статьи 2, части 12 статьи 9, пункта 1 части 1 и части 4 статьи 11, части 5 статьи 41.6, статьи 19.1 и пункта 6.1 части 3 статьи 41.6, части 3 статьи 34 и части 1 статьи 41.6, пункта 13 части 3 и пункта 1 части 4  статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.9, пункта 1 части 6 и части 8 статьи 41.11 Федерального закона «О размещении заказов», статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 

на основании своего Решения от 14.10.2013 № 03-10.1/361-2013, руководствуясь частью 5 и пунктами 1 и 2 части 9 статьи 17, частью 1 статьи 17.1, частью 6 статьи 60 указанного Федерального закона,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Знаменского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии в срок до 24.10.2013:

- отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 27.09.2013; протокол подведения итогов открытого аукциона от 01.10.2013;

- аннулировать открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту земляной плотины на озере Изюк в с. Знаменское, Знаменского района Омской области (извещение № 0152300025413000065).

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»:

- отменить протокол проведения открытого аукциона от 30.09.2013 (извещение № 0152300025413000065);

-  обеспечить возможность исполнения Администрацией Знаменского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссией действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;

- разблокировать денежные средства участников размещения заказа, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе.

3.  Администрации Знаменского муниципального района Омской области и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 25.10.2013 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны