Решение б/н Решение по жалобе ООО "Торговый Дом-ВостокПром" от 24 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/415-2015

о признании жалобы частично обоснованной

 

19 ноября 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Торговый Дом-ВостокПром» (далее – Заявитель, Общество) на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее – Заказчик) при осуществлении закупки «Поставка сухого сбалансированного корма класса «суперпремиум» для кормления служебно-разыскных собак для нужд УМВД России по Омской области в форме электронного аукциона (извещение № 0152100006715000173) (далее - электронный аукцион),

в присутствии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 10409 от 12.11.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при установлении в документации об аукционе неправомерных требований к корму для служебно-розыскных собак, в том числе к упаковке корма.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-10572 от 16.11.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 10568 от 18.11.2015), а также возражения на доводы жалобы Заявителя.

Из представленных документов и сведений следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе 26.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4600502,86 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 16.11.2015 на участите в аукционе поступило три заявки, двум участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе.

Протокол рассмотрения единственной заявки от 18.11.2015 свидетельствует о том, что заявка ООО «Градиент» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и проведения в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено требование к заказчику об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В спецификации на поставку товара (часть III документации об аукционе) установлены следующие требования к сухому сбалансированному корму для собак класса «суперпремиум»:

«Ингредиенты: мясо курицы не менее 20%, рис не менее 6%, пшеницу, кукурузный глютен, кукурузу, сухая мякоть свеклы, рыбий жир, яичный порошок, минеральные вещества.

Питательные вещества и добавки: белок: от  26% до 29% , жир: от 16% до 18%, сырая клетчатка: не более 2%, сырая зола от 7% до 8,0%, омега-3 жирные кислоты от 0,2% до 0,4%, Омега-6 жирные кислоты от 2,5% до 2,8%, витамин А не менее 15000 МЕ/кг, витамин D3 не менее 750 МЕ/кг., витамин Е не менее 500 МЕ /кг, витамин С (аскорбиновая кислота) не менее 100 мг/кг. Энергетическая ценность от 370 до 430 ккал/100гр. 

Корм должен быть изготовлен из натурального мяса без использования геномодифицированных компонентов, не допускается присутствие в корме ячменя и овса, либо ингредиентов, полученных в результате их переработки. 

Корм должен иметь: декларацию  соответствия установленного образца, ветеринарное  свидетельство.

Упаковка: корм должен быть упакован промышленным способом в оригинальную светонепроницаемую упаковку  произведенную и запечатанную методом промышленной склейки, из плотного, плетеного, тканного материала, на основе полипропилена, препятствующего проникновению влаги извне и жира изнутри, сверху мешок покрыт тонким слоем эластичного ламината, или в светонепроницаемые бумажные не менее 4-х слойные мешки, (наружный слой должен быть изготовлен из кашированной бумаги, который исключит проникновение влаги и запаха, один из внутренних слоев должен быть из полиэтиленовой пленки либо ламинированный с двух сторон, внутренний слой из обыкновенной бумаги). Корм должен быть упакован в мешки весом 18-20кг., по возможности для удобства при вскрытии упаковки, в верхней части мешка должна присутствовать полоса самоклеющейся ленты с перфорацией или струнный замок. На упаковке должно быть: название торговой марки, наименование корма, подробное описание преимуществ данного вида корма и рекомендации по нормам кормления, для собак разной массы, наименование предприятия изготовителя и его адрес, наименование продукции,  товарный знак,  подробный состав корма (не менее той информации  по ингредиентам и питательным веществам указанной в данной спецификации), дата изготовления и срок годности, условия хранения,  масса нетто. Вся информация на упаковке должна быть нанесена промышленным способом и на русском языке. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара от повреждений при транспортировке всеми видами транспорта (с учетом погрузочно-разгрузочных работ). Срок годности корма должен  составлять со дня его поставки до дня окончания срока годности,  не менее двенадцати  месяцев».

 

В жалобе Заявителем приведен следующий довод:

1. «Обращаем Ваше внимание на необоснованное и избыточное требование предъявляемые к упаковке, что противоречит положению п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В приказе МВД РФ от 19 апреля 2010 г. № 292 Приложение №11, которым руководствуются органы МВД России нет четкого определения и требования к упаковке данного товара.

Существует различные виды упаковки, которые могут выдержать условия длительной транспортировки и в том числе защитить от различных осадков. Упаковка может быть из крафт-бумаги с внутренним пакетом, полистирола. Полиэтилена, фольгированная снаружи, в пластмассовой таре, и тп., которые должны соответствовать стандартам и нормам (ГОСТ и т.п.) действующего законодательства. Задача упаковки предохранять корм от повреждения и обеспечить сохранность продукта.

Требования к упаковке в техническом задании не являются основными в предмете аукциона. Каждый производитель, с учетом установленных требований ГОСТ и согласно условиям международных стандартов, выбирает тару (упаковку) для фасовки произведенного товара на свое усмотрение с учетом необходимости обеспечения сохранности, безопасности и т.п. товара (произведенной продукции) в данном случае корма для конечного потребителя. Установление требований к упаковке, а не к продукции под конкретного производителя грубо нарушают права поставщика на конкуренцию и создает дискриминационные условия.

Согласно Требованиям Россельхознадзора по упаковке товара - упаковка должна защищать продукт от воздействий окружающей среды при перевозке и хранении, удобство хранения и погрузок, а так же сохранить его свойства во время всего срока хранения. Иные требования конкретизирующие ограниченность видов упаковки не указаны. Требования к обособленной упаковки прописаны по иным ГОСТам (а именно к товарам предназначенным для особого хранения и перевозкам это токсические и прочие вредные вещества, к данной группе товар - сухие корма для животных не относятся. Под эти требования подходят любые упаковки корма из пищевого светонепроницаемого полиэтилена, полимерные мешки, полипропиленовые мешки, многослойные бумажные, фольгированные мешки. Указанные требования также определены ГОСТом Р55985-2014 «Корма функциональные для непродуктивных животных». ГОСТ Р 55453-2013 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия» и ГОСТ Р 55985-2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».

Заказчиком при описании объекта закупки раз не используются вышеперечисленные такие стандартные показатели и требования, применительно к поставке сухого корма для взрослых собак, то в нарушение требований ч. 1 п.2 ст. 33 ФЗ №44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для   обеспечения   государственных и муниципальных нужд» не обосновал необходимость использования показателей, требований, обозначений которые, не соответствующих действующим ГОСТ, а ссылается на личный опыт.

Таким образом, Заказчик указав такие уникальные требования к упаковке не обосновав необходимость использования показателей, требований, обозначений которые, не соответствующих действующим нормативным документам, стандартам, ограничил (попросту запретил) доступ на участие в аукционе других участников аукциона тем самым нарушив ст. 17 ФЗ №135 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

В возражениях Заказчика указано следующее:

«Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. N292 "О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время" не содержит требований к упаковке.

Перечисленные в жалобе Заявителя стандарты (ГОСТ Р 55453-2013, ГОСТ Р 55985-2014) содержат требования о том, что упаковка кормов для непродуктивных животных должна обеспечивать безопасность и неизменность идентификационных признаков при обращении кормов в течение всего срока хранения. Стандартами рекомендованы различные виды упаковок. Так как, упаковка должна защищать продукт от воздействия окружающей среды при перевозке и хранении, обеспечить удобство хранения и погрузок, а также сохранить его свойства во время всего срока хранения, Заказчик описал упаковку, наиболее подходящую предстоящим условиям хранения товара, предоставив выбор Поставщику в соответствии с действующими стандартами.

Предъявляемые нами требования к указанным видам упаковки корма соответствуют ГОСТу Р 52564-2006 ( из плотного, плетеного, тканного материала на основе полипропилена сверху мешок покрыт тонким слоем эластичного ламинита) и ГОСТу 53361-2009 (бумажные мешки (не менее 4-х слойные)), материалы из которых сделаны данные упаковки максимально соответствуют по уровню прочности и сохранности корма под наши условия хранения и неоднократной длительной транспортировки при разных температурах и сибирских климатических условиях. Материал, из которого состоит упаковка, влияет на сохранность питательных веществ, добавок, витаминов, поддерживает качество корма в течение всего срока годности, а так же обеспечивает прочность и герметичность мешка. Данные виды упаковки доступны и изготовляются на территории Российской Федерации.

Предъявляемые требования к мешкам, никаким образом не ограничивает количество потенциальных участников аукциона, по причине доступности, а производство данных видов упаковки осуществляется на всей территории Российской Федерации (для примера по составу однородные сухие корма суперпремиум класса торговых марок «EUKANUBA», «Верные друзья», Pro Plan», «Hills Science Plan», «Techni-Cal» упакованы в аналогичные мешки».

Комиссия отмечает, что Заявителем не обосновано утверждение о том, что требования к упаковке товара приводят к ограничению количества участников закупки, в частности не представлено доказательств того, что установленным в документации об аукционе требованиям к упаковке соответствует товар единственного производителя и при этом отсутствует возможность его приобретения, в связи с чем данный довод признается необоснованным.

Вместе с тем Заказчиком также не были представлены документальные доказательства наличия кормов с указанными характеристиками, упаковка и маркировка которых полностью соответствует требованиям документации об аукционе и действующему ГОСТ Р 55453-2013 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», в связи с чем усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.2. В жалобе указано: «Заказчик указал требование к поставляемому корму, а именно энергетическая ценность должна быть не менее 470 и не более 430 килокалорий на 100 граммов. То есть указал максимальные и минимальные показатели.

Заказчик указал требования к составу, а именно:

Протеин, не менее – 26 %

Жир, не менее – 16 %

Зола, не менее – 7,0 %

Влага (по ГОСТ Р 55453-2013) не более – 14 %

Согласно принятых коэффициентов расчета энергетической ценности одобренных Межведомственной комиссией по составлению «Таблиц химического состава отечественных пищевых продуктов» председателем которой является профессор, доктор медицинских наук М.Н. Волгарев (справочник: Химический состав пищевых продуктов, книга 1, издание второе, под редакцией проф., д-ра техн. наук  И.М. Скурихина и проф., д-ра мед. наук М.Н. Волгарева), а именно:

Коэффициент энергетической ценности, ккал/г.

Белки                                                                         4,0

Жиры                                                                        9,0

Углеводы*                                                                 4,0

Сумма моно- и дисахаридов                                               3,8

Крахмал                                                                    4,1

Клетчатка                                                               0,0

*Для определения содержания углеводов по разности, из сухого остатка вычисляют количество белка, жиров и золы.

То есть, согласно требований к товару:

Углеводы = 100% - влага (14%) – жиры (16%) – протеин (26%) – зола (7%) = 37%

Тогда,

Энергетическая ценность = Жиры(16%)х9,0 + протеин(26%)х4,0 + углеводы (37%)х4 = 396 ккал на 100 граммов корма.

            То есть, минимальные значения показателей по факту составляют 396 ккал, а не 370 ккал.

Расчетная энергетическая ценность, согласно Технического задания (далее – ТЗ) Заказчика противоречит требуемой энергетической энергии указанной в аукционной документации, тем же Заказчиком, где указана энергетическая ценность от 370 до 430 ккал/100г корма.

            Таким образом, по данным показателям,  Поставщик не может определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в нарушение ч.2 ст.33 ФЗ№44».

Описание объекта закупки, в том числе включало требования к инградиентам, питательным веществам и добавкам, энергетической ценности, установленной в диапазоне от 370 до 430 ккал/100гр.

Как следует из довода жалобы, минимальные значения показателей, рассчитанные Заявителем (396 ккал), входят в указанный диапазон, установленный Заказчиком.

По мнению Комиссии, минимальные и максимальные показатели питательных веществ и добавок позволяют участникам рассчитать энергетическую ценность, исходя из любых соотношений (минимальные, минимальные-средние, минимальные-максимальные, средние и пр.), в связи с чем находит данный довод необоснованным.

 

3.3. По мнению Заявителя, «В пункте «Питательные вещества и добавки» Заказчик указал обязательное содержание следующих веществ:

«…Сырая клетчатка – не более 2 %, Омега -3 жирные кислоты – 2,5% - 2,8%, витамин Е – не менее 500 мг/кг…»

Наличие данных веществ в составе корма не регламентировано и не предусмотрено ГОСТ Р 55453-2013 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», ГОСТ Р 55985-2014 «Корма функциональные для непродуктивных животных. Общие технические условия», «Ветеринарно - санитарные нормы и требования к качеству кормов для непродуктивных животных» от 15 июля 1997 г. № 13-7-2/1010, Приказ МВД РФ от 19 апреля 2010 г. № 292 Приложение № 11».

В нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе Заказчиком не представлено доказательств объективности описания объекта закупки в части  установленных показателей, а именно несоответствия показателей и их значений (а также неустановления показателей, предусмотренных ГОСТ; установление показателей, не предусмотренных ГОСТ) требованиям, установленным в Таблице 2 «Физико-химическим показателям полнорационных¹ кормов для кошек и собак» (в силу сноски к Таблице 2 ГОСТ Р 55453-2013: ¹ Корма, не отвечающие табличным показателям, являются неполнорационными), в связи с чем Комиссия признала довод жалобы обоснованным.

 

3.4. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 

 

 

В силу части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005).

Условия заключения и исполнения контракта установлены в разделе 28 документации об электронном аукционе и в пункте 13 информационной карты.

При этом в пункте 13 информационной карты установлено: «Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии  или перечисление денежных средств Заказчику».

Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, учитывая, что в документации об электронном аукционе фактически не  установлены требования к обеспечению исполнения контракта.

При этом следует отметить, что пунктом 7 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Более того, частью 8 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи.

По мнению, Комиссии вышеуказанные требования к обеспечению исполнения контракта подлежат включению в документацию об электронном аукционе.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Торговый Дом-ВостокПром» на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области при осуществлении закупки «Поставка сухого сбалансированного корма класса «суперпремиум» для кормления служебно-разыскных собак для нужд УМВД России по Омской области в форме электронного аукциона (извещение № 0152100006715000173) в части неправомерного установления в документации об аукционе требований к товару не соответствующих ГОСТ.

 

2. Признать в действиях Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области нарушение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 8 статьи 42, статьи 45, пунктов 1 и 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В связи с признанием аукциона несостоявшимся, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны