Решение б/н Дело № 03-10.1407-2014 по жалобе ООО "Теплостройсервис" от 8 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/407-2014

о признании жалобы частично обоснованной

 

05 августа 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. – и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Шевченко А.Н. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Теплостройсервис» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика – Департамент строительства Администрации г. Омска (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее – уполномоченный орга) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объектов «Строительство многоквартирных жилых домов в районе ул. Завертяева для переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (извещение № 0152300011914000997) (далее - открытый конкурс),

в присутствии представителей:

заказчика – <…>,

уполномоченного органа – <…>,

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы Общества в отсутствие представителя,

У С Т А Н О В И Л А:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 8150э от 29.07.2014) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.

Заявитель полагает, что конкурсная документация разработана с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе), а также Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки заявок).

В жалобе заявитель приводит три довода, по которым Общество усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушение действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

во-первых, в конкурсной документации для нестоимостного критерия оценки  «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» применены показатели, не предусмотренные Правилами оценки заявок;

во-вторых, установленный в конкурсной документации порядок оценки по показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» составлен с нарушением требований части 8 статьи 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе;

в-третьих, в нарушение части 8 статьи 32 и пункта 11 Правил оценки заявок в конкурсной документации не установлен критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», являющийся обязательным для закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, а также такой показатель для данного критерия как «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» и значимость указанного показателя.

С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию признать действия заказчика и уполномоченного органа неправомерными, приостановить осуществление закупки и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-6698 от 30.07.2014) уполномоченным органом были представлены (вх. № 8302 от 01.08.2014) материалы открытого конкурса, из которых следует, что 22.07.2014 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе»» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение № 0152300011914000997 и конкурсная документация (9 лотов) с начальной (максимальной) ценой контрактов по лотам: № 1 - 121 653 855,20 руб., № 2 – 121 627 799,52 руб., № 3 – 121 653 833,96 руб., № 4 – 121 626 262,77 руб., № 5 – 176 592 289,70 руб., № 6 – 215 570 793,39 руб., № 7 – 151 937 802,95 руб., № 8 – 199 667 206,05 руб., № 9 – 151 741 643,27 руб.

31.07.2014 вносились изменения в извещение и конкурсную документацию.

Как следует из извещения, дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе установлена 15.08.2014 в 11:40 час.

Заказчиком и уполномоченным органом были представлены письменные возражения на жалобу заявителя, из содержания которых следует, что конкурсная документация разработана с соблюдением норм Федерального закона о контрактной системе, относительно довода № 3 заявителя о неуказании критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» указанные лица поясняют, что 31.07.2014 в конкурсную документацию были внесены изменения в части установления, в том числе данного критерия и

показателя для данного критерия «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» значимостью 20%.

 

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Теплостройсервис», представленных материалов, пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. Комиссия признала необоснованным довод заявителя «об установлении в конкурсной документации для критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» показателей, не предусмотренных Правилами оценки заявок».

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 8 статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что  порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок.

Согласно пункту 1 раздела I Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

В силу пункта 2 раздела I Правил настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом, учитывая изменения в конкурсную документацию от 31.07.2014, были установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в пункте 7.2 раздела 7 конкурсной документации:

Совокупная значимость всех критериев составляет 100 %.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия

1.

Цена контракта, руб.

60%

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

20%

2.1.

Описание порядка выполнения работ с обоснованием принятых решений, включая разработку линейного календарного графика производства работ

 

30 %

 

2.2.

Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности при производстве работ

 

20 %

2.3.

Описание комплекса природоохранных мероприятий, подлежащих реализации в связи с производством работ

 

20 %

2.4.

Описание системы контроля качества участника закупки

 

30%

3.

Квалификация участника конкурса:

опыт работы, соответствующий объекту закупки - объем выполненных работ по строительству и вводу в эксплуатацию многоэтажных многоквартирных панельных жилых домов площадью жилого здания не менее 5 000 м2 за 2011-2013 года, суммарная площадь жилых зданий (м2).

20%

Итого:

100%

Заявитель полагает, что в соответствии с пунктом 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» могут быть исключительно три показателя:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Комиссия не может согласиться с указанной позицией заявителя, исходя из следующего.

Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пункт 25 Правил оценки заявок гласит следующее: «Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам».

Исходя из буквального толкования вышеуказанных положений Правил оценки заявок следует, что в отношении нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» могут быть указаны иные показатели, нежели те, которые перечислены в пункте 25 Правил оценки заявок.

Более того, в своих письменных возражениях заказчик указывает следующее: «По мнению департамента строительства, показатели «Описание порядка выполнения работ с обоснованием принятых решений, включая разработку линейного календарного графика производства работ»; «Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности при производстве работ»; «Описание системы контроля качества участника закупки», установленные по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» имеет непосредственное отношение к качеству работ, а показатель «Описание комплекса природоохранных мероприятий, подлежащих реализации в связи с производством работ» - к соответствию экологическим нормам. Таким образом, данные показатели соответствуют п. 25 Правил и раскрывают критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в соответствии с п. 10 Правил».

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что установленные в пункте 7.2 конкурсной документации показатели «Описание порядка выполнения работ с обоснованием принятых решений, включая разработку линейного календарного графика производства работ», «Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности при производстве работ», «Описание комплекса природоохранных мероприятий, подлежащих реализации в связи с производством работ», «Описание системы контроля качества участника закупки» для критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» не противоречат Правилам оценки заявок.

 

3.2. Комиссия признала необоснованным довод заявителя о том, что «установленный в конкурсной документации порядок оценки по показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» составлен с нарушением требований части 8 статьи 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе».

В жалобе заявитель указывает на то, что «для определения количества баллов по показателям нестоимостного критерия в п.7.3.2 установлены шкалы оценок, однако, указанный в п.7.3.2 конкурсной документации порядок оценки по показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не соответствует  порядку оценки, определенному в Правилах, так как согласно п.29 Правил, в случае использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки».

Согласно пункту 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Руководствуясь вышеуказанным пунктом, заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации по отдельным показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в целях определения количества баллов, присуждаемых заявке, определена шкала оценки.

Например, по показателю «Описание порядка выполнения работ с обоснованием принятых решений, включая разработку линейного календарного графика производства работ» количество баллов, присуждаемых заявке, определяется следующим образом:

по показателю 2.1. таблицы пункта 7.2. документации:

Значение показателя

Количество баллов, присуждаемых заявке

Подробное и логически связанное описание порядка выполнения работ. Наличие обоснования принятых решений (включая разработку линейного календарного графика производства работ с разбивкой по видам работ, с учетом технологии, сезонности и сроков выполнения работ). Наличие эффективных и современных методов и технологии выполнения работ.

100

Неподробное и/или логически неполноценное описание порядка выполнения работ. ИЛИ в описании отсутствует обоснование принятых решений (включая разработку линейного календарного графика производства работ с разбивкой по видам работ, с учетом технологии, сезонности и сроков выполнения работ). ИЛИ в описании не представлены эффективные и/или современные методы и технологии выполнения работ.

50

Неподробное и логически неполноценное описание порядка выполнения работ. И в описании отсутствует обоснование принятых решений (включая разработку линейного календарного графика производства работ с разбивкой по видам работ, с учетом технологии, сезонности и сроков выполнения работ). И в описании не представлены эффективные и/или современные методы и технологии выполнения работ. ИЛИ отсутствие описания или представленное описание не соответствует требованиям документации.

0

Аналогичные шкалы оценок определены и для остальных показателей критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», указанных в подпунктах 2-4 пункта 7.3.2 конкурсной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что установленный в конкурсной документации порядок оценки по показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» соответствует Правилам оценки заявок.

 

 3.3. Комиссия признала обоснованным довод заявителя «о нарушении заказчиком, уполномоченным органом части 8 статьи 32 и пункта 11 Правил оценки заявок в части неустановления в конкурсной документации критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и его значимости».

Согласно пункту 11 Правил оценки заявок в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте «б» пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Учитывая, что работы, являющиеся объектом закупки являются и работами строительными, Комиссия соглашается с позицией заявителя о нарушении заказчиком, уполномоченным органом части 8 статьи 32 и пункта 11 Правил оценки заявок, не установивших в конкурсной документации критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и его значимости.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что на момент рассмотрения настоящей жалобы заказчик и уполномоченный орган внесли изменения в конкурсную документацию, указав критерий оценки заявок «квалификация участника конкурса» значимостью 20% и установив для данного критерия показатель «опыт работы, соответствующий объекту закупки - объем выполненных работ по строительству и вводу в эксплуатацию многоэтажных многоквартирных панельных жилых домов площадью жилого здания не менее 5 000 м2 за 2011-2013 года, суммарная площадь жилых зданий (м2)».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной  службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30,  зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
 

1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Теплостройсервис» на действия заказчика – Департамент строительства Администрации г. Омска, уполномоченного органа - Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объектов «Строительство многоквартирных жилых домов в районе ул. Завертяева для переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (извещение № 0152300011914000997), при этом признав обоснованным довод в части неустановления в конкурсной документации критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и его значимости.

2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение требований части 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе и пункта 11 Правил оценки заявок.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы ООО «Теплостройсервис» указанные нарушения были устранены заказчиком, уполномоченным органом предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны