Решение б/н Решение № 03-10.1/41-2015 от 9 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/41-2016

о признании жалобы необоснованной

 

02 марта 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Качественные решения» (далее - Заявитель, Общество) на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее – Заказчик) при осуществлении закупки «Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152200000716000003) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей:

Заявителя –<…>, <…>;

Заказчика –<…>, <…>, <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила (вх. № 1305 от 24.02.2016) жалоба Заявителя на действия Заказчика, нарушающие, по мнению Общества, нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1119 от 24.02.2016) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 1489 от 01.03.2016).

Из представленных материалов и информации следует, что 16.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 500000 рублей.

Согласно извещению общая цена запасных частей к технике и наиболее низкая цена единицы работы и (или) услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники составила 28317851,82 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 25.02.2016 на участие в аукционе поступило шесть заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 29.02.2016 наименьшее ценовое предложение в сумме 14038281,75 руб. сделано участником № 3.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 29.02.2016 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признан ИП Рагозин Е.А.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

При этом частью 5 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе установлено, что если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с частью 17 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения в соответствии с частью 5 настоящей статьи электронного аукциона его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию и наиболее низкую цену единицы работы и (или) услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, наиболее низкую цену единицы услуги.

В извещении о проведении аукциона и документации об аукционе на основании коммерческих предложений, с учетом выделенного лимита финансирования на 2016 год, Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 500000,00 рублей, начальная (максимальная) цена единицы работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей – 873,33 руб./чел.час, начальная (максимальная) цена запасных частей – 28316978,49 руб.

В жалобе заявителя, в частности, указано: «Как следует из содержания закупочной документации об электронном аукционе, победитель электронного аукциона обязан будет выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. При этом победитель электронного аукциона обязан будет выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в сроки и объеме, которые определены документацией об электронном аукционе.

Описание объекта закупки, объёма выполняемых работ приведено в Техническом задании (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе).

В техническом задании указаны ниже следующие сведения.

1) Наименование: выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Перечень автомобилей Главного управления лесного хозяйства Омской области указан в Приложении № 1 к настоящему Техническому заданию.

2) Место выполнения работ:

Российская Федерация. Омская область, г. Омск (станции технического обслуживания Подрядчика).

3) Срок выполнения работ: со дня приемки автомобилей Подрядчиком на СТО устанавливаются в каждом конкретном случае, по согласованию с Государственным заказчиком, и не должен превышать:

выполнение сложного кузовного ремонта, не связанного с исправлением геометрии кузова - не более 7-ми календарных дней;

выполнение сложного кузовного ремонта, связанного с исправлением геометрии кузова - не более 30-ти календарных дней.

Срок выполнения работ по техническому обслуживанию должен составлять - не более одного дня со дня поступления заявки от Государственного заказчика в строгом соответствии с трудоемкостью, установленной заводами-изгоговителями автомашин марки «ГАЗ», «ВАЗ», «УАЗ» на станциях технического обслуживания автомобилей, при наличии постов диагностики, проверки геометрии, кузова, проверки диагностики подвески.

4) Условия выполнения работ:

Работы должны выполняться по заявке Государственного заказчика с использованием новых комплектующих, запасных частей и материалов.

Прием автомобилей для технического обслуживания и ремонта должен осуществляться без предварительной записи, в день обращения.

При выполнении технического обслуживания и всех видов ремонта Подрядчик должен использовать только запасные части, детали и материалы, разрешенные (рекомендованные) к применению заводом-изготовителем.

По требованию Государственного заказчика Подрядчиком осуществляется бесплатная эвакуация автотранспортного средства Государственного заказчика, неспособного самостоятельно прибыть к месту ремонта (в пределах г. Омска).

Подрядчик обязуется осуществлять сбор, хранение и вывоз отходов, образующихся в процессе выполнения ремонтных работ и технического обслуживания автомобилей за счёт собственных сил и средств.

Необходимо отметить, что общее количество автомобилей составляет 66 штук.

Начальная максимальная цена контракта составляет 500000 (пятьсот тысяч) рублей.

Общая начальная (максимальная) цена - 28317851,82 рублей (состоящая из цены запасных частей и цены единицы работы)».

При этом Заявитель в своей жалобе утверждает следующее:

«Однако в аукционной документации не приведён перечень работ, которые необходимо выполнить. В том числе в отношении списка автомобилей не указаны работы, которые необходимо выполнить на каждом конкретном автомобиле с указанием запасных частей, требующих замены.

Также в указанной документации не приведён график подачи автомобилей на станцию технического обслуживания победителя электронного аукциона для осуществления ремонтных работ. Указанная формулировка позволяет Заказчику единовременно предоставить все 66 автомобилей победителю электронного аукциона для выполнения ремонтных работ. Объективно понятно, что не каждая организация справится с таким существенным заказом.

Отсутствие указанных сведений не позволяет спланировать затраты на проведение работ, в том числе определить количество нормочасов необходимых для осуществления ремонтных работ, цену одного нормочаса для выполнения необходимой работы в отношении каждого автомобиля, а значит выставить соответствующую заявку.

Заказчик, таким образом, явно ограничивает количество участников, так как в таком аукционе могут участвовать только крупные организации, у которых имеются существенные мощности для проведения работ либо организации, которые уже ранее участвовали в прошлогоднем аукционе и исполнили соответствующий прошлогодний контракт.

Исходя из изложенного, полагаем можно сделать вывод, что приведенное описание объекта закупки не является объективным.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в частности установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Пунктом 1 части 2 статьи 59 Федерального закона о контрактной системе предписано, что Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки.

При этом вышеприведённое описание объекта закупки не является точным, так как отсутствуют перечень работ в отношении каждого автомобиля, точное количество автомобилей, подлежащих ремонту с указанием перечня запасных частей, требующих замены.

Полагаем, что в указанном случае Заказчиком выбран неверный способ проведения закупки, следовательно, Заказчику необходимо использовать запрос предложений, а предметом закупки заявлять стоимость нормочаса».

В свою очередь, Заказчиком были представлены письменные возражения в отношении доводов жалобы:

 «Транспортные средства Главного управления, указанные в документации об аукционе, находятся в отделах - лесничествах, расположенных во всех районах Омской области.

Полный перечень неисправностей, необходимых видов работ на каждый конкретный автомобиль, запасных частей и т.п. заранее невозможно определить.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) оплата выполненных работ осуществляется по цене единицы работы, исходя из количества запасных частей, использование которых будет осуществляться в ходе исполнения государственного контракта.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 500 000,00 (Пятьсот тысяч рублей, 00 копеек). Государственный контракт заключается на вышеуказанную сумму в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств (сумма остается неизменной). Общая начальная (максимальная) цена – 28317851,82 рублей (состоящая из цены запасных частей и цены единицы работы).

Количество автомобилей для ремонта определяется по мере необходимости (по мере выхода из строя) по согласованию Сторон, что отражено в аукционной документации. Предусмотреть вид поломки конкретного автомобиля, перечень работ и график подачи автомобилей на станцию Подрядчика не представляется возможным. Полный список автомобилей, находящихся в пользовании Главного управления указан в приложении к государственному контракту. Срок выполнения работ согласовывается с Подрядчиком в каждом конкретном случае.

Таким образом, все условия, показатели и требования, которые возможно было определить указаны в аукционной документации. Какие-либо требования, ограничивающие количество участников в соответствии со ст. 33 Федерального закона в документации не установлены.

В жалобе ООО «Качественные решения» неверно истолкован п. 1 ч. 2 ст. 59 Федерального закона:

«2. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

- существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

- критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку».

Таким образом, условие о возможности сформулировать подробное и точное описание объекта закупки обязательно для включения в перечни товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион.

В соответствии с частью 3. ст. 59 Федерального закона Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 ст. 59 Федерального закона перечни.

Исходя из вышеизложенного утверждение о неправильности выбранного способа проведения закупки считаем несостоятельным».

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

С учетом вышеприведенных возражений Заказчика, а также учитывая, что Обществом не представлено доказательств фактического нарушения его прав и интересов, Комиссия признала жалобу необоснованной.

Вместе с тем, в результатае осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее в действиях Заказчика нарушение требований пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Таким образом, условие о сроке выполнения работ является существенным для договора подряда.

Пунктом 1.2 проекта государственного контракта (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) предусмотрено: «Содержание, объемы, условия, место и сроки выполнения работ Подрядчиком, определяются в соответствии с Заказ – нарядом».

При этом в пункте 3 Технического задания на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе и Приложение № 1 к проекту государственного контракта) Заказчиком определены сроки выполнения работ:

«Срок выполнения работ со дня приемки автомобилей Подрядчиком на СТО устанавливается в каждом конкретном случае, по согласованию с Государственным заказчиком, и не должен превышать:

выполнение сложного кузовного ремонта, не связанного с исправлением геометрии кузова - не более 7-ми календарных дней;

выполнение сложного кузовного ремонта, связанного с исправлением геометрии кузова - не более 30-ти календарных дней.

Срок выполнения работ по техническому обслуживанию должен составлять - не более одного дня со дня поступления заявки от Государственного заказчика в строгом соответствии с трудоемкостью, установленной заводами - изготовителями автомашин марки «ГАЗ», «ВАЗ», «УАЗ» на станциях технического обслуживания автомобилей, при наличии постов диагностики, проверки геометрии, кузова, проверки диагностики подвески».

Однако Заказчик в нарушение требований пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе не установил в документации об аукционе и проекте государственного контракта срок выполнения работ по ремонту автомобилей, проводимому не в рамках технического обслуживания.

Вместе с тем, Комиссия считает, что указанное нарушение не могло привести к нарушению прав и законных интересов участников закупки в силу части 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Качественные решения» на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области при осуществлении закупки «Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152200000716000003).

 

2. Признать в действиях Главного управления лесного хозяйства Омской области нарушение требований пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения электронного аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны