Решение б/н Решение № 03-10.1/429-2015 по жалобе ООО "Стройкоммуникации" от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/429-2015

о признании жалобы частично обоснованной

 

25 ноября 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя  руководителя управления, Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена  Комиссии;

Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена  Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Стройкоммуникации» (далее - заявитель, Общество) на действия Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог (извещение № 0852300006115000145) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей заказчика -<…>,

в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. 03-10576э от 18.11.2015) жалоба заявителя на действия заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.

Из содержания жалобы следует, что документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-10658 от 18.11.2015) заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя (вх. № 10783 от 24.11.2015).

Из представленных материалов и информации следует, что 02.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 64214290 рублей.

03.11.2015 заказчиком вносились изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.

09.11.2015 и 16.11.2015 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 19.11.2015 на участие в аукционе поступило три заявки, двум участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника закупки от 20.11.2015 заявка Государственного предприятия Омской области «Омскавтодор» признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей заказчика Комиссия установила следующее:

 

3.1. В жалобе заявителем указано: «02.11.2015 г. было опубликовано извещение № 0852300006115000145 о проведении открытого аукциона на Выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог.

Согласно аукционной документации, планируется выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог  в условиях отрицательных температур декабря.

Средняя температура декабря в городе Омске по данным интернет источников составляет: за месяц по годам:-12°C-11°C-22°C-14°C-16°C        -15°C, из чего видно, что везде погодные условия ниже -10С. 

Следовательно, нельзя проводить данные работы в таких условиях,

Решение УФАС по Омской области № 03-10.1/539-2013 от 30.12.2013г.».

В возражениях заказчика указано следующее: «Выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог планируется производить в соответствие с «Методическими рекомендациями по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных положительных и отрицательных (до минус 10°С) температурах воздуха, которые разработаны в развитии СНиПа 3.06.03-85. Изложенная в них технология позволяет устраивать асфальтобетонные покрытия из горячих смесей при неблагоприятных погодно-климатических условиях (температура воздуха до минус 10°С) с обеспечением требуемого качества работ. В основу такой технологии положена тепловая подготовка основания и интенсификации процесса уплотнения. Определение температуры окружающего воздуха производится на месте производства работ при помощи термометра обыкновенного или электронного, также допустимо применение данных о текущем состоянии погоды соответствующих метеослужб. Использование показателя «Средняя температура за месяц по годам» (2014-2008 гг. Город Омск. Месяц декабрь) - некорректно, поскольку данный показатель получен в результате проведенного анализа средней температуры воздуха за последние 7 лет, является расчетной величиной и не отражает реальной температуры окружающего воздуха в районе производства работ».

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Описание объекта закупки содержится в разделе II «Описание объекта закупки. Сводная ведомость объемов работ по реконструкции автомобильных дорог» документации об электронном аукционе (далее – раздел II).

В электронной форме извещения, заполняемой с помощью программно-аппаратных средств официального сайта, в графе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано: «Срок исполнения контракта: год 2015 месяц Декабрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: Срок выполнения каждого этапа предусмотрен графиком производства работ (Приложение № 1 к контракту) и исчисляется с момента направления Заказчиком требования о начале производства работ Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Работы выполняются поэтапно».

 

В прикрепленном файле печатной формы извещения в графе «Сроки выполнения работ» указано: «Работы выполняются поэтапно, срок выполнения каждого этапа предусмотрен графиком производства работ и исчисляется с момента направления Заказчиком требования о начале производства работ».

Аналогичное условие о поэтапном выполнении работ установлено заказчиком в пункте 6 документации об электронном аукционе, а также в пункте 1.3 проекта контракта, в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Непосредственно график производства работ с разделением этапов по объектам указан в приложении № 1 к контракту, который, в частности содержит графы «наименование глав, объектов, работ и затрат», «период строительства (этапы, сроки)».

В указанном графике производства работ предусмотрено четыре этапа, каждый из которых содержит информацию о количестве дней для выполнения работ.

Пунктом 5.16 проекта контракта установлено следующее условие: «При приёмке выполненных работ стороны руководствуются СНиП 3.06.03.-85 «Автомобильные дороги», ВСН, ГОСТ».

Согласно пункту 5.17 проекта контракта: «При приемке работ удостоверяются объем выполненных работ на основании представленной Подрядчиком исполнительной документации и, проверяется их соответствие, а также, соответствие использованных материалов, требованиям СНиП, ГОСТ, ВСН (Приложение № 4 к контракту) и условиям контракта».

В приложении № 4 к контракту указан перечень нормативно-технической документации, являющейся основанием для приемки выполненных работ (этапов выполненных работ) по реконструкции автомобильных дорог.

Данный перечень включает, в том числе СНиП 3.06.03.-85 «Автомобильные дороги».

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 272  с 01 июля 2013 года утвержден и введен в действие СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» (далее - СНиП 3.06.03-85).

В соответствии с областью применения СНиП 3.06.03-85 настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Согласно пункту 4.4 СНиП 3.06.03-85 работу по устройству слоев дорожной одежды следует проводить только на готовом и принятом в установленном порядке земляном полотне.
Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом, чистом и непромерзшем нижележащем слое.

Пунктом 4.6 СНиП 3.06.03-85 установлено, что устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному и принятому до наступления отрицательных температур, за исключением строительства в условиях вечной мерзлоты и при строительстве в две стадии.

Согласно  пункту 12.3 СНиП 3.06.03-85 асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C.

На заседании Комиссии представителями заказчика даны пояснения о том, что в данном случае необходимо руководствоваться пунктом 7.1.5 СНиП 3.06.03-85.

В соответствии с пунктом 7.1.5 СНиП 3.06.03-85 при строительстве насыпей на слабых основаниях при использовании в земляном полотне грунтов повышенной влажности, заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время до устройства слоев дорожной одежды, перечисленных в 7.1.4, должен быть установлен технологический перерыв для завершения процессов консолидации грунтов земляного полотна.

Во время технологического перерыва допускается организация движения построечного транспорта с установлением необходимых ограничений по скорости и величине нагрузки.

После окончания технологического перерыва должно быть установлено соответствие качества земляного полотна требованиям проекта и сводов правил.

Согласно пункту 7.1.4 СНиП 3.06.03-85 устройство насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов должно быть закончено, как правило, за год до устройства слоев дорожной одежды из асфальто- и цементобетона и слоев из каменных материалов и грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими.

 

Комиссия не может согласиться с позицией представителей заказчика на применение в данном случае положений пункта 7.1.5 СНиП 3.06.03-85 о том, что «при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время до устройства слоев дорожной одежды, перечисленных в 7.1.4, должен быть установлен технологический перерыв для завершения процессов консолидации грунтов земляного полотна», поскольку соблюдение заказчиком данного положения СНиП 3.06.03-85 не подтверждается графиком выполнения работ, учитывая, что в соответствии с главой 2 «Основные объекты строительства» графика работы по земляному полотну и дорожной одежде выполняются одновременно либо на втором, либо на третьем этапах строительства (в зависимости от реконструируемой дороги).

Кроме того, учитывая, что земляные работы, исходя из пояснений представителя заказчика, будут выполняться только при температуре не ниже 10 °C, а также неопределенность в количестве дней в декабре 2015 года, которые будут соответствовать данному условию, Комиссия считает необъективными установленные сроки выполнения работ, поскольку по условиям извещения и документации об аукционе срок выполнения этапа «исчисляется с момента направления Заказчиком требования о начале производства работ», при этом не учитывается тот факт, что в момент направления заказчиком требования о начале производства работ температура может быть не ниже 10 °C, в последующие дни может опуститься ниже 10 °C.

При указанных обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем признает жалобу обоснованной.

 

3.2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В силу части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте, а также информации представленной оператором электронном площадки ООО «РТС-тендер» (вх. № 10635э от 19.11.2015) до установленного в документации об аукционе срока для направления запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе в адрес заказчика поступило два запроса (запрос от 05.11.2015 и запрос от 13.11.2015).

В частности, 13.11.2015 поступил запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе (запрос заявителя) следующего содержания:

«Средняя температура за месяц по годам: -12º С, -11º С, -22º С, -14º С, -16º С, -15º С.

из чего видно, что везде погодные условия ниже - 10º С. соответственно нельзя проводить данные работы в таких условиях, просим внести изменения и перенести срок выполнения работ на теплый период.

Решение УФАС по Омской области № 03-10.1/539-2013 от 30.12.2013г.».

На вышеуказанный запрос 16.11.2015 заказчиком были даны следующие разъяснения:

«Предмет запроса: возможность выполнения работ по реконструкции автомобильных дорог в декабре при температуре ниже -10 0С.

Разъяснение: выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог в соответствии с «Методическими рекомендациями по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных положительных и отрицательных (до минус 100С) температурах воздуха, разработанными в развитии СНиПа 3.06.03-85, не следует производить при температуре ниже ‑10 0С. При определении температуры окружающего воздуха можно пользоваться термометром обыкновенным или электронным, также допустимо применение данных о текущем состоянии погоды соответствующих метеослужб. Использование показателя «Средняя температура за месяц по годам» (2014-2008 гг. Город Омск. Месяц декабрь) – некорректно, поскольку данный показатель получен в результате произведенного анализа средней температуры воздуха за последние 7 лет, является расчетной величиной и не отражает даже ежедневных колебаний температуры окружающего воздуха в районе производства работ».

В жалобе заявителем указано на то, что ответ на запрос не содержит текст самого запроса.

Комиссия не может согласиться с указанной позицией Общества, поскольку Федеральным законом о контрактной системе, в частности положениями статьи 65 Федерального закона о контрактной системе, регламентирующей порядок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе, не установлено, что предмет запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе должен указываться в полном соответствии с текстом поступившего от участника закупки запроса.

Комиссия считает, что при разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчик фактически указал предмет запроса, по сути соответствующий запросу участника закупки.

При указанных обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства Российской Федерации при размещении на официальном сайте разъяснений положений документации об электронном аукционе.

С учетом изложенного, Комиссия признала довод жалобы заявителя необоснованным.

 

4. При осуществлении в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующие нарушения:

 

4.1. В силу части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В разделе «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ) электронной формы извещения, заполняемой с помощью программно-аппаратных средств официального сайта указано «Участниками закупок могут привлекаться к исполнению контракта субподрядчики, соисполнители из числе субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

В то же время в прикрепленном файле печатной формы извещения указано: «Не установлено. Участник закупки обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 %».

Учитывая, что в рассматриваемом случае заказчик, руководствуясь частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, установил в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, то в данном случае в извещении о проведении электронного аукциона в графе «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ) им должно быть указано «Не установлено».

При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 30 и пункта 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Как было отмечено ранее, заказчик не установлены в извещении о проведении электронного аукциона ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в пункте 18.2 раздела 18 «Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона» заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со статьей 30 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.2. Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются  требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В  соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

 

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Комиссия отмечает, что 17.02.2015 вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» (далее – Постановление Правительства  Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99) (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2015, «Собрание законодательства РФ», 09.02.2015, N 6, ст. 976).

Пунктом 1 Постановления Правительства  Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

В пункте 2 указанного Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом документами, подтверждающими данные требования являются:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен аукцион, относятся к коду 45 ОКПД и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, заказчик при размещении данной закупки  в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.

 

 

В нарушение частей 2 и 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 в извещении об аукционе и в документации об аукционе не установлены ни дополнительные требования к участникам закупки, ни исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.

 

4.3. В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе проект контракта не содержит вышеуказанного обязательного условия.

 

4.4. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.

В силу пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса, на срок реализации указанных решений.

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было отмечено ранее, срок выполнения работ по реконструкции автомобильных дорог установлен заказчиком следующим образом: «Срок исполнения контракта: год 2015 месяц Декабрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: Срок выполнения каждого этапа предусмотрен графиком производства работ (Приложение № 1 к контракту) и исчисляется с момента направления Заказчиком требования о начале производства работ Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Работы выполняются поэтапно».

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона установлен следующий план оплаты исполнения контракта за счет бюджетных средств: оплата за 2015 год - 64021544,55 руб.; оплата за 2016 год – 192745,45 руб.

В пунктах 2.4 и 2.6 проекта контракта установлено: «Источник финансирования контракта: бюджет Омского муниципального района Омской области. В том числе:

- в 2015 году за счет средств ___________________ _________ руб.

- в 2016 году за счет средств ___________________ _________ руб.

Оплата выполненных работ производится Заказчиком поэтапно по факту выполнения этапа работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 дней со дня подписания акта о приемке этапа выполненных работ (Форма КС‑2), на основании справок о стоимости этапа выполненных работ и затрат (Форма КС‑3) и счета-фактуры (счета), выставленных Подрядчиком».

Проанализировав документацию об электронном аукционе и проект контракта, а также исходя из пояснений представителей заказчика, Комиссия установила, что выполняемые работы по реконструкции автомобильных дорог фактически связаны с длительным производственным циклом.

В то же время на момент рассмотрения жалобы заказчиком не представлено доказательств того, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, приняты решения и определены сроки финансирования объекта на 2016 год, а также лимиты бюджетных обязательств доведены до заказчика.

При указанных обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе, частей 2 и 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Стройкоммуникации» на действия Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог (извещение № 0852300006115000145) в части установления в документации об электронном аукционе условия о проведении работ по реконструкции автомобильных дорог при отрицательной температуре.

 

2. Признать в действиях Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 6 и 7 части 5 статьи 66,  частей 2 и 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, пунктов 2 и 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской области и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/429-2015

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

25 ноября 2015 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Кузьменко А.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Стройкоммуникации» на действия Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог (извещение № 0852300006115000145) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 6 и 7 части 5 статьи 66,  частей 2 и 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, пунктов 2 и 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

на основании своего Решения от 25.11.2015 № 03-10.1/429-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской и его единой комиссии в срок до 08.12.2015:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона (извещение № 0852300006115000145);

- аннулировать электронный аукцион (извещение № 0852300006115000145).

 

 

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской и ее единой комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 09.12.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена комиссии Алексину А.П.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                                                                                                 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны