Решение б/н Решение № 372-2015 по жалобе ООО "Регион-Запад" от 16 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/372-2015

о признании жалобы обоснованной

 

13 октября 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена  Комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена  Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Регион-Запад» (далее – заявитель, Общество) на действия «Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» (далее – заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту четвертого этажа общежития №3 (извещение № 0352100007415000048) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей заказчика - <…>,

в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В  Омское УФАС России поступила (вх. 03-9205э от 06.10.2015) жалоба заявителя на действия заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.

Из содержания жалобы следует, что документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-9318 от 06.10.2015) заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя (вх. № 9381 от 12.10.2015).

Из представленных материалов и информации следует, что 21.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение № 0352100007415000048  и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 7046767,40 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 12.10.2015 поступило тридцать три заявки, все участники допущены к участию в аукционе.

Процедура проведения аукциона назначена на 15.10.2015.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных заказчиком материалов, пояснений представителей заказчика и осуществлении в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом пунктом 2  части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  предусмотрено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вышеуказанные требования к товарам, используемым при выполнении работ по текущему ремонту четвертого этажа общежития №3, установлены заказчиком в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

В жалобе заявителем указано на то, что при описании объекта закупки заказчиком нарушен принцип объективности и соответственно положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, поскольку:

 

3.1.1.  «В п.14 Раздела II Документации Наименование и описание объекта закупки Заказчик устанавливает, что используемый при выполнении работ Брус деревянный (лага) должен быть антисептирован по ГОСТ 10950-78, однако данный Документ утратил силу с 1 июля 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 N 1801-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 10950-2013. Использовать брус деревянный, антисептированный в соответствии с ГОСТ 10950-78 не представляется возможным».

В возражениях заказчика на данный довод жалобы заявителя, указано, что указание на ГОСТ это ссылка на характеристики указанные в нем, которые соответствуют потребности заказчика, вне зависимости от того утратил ГОСТ силу или нет, при этом область применения по ГОСТу 10950-78 идентична области применения по ГОСТу10950-2013.

Комиссия признает обоснованным данный довод жалобы заявителя и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлено требование о том, что «антисептирование должно производиться по ГОСТу 10950-78», который на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отменен.

 

 В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1801-ст взамен ГОСТа 10950-78 «Пиломатериалы и заготовки. Антисептирование способом погружения» с 01 июля 2014 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации введен в действие ГОСТ 10950-2013 «Пиломатериалы хвойных пород. Антисептическая обработка способом нанесения на поверхность».

 

3.1.2. «В п.18 Раздела II Документации Наименование и описание объекта закупки Заказчик устанавливает, что при выполнении работ должна использоваться Труба ПВХ гибкая, характеристики которой должны соответствовать ГОСТ 50827-95 (МЭК 670-89), однако, данный документ утратил силу с 1 января 2011 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 10.12.2009 N 675-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 50827.1-2009. Использовать при выполнении работ Трубу ПВХ с характеристиками, соответствующими ГОСТ 50827-95 (МЭК 670-89) не представляется возможным».

В возражениях заказчика на данный довод жалобы заявителя, указано, что область применения по ГОСТу Р 50827-95 (МЭК 670-89) идентична области применения по ГОСТу Р 50827.1-2009 (МЭК 60670-1:2002).

Комиссия признает обоснованным данный довод жалобы заявителя и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлено требование о том, что «Остальные качественные и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара соответствуют требованиям ГОСТ 50827-95 (МЭК 670-89)», который на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отменен.

 В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 года № 675-ст взамен ГОСТа Р 50827-95 (МЭК 670-89) «Государственный стандарт. Корпусы для аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Общие требования и методы испытаний» с 01 января 2011 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации введен в действие ГОСТ Р 50827.1-2009 (МЭК 60670-1:2002) «Национальный стандарт. Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 1.Общие требования».

При этом следует отметить, что в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 августа 2013 года № 538-ст с 01 января 2014 года ГОСТ Р 50827.1-2009 (МЭК 60670-1:2002) отменен в связи с введением в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТа 32126.1-2013 (IEC60670-1:2002) «Межгосударственный стандарт. Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 1.Общие требования».

 

3.1.3. «В п.19 Раздела II Документации Наименование и описание объекта закупки Заказчик устанавливает, что при выполнении работ должны использоваться Светильники люминисцентные, характеристики которых должны соответствовать ГОСТ 17677-82, однако  данный документ утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2012 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.07.2011 N 176-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 54350-2011. Использовать при выполнении работ Светильники в соответствии с ГОСТ 17677-82 не представляется возможным».

В возражениях заказчика на данный довод жалобы заявителя, указано, что область применения по ГОСТу 54350-2011 идентична области применения по ГОСТу 17677-82.

Комиссия признает обоснованным данный довод жалобы заявителя и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлено требование о том, что «Остальные качественные и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара соответствуют требованиям ГОСТ 17677-82», который на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отменен.

 В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июля 2011 года № 176-ст взамен ГОСТа 17677-82 «Светильники. Общие технические условия» с 01 июля 2012 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации введен в действие   ГОСТ Р 54350-2011 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний».

 

3.1.4. «В п.21 Раздела II Документации Наименование и описание объекта закупки Заказчик устанавливает, что при выполнении работ должен использоваться Щит распределительный металлический, характеристики которого должны соответствовать ГОСТ Р 51778-2001, однако, данный документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 N 1680-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 32397-2013. Использовать при выполнении работ Щиты распределительные с характеристиками, соответствующими ГОСТ Р 51778-2001 не представляется возможным».

В возражениях заказчика на данный довод жалобы заявителя, указано, что область применения по ГОСТу Р 51778-2001 идентична области применения по ГОСТу 32397-2013.

Комиссия признает обоснованным данный довод жалобы заявителя и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлено требование о том, что «Остальные качественные и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара соответствуют требованиям ГОСТ Р 51778-2001», который на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отменен.

 В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1680-ст  ГОСТ Р 51778-2001 «Щитки распределительные для производственных и общественных зданий. Общие технические условия» с 01 января 2015 года отменен в связи с введением в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТа 32397-2013 «Щитки распределительные для производственных и общественных зданий. Общие технические условия».

 

3.1.5. «В п.20 Раздела II Документации Наименование и описание объекта закупки Заказчик устанавливает не существующую единицу измерения сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции измеряется в МОм (две заглавные первые буквы), заказчик указывает Мом (одну заглавную первую букву), тем самым вводит участников закупки в заблуждение».

С данным доводом жалобы заявителя согласился заказчик, указав в возражениях на то, что была допущена техническая ошибка, однако, по мнению заказчика, указание на «Мом» (одну заглавную первую букву) не может ввести участников закупки в заблуждение, поскольку исходя из контекста «Сопротивления изоляции между эл. контактами и корпусом,  не менее 5 Мом» единицей измерения изоляции является Ом и кратная ему величина мегаОм (1 МОм=1000000 Ом).

При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая обстоятельства данной закупки, известные Комиссии в момент проведения внеплановой проверки, а именно то, что в заявках, поданных участниками закупки, представлены сведения о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ,  соответствующих требованиям, установленным заказчиком, Комиссия считает, что указанные в подпунктах  3.1.1-3.1.5 нарушения не могли повлиять на права участников закупки, поскольку указание о соответствии товара определенному «ГОСТу» не относится к конкретным показателям товара в понятии подпункта  «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, а является требованием к его качеству, следовательно, неверное указание номера ГОСТа не может служить основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.

 

При этом Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Комиссия отмечает, что заявителем не направлялся заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, при этом Обществом не представлено также доказательств фактического нарушения его прав и интересов.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Комиссия считает, что в данном случае заявителем допущено злоупотребление правом в части обжалования действий заказчика, поскольку, подавая жалобу на положения документации менее чем за сутки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (согласно извещению о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено в 09:00 час. 07.10.2015, жалоба заявителя поступила в Омское УФАС России в 10:45 час. 06.10.2015), заявитель пренебрег правом на направление запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 65 Федерального закона о контрактной системе, а также обязанностью по предоставлению документов, подтверждающих обоснованность жалобы.

 

3.2. При осуществлении в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее нарушение.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005).

Условия заключения и исполнения контракта установлены в разделе 5 документации об электронном аукционе.

При этом, в подпункте 5.1.4. раздела 5 документации об электронном аукционе установлено: «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет заказчика».

Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, учитывая, что в документации об электронном аукционе фактически не  установлены требования к обеспечению исполнения контракта, а лишь содержится ссылка на статью 45 Федерального закона о контрактной системе.

При этом следует отметить, что пунктом 7 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Более того, частью 8 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи.

По мнению, Комиссии вышеуказанные требованиям к обеспечению исполнения контракта подлежат включению в документацию об электронном аукционе.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Регион-Запад» на действия «Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту четвертого этажа общежития №3 (извещение № 0352100007415000048).

 

2. Признать в действиях «Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 и пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Учитывая, что вышеуказанные нарушения Федерального закона о контрактной системе не повлияло на права участников закупки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:  

 

Т.П.Шмакова

А.П. Алексина

Н.М. Капарушкина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны