Решение б/н Решение по жалобе ООО "Славянская Аптека" от 21 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/39-2017

о признании жалобы необоснованной

 

16 февраля 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Славянская Аптека» (далее - Заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Медико-санитарная часть № 9» (далее - Заказчик, БУЗОО «МСЧ № 4»)  при осуществлении закупки «Поставка лекарственного средства МНН «Гепарин натрия»» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352300030717000017) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей Заказчика – <…>,

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба Заявителя (вх. ФАС России рег. № 19614/17 от 09.02.2017, вх. Омского УФАС России № 1014 от 10.02.2017) на положения документации об электронном аукционе.

По мнению Заявителя, Заказчиком была размещена документация с нарушениями  требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (далее – Федеральный закон о контрактной системе), а именно:

«В разделе II документации об электронном аукционе на поставку лекарственного средства с МНН «Гепарин натрия» объектом закупки является:

 

Наименование объекта закупки (МНН)

Описание объекта закупки

Кол-во товара

Гепарин натрия

раствор для внутривенного и подкожного введения 5 тыс. МЕ/мл, 5мл - флаконы (5). Хранение при комнатной температуре

2000 упаковок

 

 

Вместе с тем, на товарном рынке Российской Федерации присутствует лекарственное средство Гепарин натрия, производства ООО «Славянская аптека» форма выпуска Раствор для внутривенного и подкожного введения дозировка 5000 МЕ/мл, форма выпуска 5 ампул по 5 мл в полимерных ампулах, изготовленные по технологии «blow-fill-seal» вместе с инструкцией в пачке из картона. Температура хранения от 12 до 15° С. f

Лекарственный препарат Гепарин натрия, производства ООО «Славянская аптека» форма выпуска Раствор для внутривенного и подкожного введения дозировка 5000 МЕ/мл, форма выпуска 5 ампул по 5 мл в полимерных ампулах, зарегистрирован в соответствии с законодательством и имеет соответствующее регистрационное удостоверение № ЛП-000958 от 18.10.2011 (дата перерегистрации от 29.07.2015). (Приложение 1: Копия регистрационного удостоверения, выданного ООО «Славянская аптека», копия инструкции по медицинскому применению на лекарственное средство «Гепарин»).

Кроме того, согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, лекарственный препарат Гепарин Раствор для внутривенного и подкожного введения выпускается в различных формах выпуска, как во флаконах, так и в ампулах и с разным температурным режимом хранения, температурный режим хранения варьируется от 8° С и выше 25 0 С. (Приложение 2: Распечатка из сети Интернет, http://www.rlsnet.ru: Перечень зарегистрированных на территории РФ производителей и форм выпуска лекарственного средства Гепарин натрия, а также официальная информация о различных температурных режимов хранения).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н г. Москва "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", а также нормам фармакопейной статьи, для лекарственных средств, упакованных с использованием полимерных материалов установлен более низкий температурный режим хранения.

Лекарственный препарат Гепарин натрия, производства ООО «Славянская аптека», который может быть предложен к поставке участниками аукциона отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к лекарственным средствам законодательством Российской Федерации. Вместе с тем в случае подачи на аукцион заявки с намерением поставки лекарственного препарата Гепарин производства ООО «Славянская аптека» она будет отклонена, поскольку, не будет соответствовать техническому заданию аукциона.

В соответствии с пунктом I статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

На основании пункта 3 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Заказчик требует поставить МНН Гепарин натрия, лекарственная форма - Раствор для внутривенного и подкожного введения, дозировка 5000 МЕ/мл, форма выпуска ФЛАКОНЫ, условия хранения при комнатной температуре.

ООО «Славянская аптека» производит лекарственное средство - торговое наименование Гепарин (МНН - Гепарин натрия), лекарственная форма - Раствор для внутривенного и подкожного введения, дозировка 5000 МЕ/мл, форма выпуска АМПУЛЫ, температура хранения от 12 до 15° С.

Испрашиваемое лекарственное средство и лекарственное средство, предполагаемое к поставке имеют: 1) одно и то же действующее вещество, 2) один и тот же способ введения, 3) одну и ту же дозировку.

Таким образом, к поставке может быть предложен АНАЛОГИЧНЫЙ - ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЙ товар, как с точки зрения антимонопольного законодательства, так и с точки зрения закона «Об обращении лекарственных средств».

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1016 от 10.02.2017) Заказчиком были представлены (вх. № 1208 от 15.02.2017) пояснения в отношении доводов жалобы и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 03.02.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок  (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1246360 руб., при этом 08.02.2017 в документацию об аукционе были внесены изменения.

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу императивных требований пункта 6 части 1 указанной статьи документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Комиссией установлено,  что требования к характеристикам поставляемого товара были указаны в разделе II «Наименование  и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, а именно:

 

Наименование объекта закупки (МНН)

Описание объекта закупки

Кол-во товара

Гепарин натрия

раствор для внутривенного и подкожного введения 5 тыс. МЕ/мл, 5мл - флаконы и/или ампулы (5). Хранение при комнатной температуре

2000 упаковок

 

Из представленных Заказчиком возражений следует, что 08 февраля 2017 года в 17:16 час. (т.е. до момента подачи жалобы) были внесены изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в части установления требования к упаковке товара - «флаконы и/или ампулы».

При этом в отношении характеристики «Хранение при комнатной температуре» Заказчиком указано следующее:

«Согласно ФАРМАКОПЕЕ 13 издания , хранение при комнатной температуре подразумевает температурный режим от 15 до 25 °С или, в зависимости от климатических условий, до 30 °С.

В техническом задании Заказчиком не установлены условия, которые бы приводили или могли бы привести к ограничению числа участников аукциона, а именно не указаны: конкретные показатели товара, фирма производитель, кодовый номер <...> товарный знак, узкоспециальные термины, ограничивающие конкуренцию, и т.д. В технических характеристиках указаны лишь общепринятые требования к рассматриваемому товару с учетом специфики работы Заказчика.

Поскольку участник закупки не является специалистом в организации оказания медицинского помощи населению и не может оценить потребность заказчика в той или иной продукции медицинского назначения, считаем выдвинутые требования безосновательными, а так же вправе включать в документацию такие требования к характеристикам товара, который отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных норм.

Довод, изложенный в жалобе, о том, что требование документации о хранении препарата при комнатной температуре ограничивает конкуренцию - ошибочно, поскольку условия хранения при комнатной температуре содержится в инструкциях о применении многих производителей. Это связано с тем, что данная температура не требует холодильной камеры, т.е создания дополнительных условий для закупки препарата, поскольку гепарин натрия хранится не только в оборудованной аптеке, но и в отделениях лечебного учреждения, в операционных блоках».

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что Заказчиком обоснована потребность в лекарственном препарате, хранящемся при комнатной температуре, именно с учетом специфики его использования при лечении пациентов.

Комиссией также установлено, что согласно Государственному реестру лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) требованиям Заказчика соответствует несколько зарегистрированных в установленном порядке лекарственных препаратов с МНН «Гепарин натрия», например:

- регистрационное удостоверение ЛП-002456, производитель ООО «Индукерн-Рус».

- регистрационное удостоверение П № 012984/01, производитель «Б.Браун Мельзунген».

- регистрационное удостоверение ЛП-002955-130415, производитель «Эллара».

- регистрационное удостоверение П № 015248/01-120116, производитель РУП «Бельмедпрепараты», республика Беларусь.

Учитывая доказательства наличия лекарственных препаратов с МНН «Гепарин натрия» нескольких производителей, которые свободно обращаются на фармацевтическом рынке Российской Федерации, установление в документации об аукционе вышеуказанных требований к лекарственному препарату, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

По мнению Комиссии, в документации об аукционе были установлены требования к лекарственному препарату с учетом потребностей Заказчика и, исходя из специфики осуществляемого им  вида деятельности, при этом положения Федерального закона о контрактной системе не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать в документации об аукционе характеристики, которые соответствовали бы всем существующим торговым наименованиям лекарственных препаратов в рамках одного МНН.

С учетом изложенного, Комиссия признала жалобу необоснованной.

3.2. На основании части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 7 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие к участникам закупки требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ).

Однако в нарушение указанного требования подпункт 5 пункта 14 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона (единые требования к участникам закупки)» документации об аукционе изложен в редакции, не действующей на момент размещения в единой информационной системе документации об аукционе:

«отсутствие у участника электронного аукциона - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

Следует отметить, что при этом извещение № 0352300030717000017 содержало требование к участникам закупки: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Славянская Аптека» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Медико-санитарная часть № 9» при осуществлении закупки «Поставка лекарственного средства МНН «Гепарин натрия» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352300030717000017).

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Медико-санитарная часть № 9» нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, учитывая, что указанное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку в извещении о проведении электронного аукциона было установлено единое требование к участникам закупки об их соответствии части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны