Решение б/н Решение № 03-10.1/375-2015 по жалобе ООО "Буровик" от 22 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/375-2015

о признании жалобы обоснованной

19 октября 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - и.о. руководителя управления, Председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Буровик» (далее - заявитель, Общество) на действия Администрации муниципального образования «Большеуковское сельское поселение» Большеуковского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на устройство водозаборной скважины в с. Большие Уки Большеуковского муниципального района Омской области (извещение № 0152300038615000007) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя - <…>,

заказчика - <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба заявителя (вх. № 9380 от 12.10.2015) на отдельные положения документации об электронном аукционе, по мнению заявителя, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-9553 от 13.10.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также пояснения на доводы жалобы заявителя (вх. № 7708 от 24.08.2015).

Из представленных материалов и информации следует, что 05.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 352000 руб.

09.10.2015 на официальном сайте размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.10.2015 до окончания срока подачи заявок поступила одна заявка (ООО «Дана»), которая признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

На основании части 16 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего:

3.1. По мнению заявителя, при описании объекта закупки заказчиком не выполнены требования статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, поскольку документация об электронном аукционе не содержит информацию, позволяющую однозначно установить требования заказчика.

В жалобе, в частности указано следующее: «Заказчик не указал в аукционной документации:

- конкретную глубину скважины

-какой материал, какого качества (новый, бывший в употреблении) и какого количества необходимо применять при данном строительстве

-каковы показатели для хим. анализа воды

-каковы объемы и виды работ, т.к. в документации присутствуют признаки требований о проведении работ по изысканиям (предоставить паспорт на скважину, который должен содержать данные по геофизическим и гидрогеологическим работам (т.е. дебит скважины) и выполнении проектных работ (составление сметы после проведения работ. Разработка сметной документации является обязательной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.208 №87)

- какова конструкция скважины, схема монтажа насосного оборудования

- каков перечень всей необходимой исполнительной документации и пр.

Т.о. Заказчик перекладывает на участников аукциона обязанность по уточнению показателей, по которым потом заказчик будет проверять соответствие выполненных работ.

3аказчик,        установил требование в муниципальном контракте (п.4.1) о предоставлении паспорта на скважину. Заказчиком (возможно умышленно) не разъясняется, что паспорт на скважину составляется в соответствии с СП 11-108- 98 (приложение Г - обязательное) «Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод», и должен содержать, в т.ч. Геолого-технический разрез скважины с отражением на нем данных, установленных в процессе проходки и опробования скважины и откорректированных по результатам каротажных исследований, результаты опытной откачки и т.д. В соответствии с СП 11-108-98 п.5.13 «Применение комплекса каротажных геофизических методов в разведочно-эксплуатационных скважинах, пробуренных бескерновым (роторным) способом, является обязательным для обеспечения полноты характеристики геолого-гидрогеологического разреза и определения интервалов установки фильтров.» Т.о., заказчик, устанавливает требование о проведении изыскательских работ, чем вводит участников аукциона в заблуждение, и не дает возможности правильно предусмотреть свои затраты по данному строительству!».

В аукционной документации установлено требование о выполнении сметы после завершения всех работ, что является следствием произвольного толкования законодательства Российской Федерации. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", статья 23.2., где регламентируются условия разработки месторождений, которые осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. В данном законе отсутствуют указания на то, что разрабатывать технический проект ( при извлечении объема менее 100 мЗ/сут.) или иную документацию не требуется, при этом Градостроительным кодексом четко определено, при каком строительстве подготовка проектной документации не требуется (ст. 48). Т.о., в данном случае, Заказчику не нужно утверждать проект разработки месторождения подземных вод, содержание которого установлено Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (ред. от 26.12.2014) "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" и приказом МПР № 254 от 08.07.2010 г. При этом, ни один нормативный документ не запрещает разрабатывать данный проект и не разрешает не разрабатывать проектную документацию на строительство объекта. Проект на скважину в данном случае разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 28.07.2015) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в котором (п.7) установлено: « Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31,38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Более того лицензионным соглашением установлено требование (п.3.13) о выполнении бурения скважины в соответствии с проектной документацией, при наличии положительной экспертизы и согласований.

В связи с тем, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, не понятно как подрядчик может выполнить требование ГК РФ ст. 743 4.1 «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Ознакомившись с положениями документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что технические характеристики и требования к товарам, применяемым при выполнении работ, указаны в приложении № 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

В возражениях, представленных на доводы жалобы, заказчиком указано следующее: «Водоснабжение районного центра Большие Уки осуществляется от площадки водозаборных сооружений (водозабор) с насосной станцией 2-го подъема на северо-западной окраине населенного пункта и 5 отдельных скважин с водонапорными башнями дебитом от 4 до 6 м3/час.

Отдельные скважины работают только на определенные улицы и потребителей не связанных по схеме водоснабжения с центральным водозабором.

В связи с чем, основная нагрузка по подъему воды приходится на площадку водозаборных сооружений, что составляет 255-265 м3 из 295-300 м3 среднесуточного водопотребления в с.Большие Уки. Средний водоотбор из 1 скважины на водозаборе составит 53 мЗ/сут с учетом новой водозаборной скважины.

Заказчик описал объекта закупки в соответствии п.1 ст. 33 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Приложение № 2 и гидрогеологического заключения ОАО «Омская геологоразведочная экспедиция» (Приложение № 2-2) к документации об электронном аукционе. Кроме того, пункт 6.5 муниципального контракта «Замер глубины скважины производится во время подъема буровой колонны, данные по глубине бурения и проходимым породам фиксируются в процессе бурения и дублируются в паспорте на скважину» уточняет все мероприятия по определению глубины скважины.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса «Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Вместе с тем статьей 23.2. Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" установлено:

Статья 23.2. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Следовательно, для бурения скважин водопотребление которых до 100 кубических метров в сутки наличие технического проекта не требуется.

Но даже если рассматривать утверждение ОО «Буровик» об обязательном наличии технического проекта, то Постановление Правительства Российской федерации от 3 марта 2010 г. N 118 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ, СОГЛАСОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ИНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР, ПО ВИДАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ВИДАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ» определяет состав технического проекта (проектной документации):

«п. 12. В проектную документацию включаются:

а)         мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

б)         мероприятия по рациональному использованию и охране недр;

в)         мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;

г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

13. В проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе:

в)         в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод - в отношении:

выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин;

выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод» нет раздела сметная документация.

Согласно положению «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков делятся на следующие виды:

•  объекты производственного назначения, к которым, соответственно, относятся производственные здания, строения, сооружения;

•  объекты непроизводственного назначения. Это сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

•  линейные объекты: трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередач.

То есть из документа совсем не ясно, куда отнести разведочную скважину, в этом — причина сложностей и проблем, которые возникают при подготовке проектной документации. «При этом все наземные сооружения, в том числе фундаменты при строительстве скважин, являются временными сооружениями, после окончания строительства (бурения) скважин территория зачищается, проводится рекультивация, а при поисковом или разведочном бурении осуществляется ликвидация или консервация скважины.

Согласно этому, скважина не попадает под виды объектов капитального строительств».

Комиссия не может согласиться с данными утверждением заказчика, исходя из нижеизложенного.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.1 раздела 1 Приложения № 4 «Проект муниципального контракта» к документации об электронном аукционе установлено: «В целях реализации мероприятий государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение работ по строительству объекта: «Устройство водозаборной скважины в с. Большие Уки Большеуковского муниципального района Омской области» (далее – объект) и сдаёт результат работ Муниципальному заказчику».

В извещении о проведении электронного аукциона № 0152300038615000007 объект закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД 45.25.22.110 (Работы по устройству водозаборных скважин).

В разделе 2 «Описание объекта закупки» к документации об электронном аукционе указано:

 

Наименование объекта закупки

Описание объекта закупки

Кол-во, шт.

Устройство водозаборной скважины в с. Большие Уки Большеуковского муниципального района Омской области

-Работы по бурению скважины;

-Приобретение и монтаж водоподъемного оборудования;

-Пуско-наладочные работы

1

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25.03.2015 № 64-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2015 году, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности и на капитальный ремонт, ремонт объектов, находящихся в муниципальной собственности» утвержден перечень объектов муниципальной собственности, подлежащих финансированию за счет субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2015 году, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности (приложение № 1) (далее – постановление Правительства Омской области от 25.03.2015 № 64-п).

Согласно пункту 3.1 Приложения № 1 к постановлению Правительства Омской области от 25.03.2015 № 64-п на строительство и реконструкцию водозаборов из подземных источников в Большеуковском сельском поселении Большеуковского муниципального района Омской области объем субсидий, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета, составляет 334000 рублей.

Таким образом, предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству водозабора.

Комиссия считает необходимым отметить, что фактически правоотношения по устройству водозаборной скважины регламентируются как Градостроительным кодексом Российской Федерации, так и Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 25.03.2015 № 64-п предметом закупки является строительство водозаборной скважины, то, по мнению Комиссии, в рассматриваемом случае должны в первую очередь применяться положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части  1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации  подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В соответствии с частью 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации  договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

По определению, данному в части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».

Согласно абзацам первому и второму статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 6 Закона о недрах,  недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Абзацем 2 статьи 19.1 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах представленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании на основании утвержденного технического проекта, утвержденного приказом Министерства природы Российской Федерации от 25.06.2009 № 168 (далее – Положение о порядке осуществления добычи подземных вод), технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Пунктом 3 Положения о порядке осуществления добычи подземных вод предусмотрено, что основанием для осуществления права пользования недрами с целью добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд является наличие у пользователя недр лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, предоставленных ему горного отвода и (или) геологического отвода и утвержденного технического проекта на добычу подземных вод.

Согласно абзацу первому статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

В силу абзаца третьего статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение),  подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

На основании пункта 3 указанного Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.

На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что работы по бурению скважины, являются работами по строительству водозабора и не являются работами по разработке месторождений полезных ископаемых, вследствие чего в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации должна разрабатываться проектная документация.

Более того, представители заявителя указали также на то, что в пунктах 3.9, 3.13 дополнительного соглашения № 1 к лицензии ОМС 00627 ВЭ на право пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов и их окрестностей на Большеуковско-Аевском-Становском участке недр также установлено, что «строительство новых водозаборных скважин осуществлять в соответствии с проектной документацией».

Комиссия соглашается с доводом заявителя и считает, что в силу вышеуказанных нормативных правовых актов, учитывая, что объектом закупки является строительство водозабора, проведение работ по его строительству должно осуществляться на основании проектной документации.

В результате проверки Комиссией установлено, что проектная документация на официальном сайте не размещена, в связи с чем, Комиссия считает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку  в  документации об аукционе отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, соответственно признает данный довод жалобы обоснованным.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

При этом Комиссия особо отмечает, что отсутствие у заказчика утвержденного технического проекта делает невозможным исполнение контракта в установленный документацией срок.

 

3.2. По мнению заявителя, заказчиком нарушена часть 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в разъяснениях документации об электронном аукционе заказчиком фактически изменена суть данной документации.

В жалобе, в частности указано: «В разъяснениях по поводу пуско-наладочных работ, заказчик установил новое требование, отсутствующее в аукционной документации, о пуско-наладочных работах еще какого-то электрооборудования. Нормами Сборника №9 ГЭСНп 81-04-09-2001 определены затраты на пуско-наладочные работы сооружений водоснабжения. Но из аукционной документации не ясно, в соответствии с какими нормами и требованиями должен подрядчик выполнять эти работы.

В разъяснениях Заказчик обозначает объект строительства, как разведочную скважину, а бурение скважины - как разработку месторождения, что, по сути, противоречит установленным требованиям в аукционной документации».

Проанализировав информацию, размещенную заказчиком на официальном сайте, а также информацию представленную оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер», Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В силу части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

07.10.2015 в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе.

09.10.2015 заказчиком на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе заказчик разместил на официальном сайте непосредственно сами разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.

Как следует из представленного оператором и заказчиком запроса, участником закупки был направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, в частности следующего содержания:

 

II) Вопросы по: Муниципальному контракту

8

4.Права и обязанности Подрядчика 4.1. Обязуется выполнить: работы по бурению скважины; приобрести и выполнить монтаж водоподъёмного оборудования, пуско-наладочные работы. По факту выполнения буровых работ - подготовить и согласовать с заказчиком сметную документацию, выполнить исполнительную документацию и паспорт на скважину.

-Укажите состав пуско-наладочных работ

9

 

Верно ли мы поняли, что смета составляется Подрядчиком и согласовывается с заказчиком после строительства скважины?

Просим пояснит данный пункт, т.к. в соответствии с Гражданским кодексом РФ ГК РФ ст. 743 ч. 1 «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.» Т. о.. в соответствии с законодательством, предполагается, что смета должна быть составлена до начала работ

10

 

В соответствии с Постановлением Правительства № 87, сметная документация является частью проектной документации. Верно ли мы поняли, что в аукционной документации установлено требование о проведении проектных работ?

 

На вышеуказанный запрос по пунктам 8,9 и 10 заказчиком даны следующие разъяснения:

Ответ на пункт №8 запроса:

Пусконаладочные работы включают в себя проверку смонтированного оборудования на работоспособность (насос артезианский с погружным электродвигателем и электрооборудование).

Ответ на пункт №9-10 запроса:

Согласно положению «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» постановления Правительства Российской Федерации, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков делятся на следующие виды:

 объекты производственного назначения, к которым, соответственно, относятся производственные здания, строения, сооружения;

 объекты непроизводственного назначения. Это сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

 линейные объекты: трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередач.

То есть из документа совсем не ясно, куда отнести разведочную скважину, в этом — причина сложностей и проблем, которые возникают при подготовке проектной документации. «При этом все наземные сооружения, в том числе фундаменты при строительстве скважин, являются временными сооружениями, после окончания строительства (бурения) скважин территория зачищается, проводится рекультивация, а при поисковом или разведочном бурении осуществляется ликвидация или консервация скважины. Согласно этому скважина не попадает под виды объектов капитального строительства».

Бурение скважины – это разработка месторождения полезных ископаемых на базе подземных вод - закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", следовательно, наличие сметы требуется как подтверждение результата выполненных работ подрядчиком. Кроме того, необходимо наличие паспорта на скважину и исполнительной документации.

Комиссия соглашается с доводом жалобы заявителя и признает его обоснованным, поскольку в нарушение части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе заказчиком были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе фактически изменяющие ее суть, а именно:

 

- в ответе на пункт 8 запроса заказчиком установлено новое требование, отсутствующее в документации об электронном аукционе «пуско-наладочные работы электрооборудования»;

- в ответе на пункты 9 и 10 запроса заказчиком объект строительства обозначен как разведочная скважина, а бурение скважины как разработка месторождения, что противоречит объекту закупки, которым является строительство  водозаборной скважины.

 

3.3. В жалобе указано следующее: «В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса РФ «В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.» Заказчик, подменив понятия «сроки выполнения работ» на «длительность выполнения работ», не указывает в муниципальном контракте данной информации (п. 2.7), тем самым нарушает законодательство о контрактной системе и не дает возможности участникам аукциона определить обязанности по срокам исполнения контракта. Так же не ясно как заказчик будет определять срок просрочки обязательств исполнения контракта в соответствии со статьей 34 п. 6 закона о контрактной системе».

Комиссия признала обоснованным данный довод жалобы заявителя, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, в частности должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В извещении и документации об электронном аукционе заказчиком установлен срок выполнения работ 1 месяц.

В пункте 2.7 раздела 2 «Стоимость работ и сроки по контракту» Приложения № 4 «Проект муниципального контракта» установлено: «Сроки  выполнения комплекса работ – 1 месяц:

Начало:  ____________ 2015 г.  Окончание:  _____________ 2015 г.».

Комиссия считает, что из содержания документации и проекта контракта невозможно установить срок выполнения работ, в силу Гражданского кодекса Российской Федерации определяемого календарной датой или истечением периода времени, либо указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

При указанных обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

4.1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что в разделе «Требования к участникам» извещения № 0152300038615000007 указано: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона) «Установлено».

При этом в пункте 1 раздела 15 «Требования к участникам закупки»  документации об электронном аукционе указано:

«Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки – обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства,  либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ:

4.

Устройство скважин

4.2.

Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)

4.3.

Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем из скважин

4.4.

23.

23.32.

 

24.

24.29.

Тампонажные работы

Монтажные работы

Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений

Пусконаладочные работы

Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения

Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения»

Аналогичные требования к участникам закупки и предоставлению ими в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в пункте 2 раздела 18 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе.

Вместе с тем в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении № 0152300038615000007 заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в документации об электронном аукционе заказчиком не установлено требования о том, по какому виду работ Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

 4.2. В силу части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе проект контракта не содержит обязательного условия о сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы, в части соответствия ее объема требованиям, установленным контрактом, а также о сроках оформления результатов такой приемки.

 

4.3. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки установлены заказчиком в пункте 1 раздела 18 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Проанализировав первую часть заявки на участие в электронном аукционе единственного участника закупки, Комиссия установила, что заявка данного участника закупки не содержала наименование страны происхождения используемых при выполнении работ товаров.

Вместе с тем, аукционная комиссия в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе не отказала участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Буровик» на действия Администрации муниципального образования «Большеуковское сельское поселение» Большеуковского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на устройство водозаборной скважины в с. Большие Уки Большеуковского муниципального района Омской области (извещение № 0152300038615000007).

 

 

 

2.  Признать в действиях Администрации муниципального образования «Большеуковское сельское поселение» Большеуковского муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на устройство водозаборной скважины в с. Большие Уки Большеуковского муниципального района Омской области (извещение № 0152300038615000007) нарушение части 13 статьи 64, пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 4 и 5 статьи 65, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

Учитывая, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что единственная заявка на участие в электронном аукционе признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, предписание Администрации муниципального образования «Большеуковское сельское поселение» Большеуковского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны