Решение б/н Дело № 03-10.1/43-2015 на действия ФГКУ "Пограничное управле... от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/43-2015 о признании жалобы частично обоснованной 19 февраля 2015 г. г. Омск Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии; Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии; Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу <Б> (далее - заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» (далее - заказчик, ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Омской области») при осуществлении закупки в форме электронного аукциона поставку дизельного топлива зимнего (ЖКТ) (извещение № 0352100010115000002) (далее - электронный аукцион), в присутствии представителей заказчика -<…>, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, УСТАНОВИЛА: 1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 1446 от 13.02.2015) на действия заказчика при проведении электронного аукциона. По мнению заявителя, документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе). В жалобе заявителя приведены следующие доводы: «1. Заказчик в разделе V «Техническая часть» документации об электронном аукционе установил требование о соответствии поставляемого дизельного топлива требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, который в настоящее время не подлежит применению, поскольку он утратил свою законную силу в связи с вступлением в силу Технического регламента Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826. 2. В документации об электронном аукционе заказчик не приводит график поставок, где должны указываться в какие дни и в каком количестве ему необходимо привезти дизельное топливо, либо он может разово принять в один день весь объем в количестве 300 тонн. Отсутствие графика поставок не позволяет спланировать затраты на транспорт, а значит выставить соответствующую заявку. 3. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта допущены существенные нарушения метода сопоставимых рыночных цен, которые необходимо использовать согласно методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, поскольку заказчиком в размещенном на официальном сайте обосновании начальной (максимальной) цены контракта указаны наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предоставивших соответствующую информацию». По мнению заявителя, вышеуказанные действия заказчика при разработке документации об электронном аукционе нарушают установленный статьей 8 Федерального закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции. С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию провести проверку действий заказчика на предмет соблюдения им требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона и в случае выявления нарушений указанного Федерального закона о контрактной системе выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. 2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1442 от 16.02.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также пояснения на доводы жалобы заявителя (вх. № 1622 от 18.02.2015). Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в нарушение части 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе заказчик представил в Омское УФАС России материалы электронного аукциона не в полном объеме, поскольку не была представлена часть VI «Образцы форм» документации об электронном аукционе, а также представлена часть II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе, в которой не были заполнены графы «Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе», «Дата и время окончания срока подачи заявок», «Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе», «Дата проведения электронного аукциона». Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 30.01.2015 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12785000 рублей. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.02.2015 поступило пять заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе. Процедура проведения электронного аукциона назначена на 20.02.2015. 3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего: 3.1. Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя о том, что «заказчик в разделе V «Техническая часть» документации об электронном аукционе установил требование о соответствии поставляемого дизельного топлива требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, который в настоящее время не подлежит применению, поскольку он утратил свою законную силу в связи с вступлением в силу Технического регламента Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826», исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в частности установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик вправе использовать, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В части V «Техническая часть» документации об электронном аукционе (далее – Техническая часть) заказчиком установлено, что поставляемое дизельное топливо зимнее по своему качеству должно соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. № 118 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2008 № 1076, от 21.04.2010 № 268, от 07.09.2011 № 748, от 11.10.2012 № 1038) (далее – технический регламент от 27 февраля 2008 г. № 118). Комиссия отмечает, что в Технической части заказчиком были указаны не все редакции изменений данного документа, внесенные Постановлениями Правительства Российской Федерации, а именно отсутствовали ссылки на изменения, внесенные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 № 712, от 29.12.2012 № 1474. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2012 № 1474 «О применении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования и об органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 1191-р (далее - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации) применяются при производстве и выпуске в обращение продукции, сопровождаемой документами об оценке (подтверждении) соответствия, выданными до 31 декабря 2012 г. в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также соответствующей экологическим классам, действующим на территории Российской Федерации согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 826 (далее - технический регламент Таможенного союза), до окончания срока действия таких документов об оценке (подтверждении) соответствия, но не позднее 30 июня 2014 г. Требования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации применяются при производстве и выпуске в обращение продукции до окончания срока действия сопровождающих такую продукцию документов об оценке (подтверждении) соответствия в случае, если эти документы об оценке (подтверждении) соответствия выданы и приняты до дня официального опубликования указанного решения Комиссии Таможенного союза. Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 (далее - технический регламент от 18.10.2011 № 826) вступил в силу с 31 декабря 2012 года. В жалобе заявителя, в том числе указано на то, что «Техническая часть документации об электронном аукционе содержит такую характеристику товара как «температура вспышки в закрытом тигле для поставляемого дизельного топлива должна быть не ниже 40°С», в то время как в техническом регламенте данный показатель установлен следующим образом «температура вспышки в закрытом тигле для поставляемого дизельного топлива должна быть не ниже 30°С». Кроме того, заявитель указывает на то, что ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» выпускает зимнее дизельное топливо согласно ГОСТ 305-82. Требования к зимнему дизельному топливу, указанные в аукционной документации, также не соответствуют данному ГОСТу. Так например в ГОСТе указано цетановое число не менее 45, а заказчик указывает, что цетановое число должно быть не менее 47». В возражениях на жалобу заявителя заказчиком приведены следующие аргументы: «По пункту 1 доводы жалобы заявителя гражданина <Б> о том, что постановление Правительства Российской Федерации № 118 утратило силу, не соответствуют действительности, так как по состоянию на 19 февраля 2015 г. данный нормативный правовой акт своей юридической силы не утратил. Согласно жалобе заявителя, гр. <Б> указывает, что ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» выпускает зимнее дизельное топливо согласно ГОСТ 305-82, что не соответствует действительности, так как данный ГОСТ утратил силу 31 декабря 2014 г. и в поданных заявках в которых приложен паспорт на топливо (в том числе паспорт на топливо, производимое ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ») указывается ГОСТ Р 52709 и другие. Согласно жалобе на температуру вспышки в закрытом тигле должна быть не ниже 30°С в данном случае <Б> ссылается на регламент Таможенного союза что несомненно является ниже чем в регламенте Постановления Правительства № 118, а по другой характеристике по цетановому числу гр. <Б>ссылается на ГОСТ 305-82 в котором ниже даже чем в регламенте Таможенного союза (приложение № 3 к техническому регламенту Таможенного союза)». На заседании Комиссии представителями заказчика были даны пояснения о том, что такой показатель качества, как температура вспышки в закрытом тигле указан в целях безопасности, так как топливо будет использоваться в котельной, т.е. на пожароопасном объекте. Установленные характеристики дизельного топлива подходят к действующим в настоящее время ГОСТам, например ГОСТу Р 52709-2007 «Топлива дизельные. Определение цетанового числа», ГОСТу Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафированное». Данное обстоятельство подтверждается поданными заявками на участие в электронном аукционе, к которым были приложены паспорта качества на данный вид топлива. Комиссия отмечает, что в данном доводе жалобы заявителя просматривается их нелогичность, поскольку в одном случае заявитель ссылается на недействующий ГОСТ, в другом случае на Технический регламент. Вместе с тем, Комиссия соглашается с позицией заявителя и считает, что заказчик неправомерно сделал ссылку на Технический регламент от 27 февраля 2008 г. № 118, по которому в настоящее время продукция не производится. По мнению Комиссии, сделав в документации об электронном аукционе ссылку на Технический регламент от 27 февраля 2008 г. № 118 заказчик мог ограничить количество участников закупки, которые могли поставить дизельное топливо зимнее соответствующее требованиям заказчика, но выпускаемое в настоящее время либо в соответствии с Техническим регламентом от 18.10.2011 № 826, либо в соответствии с действующими ГОСТами, в том числе, и учитывая то обстоятельство, что в документации об электронном аукционе заказчик установил остаточный срок хранения товара не менее 24 месяцев со дня получения товара получателем. 3.2. Комиссия признала частично обоснованным довод жалобы заявителя о том, что «в документации об электронном аукционе заказчик не приводит график поставок, где должны указываться в какие дни и в каком количестве ему необходимо привезти дизельное топливо, либо он может разово принять в один день весь объем в количестве 300 тонн. Отсутствие графика поставок не позволяет спланировать затраты на транспорт, а значит выставить соответствующую заявку», исходя из следующего. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в частности установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В силу пункту 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к описанию объекта закупки (топливо дизельное зимнее) были установлены заказчиком в Технической части документации об электронном аукционе. Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара. В разделе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» извещения № 0352100010115000002 и части II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе заказчиком указано: «Поставка товара должна осуществляться по следующим адресам в количестве: 1) Омская область, г. Исилькуль, ул. Ленина, 1б – 50 000 кг; 2) Омская область, рп. Полтавка, ул. Дачная, 7 – 50 000 кг; 3) Омская область, с. Одесское, ул. Ленина, 82 – 50 000 кг; 4) Омская область, Русско-Полянский район, с. Солнечное, ул. Пограничная, 1 – 50 000 кг; 5) Омская область, рп. Черлак, ул. 1 Садовая, 9 – 100 000 кг. Количество поставляемого товара – 300 000 Срок поставки товара: с момента заключения Государственного контракта (далее - Контракт) до 30 марта 2015 г.». В Технической части документации об электронном аукционе установлено, что «Доставка товара должна производиться по письменной заявке Заказчика в течение 3-х дней после получения заявки Поставщиком. Объем разовой поставки не должен превышать установленных законодательством норм и иметь возможность варьироваться в зависимости от возможностей по приему (объемов свободного пространства). Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара оформляется документом о приемке товара, который подписывается Заказчиком (подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), и в течении трех рабочих дней направляется Поставщику, либо Поставщику в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа». Пунктами 2.4, 3.1 и 3.2 проекта контракта также предусмотрено, что «2.4. Оплата по настоящему Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в Контракте, в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поставки партии Товара и на основании предоставленных Поставщиком Заказчику счёта, счёта-фактуры и накладной, оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. 3.1. Поставка Товара должна быть произведена по адресам: - отдел в г. Исилькуль, ул. Ленина, 1б – 50 000 кг. - отдел в р.п. Полтавка, ул. Дачная, 7 – 50 000 кг. - отдел в с. Одесское, ул. Ленина, 82 – 50 000 кг. - отдел в р.п. Русская Поляна, ул. Пограничная, 1 – 50 000 кг. - отдел в р.п. Черлак, ул. 1-я Садовая, 9 – 100 000 кг. Срок поставки Товара: с момента заключения Контракта до 30 марта 2014 г. по заявкам Заказчика. 3.2. Представитель Заказчика подает Поставщику письменную заявку не менее чем за пять дней до начала поставки товара по адресам указанным п. 3.1. настоящего Контракта, Исполнитель уведомляет Заказчика о получении заявки и сроках ее исполнения». Комиссия отмечает, что в проекте контракта заказчик установил неверный срок поставки товара (до 30 марта 2014 года), отличный от срока, указанного в извещении о проведении электронного аукциона (до 30 марта 2015 года), что нарушает часть 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе. Кроме того, проект контракта содержит неверный срок действия контракта, а именно «Контракт действует до 10 декабря 2014 года». При этом Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе. В соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При указанных обстоятельствах, фактически контракт должен быть заключен на невыполнимых условиях в части срока поставки товара и срока действия контракта. В жалобе заявителя также указано: «Заказчик не приводит график поставок, где должны указываться в какие дни и в каком количестве ему необходимо привезти дизельное топливо, либо он может разово принять в один день весь объем в количестве 300 тонн. Отсутствие графика поставок не позволяет спланировать затраты на транспорт, а значит выставить соответствующую заявку». В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. На основании пункта 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Пунктом 2 статьи 508 ГК РФ предусмотрено, что наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Учитывая указанные нормы статьи 508 ГК РФ, Комиссия, не соглашаясь с доводом жалобы, делает вывод о том, что график поставки товара не является обязательной частью контракта. Вместе с тем Комиссия соглашается с заявителем в том, что условия документации об аукционе и проекта контракта не позволяют определить количество и сроки так называемых «разовых» поставок дизельного топлива, т.е. поставок по заявкам заказчика, сколько заявок будет составлено заказчиком. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). При этом в силу пункта 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Таким образом, условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки. Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В документации об аукционе и проекте контракта срок поставки определен указанием на событие, а именно на момент получения заявки от заказчика на конкретную партию товара, однако данное обстоятельство не отвечает признакам неизбежности, так как оно связано с волеизъявлением заказчика. В случае если событие не обладает качеством неизбежности наступления, то такое положение в договоре не может определять срок. По мнению Комиссии, указанная неопределенность не позволяет участнику закупки спланировать свои затраты на доставку товара заказчику. Кроме того, Комиссия отмечает следующее. В Технической части документации об электронном аукционе заказчик, в частности указал следующие условия поставки товара: «Доставка товара должна производиться по письменной заявке Заказчика в течение 3-х дней после получения заявки Поставщиком. Объем разовой поставки не должен превышать установленных законодательством норм и иметь возможность варьироваться в зависимости от возможностей по приему (объемов свободного пространства). Автомобильные средства транспортирования горючего, осуществляющие доставку товара, должны быть оборудованы или иметь при себе рукава для слива товара в емкости Заказчика, длинной не менее 10 метров или размерами, оговоренными в заявках Заказчика на поставку товара. Поставка товара осуществляется подготовленным, квалифицированным и сертифицированным персоналом Поставщика, что подтверждается наличием соответствующих документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Приемка товара по настоящему контракту осуществляется приемочной комиссией Заказчика или иным уполномоченным лицом Заказчика, после поставки Поставщиком товара (партии товара), в объеме, предусмотренном контрактом, в месте поставки, указанном в разделе 1 настоящего контракта. Извещение о поставке товара направляется Поставщиком Заказчику не позднее, чем за два рабочих дня до даты поставки товара. Данное извещение направляется Поставщиком Заказчику заказным письмом и по электронной почте. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара оформляется документом о приемке товара, который подписывается Заказчиком (подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), и в течении трех рабочих дней направляется Поставщику, либо Поставщику в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа». Комиссия считает, что вышеуказанные условия, установленные заказчиком, нарушают требования пункта 2 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку: - во-первых, документацией об электронном аукционе и проектом контракта не предусмотрены этапы исполнения контракта, участнику закупки сложно определить, что в данном случае имел в виду заказчик (в каком количестве необходимо поставлять товар, сколько раз и т.п.); - во-вторых, условие о неопределенной длине рукава для слива топлива не позволяет заранее определить возможность доставки каким-либо определенным автомобилем; более того, из объяснений представителей заказчика можно сделать вывод о том, что указанные рукава для слива топлива должны иметь специальные конструкции, позволяющие их присоединить к цистернам котельных, также автомобили должны быть также оборудованы насосом для перекачки топлива в цистерны котельных – о данных обстоятельствах в документации ничего не указано; - в-третьих, условие заказчика о том, что «извещение о поставке товара направляется Поставщиком Заказчику не позднее, чем за два рабочих дня до даты поставки товара. Данное извещение направляется Поставщиком Заказчику заказным письмом и по электронной почте» может являться невыполнимым, учитывая, что заказчиком установлено, что доставка товара должна производиться по письменной заявке Заказчика в течение 3-х дней после получения заявки Поставщиком (например, если в указанный период выпадают выходные дни); - в-четвертых, заказчик неправомерно установил требование о том, что поставка товара должна осуществляться сертифицированным персоналом, учитывая, что действующее законодательство, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом», ссылку на которое делает заказчик, не содержат данного требования к лицам, осуществляющим перевозку опасных грузов не содержит понятия «сертифицированный персонал». 3.3. Комиссия признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что «при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком допущены существенные нарушения метода сопоставимых рыночных цен, которые необходимо использовать согласно методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, поскольку заказчиком в размещенном на официальном сайте обосновании начальной (максимальной) цены контракта указаны наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предоставивших соответствующую информацию», исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, в частности должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Положения о начальной (максимальной) цене контракта, методах ее определения регламентированы статьей 22 Федерального закона о контрактной системе. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. Частями 2 и 3 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно части 20 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Методические рекомендации). В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении начальной (максимальной) цены контракта, обосновании документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе. Заявитель полагает, что заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта допущено нарушение пункта 2.1 Методических рекомендаций, поскольку были указаны наименования поставщиков, предоставивших соответствующую информацию. В свою очередь заказчик, не соглашаясь с данным доводом заявителя, в своих пояснениях указывает на то, что: «Главная цель данных методических рекомендаций целесообразно и обоснованно рассчитать начальную (максимальную) цену контракта, что и было сделано заказчиком, раскрытие информации о юридических лицах предоставивших коммерческие предложения не является нарушением действующего законодательства Российской Федерации». Комиссия соглашается с указанной позицией заказчика, поскольку Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, поскольку они не зарегистрированы в установленном порядке в Минюсте России, соответственно, считает данный довод заявителя необоснованным. Вместе с тем, проанализировав прикрепленный к документации файл «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» Комиссия установила, что заказчиком документально не подтверждено содержащееся в части III «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» утверждение о том, что «информация получена путем проведения мониторинга цен». В то же время в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Омского УФАС России. Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график. Учитывая, что ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Омской области» является государственным заказчиком, то в части проверки обоснованности установления начальной (максимальной) цены контракта Омское УФАС России направит материалы электронного аукциона № 0352100010115000002 в Территориальное управление Росфиннадзора по Омской области для проведения соответствующей проверки. 4. В результате внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения: 4.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Согласно части 2 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе. В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе, а именно в части VI «Образцы форм» в формах: «Сведения об участнике закупки – юридическом лице», «Сведения об участнике закупки – индивидуальном предпринимателе», «Сведения об участнике закупки – физическом лице» (форма 1.2); «Сведения о согласии на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)» (форма 1.3); «Форма сведений о поставляемом (используемом) товаре» (форма 1.4), предусмотрено предоставление сведений, не предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, а также требования к форме заявки. При этом Комиссия отмечает, что в документации об электронном аукционе имеются несоответствия в части указания документов, поскольку указана информация о том, что образцы форм находятся в части VI документации об электронном аукционе, в то время как часть VI обозначена как проект контракта. 4.2. Порядок заключения контракта регламентирован статьей 70 Федерального закона о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. При этом частью 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Проанализировав проект контракта, Комиссия установила, что пункт 1 «Общие условия поставки» приложения № 1 к контракту содержит следующее требование: «Учитывая режимный характер объектов, Поставщик, одновременно с подписанным контрактом, представляет Заказчику список водительского персонала, который будет задействован для поставки товара, с указанием фамилии, имени, отчества, датой и местом рождения, местом регистрации, фактического места жительства и паспортных данных, а также сведения о транспортных средствах (марка, номер государственного регистрационного знака), осуществляющих поставку товара». Комиссия считает, что данное требование заказчика противоречит статье 70 Федерального закона о контрактной системе, поскольку данная норма не предусматривает представление участниками закупки в момент заключения контракта каких-либо дополнительных документов и сведений, помимо предусмотренных данным Федеральным законом. 4.3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Указанная норма закреплена заказчиком в пункте 15.1.2 «Обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению» документации об электронном аукционе. Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Пунктом 10.2 раздела 10 «Срок действия контракта» проекта контракта установлен срок действия контракта: «Настоящий контракт действует до 10 декабря 2014 года». Указанная формулировка окончания срока действия контракта, указывающая на дату, которая не может наступить, не позволяет определить срок действия банковской гарантии. Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально установлен неверный срок действия контракта. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, Комиссия Р Е Ш И Л А: 1. Признать частично обоснованной жалобу Баландина Сергея Александровича на действия заказчика – Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» при проведении электронного аукциона поставку дизельного топлива зимнего (ЖКТ) (извещение № 0352100010115000002), при этом признать обоснованными доводы жалобы заявителя, указанные в пунктах 3.1. и 3.2 настоящего решения. 2. Признать в действиях Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» нарушение требований пункта 2 статьи 42 и части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 и части 2 статьи 64, статьи 70, части 3 статьи 96, части 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе. 3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 4. В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352100010115000002) в ТУ Росфиннадзора по Омской области для проведения проверки обоснованности заказчиком начальной (максимальной) цены контракта. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/43-2015 об устранении нарушений законодательства в сфере закупок 19 февраля 2015 г. г.Омск Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии; Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии; Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу <…> на действия заказчика – Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» при проведении электронного аукциона поставку дизельного топлива зимнего (ЖКТ) (извещение № 0352100010115000002) (далее – электронный аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» нарушение требований пункта 2 статьи 42 и части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 и части 2 статьи 64, статьи 70, части 3 статьи 96, части 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, на основании своего Решения от 19.02.2015 № 03-10.1/43-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» и его аукционной комиссии в срок до 05.03.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион на поставку дизельного топлива зимнего (ЖКТ) (извещение № 0352100010115000002). 2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области» и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания. 3. Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области», ЗАО «Сбербанк-АСТ» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 06.03.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов. Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П. Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны