Решение б/н Дело № 03-10.1/445-2014 по жалобе ООО "ФедералПресс" от 9 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/445-2014

о признании жалобы обоснованной

 

27 августа 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - и.о. руководителя управления, Председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «ФедералПресс» (далее – заявитель, Общество) на действия уполномоченного органа - Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее – уполномоченный орган) и заказчика – Управление делами Администрации г. Омска (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и размещению в 2014 году информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) по вопросам реализации социальной политики на территории города Омска на страницах сайта «Интернет» (с анонсом на главной странице сайта в сети «Интернет») одного из следующих региональных (Омских) средств массовой информации: информационное агентство «СуперОмск», региональное информационное агентство «Омск-информ», информационное агентство «Омск здесь», информационное агентство при Правительстве Омской области «Омскрегион» (реестровый номер <...> .0760.14) (извещение № 0152300011914001100) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

уполномоченного органа - <…>,

заказчика -  <…>,

Департамента информационной политики Администрации г. Омска - <…>,

в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба заявителя (вх. № 8931э от 20.08.2014) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе разработана с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе), что выражается в ограничении количества участников, которые могли бы принять участие в закупке и создания преимущественного положения для участия отдельных участников электронного аукциона.

В жалобе заявитель указывает следующее: «Заказчиком в описании объекта закупки указан только закрытый перечень средств массовой информации, из которого потенциальный Исполнитель может выбрать площадку для оказания услуг по муниципальному контракту, нет упоминания о возможности оказания услуг на эквивалентной площадке (в другом средстве массовой информации), что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Считаем, что возможность Заказчика, предусмотренная пп. 1 п.1 ст. 33 Федерального закона, о точном описании  наименования производителя либо наименования продукта, в случае если не имеется другого способа для обеспечения более точного и четкого описания характеристик объекта закупки, в данном случае не применима, т.к. у Заказчика есть возможность описать технические характеристики, которым должен отвечать сайт информационного агентства, а именно можно брать во внимание такие критерии:

  • Посещаемость сайта;
  • Количество просмотров;
  • Цитируемость;

и д.р.

Так же считаем, что  Заказчиком в документации электронного аукциона указаны не все возможные сайты, на которых можно оказать услуги надлежащего качества по муниципальному контракту.

Наряду с вышеуказанными сайтами в г. Омске есть и другие сайты, которые не уступают по своим техническим характеристикам сайтам, которые были указаны Заказчиком:

  • Информационное агентство «Деловой Омск» http://infomsk.ru/ - 5000 уникальных посетителей, 40% посетителей из г. Омск;
  • Информационное агентство «ОмскПресс» http://omskpress.ru/ - данные посещаемости доступны только по паролю;
  • Портал Om1.ru http://www.om1.ru/ - 10 500 уникальных посетителей, 67% посетителей из г. Омск;
  • Информационное агентство «Омск» http://omsk55.ru/ - 7 000 уникальных посетителей, регионы посещений доступны по паролю.

Как видно из приведенного выше списка средств массовой информации, на территории г. Омска и Омской области имеется достаточное количество других порталов, на которых возможно оказать услуги по освещению деятельности органов власти».

С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию выдать заказчику, уполномоченному органу предписание о приведении документации об электронном аукционе в соответствие с действующим законодательством и рассмотреть жалобу Общества в отсутствие его представителя.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7648 от 22.08.2014) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 9134 от 26.08.2014).

Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 11.08.2014 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0152300011914001100 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1000000 рублей.

Заказчиком и уполномоченным органом установлены дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе – 21.08.2014 в 09:00 час.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.08.2014 поступило две заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

Проведение электронного аукциона назначено на 29.08.2014.

На заседание Комиссии представителями заказчика и уполномоченного органа были представлены письменные возражения на жалобу заявителя.

В своих письменных возражениях заказчик, в частности указывает следующее «Объектом закупки является изготовление и размещение информационных материалов. Указанные в документации об электронном аукционе наименования региональных (Омских) СМИ не относятся к товарному знаку, знаку обслуживания, фирменному наименованию, патенту, полезной модели, промышленному образцу, требования документации об электронном аукционе, установленные Муниципальным заказчиком, соответствуют требованиям 44-ФЗ и не влекут за собой ограничение количества возможных участников закупки.

Управление делами Администрации города Омска отмечает, что документацией об электронном аукционе никаких дополнительных требований к участникам закупки не установлено. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 44-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Информационные материалы могут быть подготовлены не только указанными СМИ, но любым участником рынка, на указанных СМИ лишь размещается информация.

При подготовке документации об электронном аукционе были исследованы площадки ведущих российский информационных агентств в совокупности многих критериев, в том числе с использованием данных социологических исследований, рейтингов СМИ, доступных в сети «Интернет», и др. на возможность максимального удовлетворения нужд Заказчика, максимально эффективного и результативного достижения целей и задач закупки.

Кроме того, информация с сайтов региональных (Омских) СМИ и полученные ответы на запросы свидетельствуют об открытости и возможности размещения информации любым желающим, заключившим соответствующий договор».

В своем отзыве на жалобу ООО «ФедералПресс» уполномоченный орган указывает следующее: «Во-первых, жалоба содержит только голословные утверждения об ограничении конкуренции, не содержит информации, свидетельствующей о действительном ограничении прав заявителя, фактической невозможности принять участие в аукционах и исполнить условия муниципального контракта. В нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.

Во-вторых, заявитель ошибочно полагает, что условие исполнения муниципальных контрактов о размещении подготовленных информационных материалов в указанных средствах массовой информации относится к описанию объекта закупки. Объектом закупки являются информационные материалы, документация не содержит требований о наличии у участника закупки какого-либо средства массовой информации. В соответствии с информацией, полученной заказчиком, любой желающий вправе обратиться в указанные электронные средства массовой информации для размещения информационного материала».

 

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «ФедералПресс», представленных материалов, пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Частью 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как следует из извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, предметом контракта является оказание услуг по изготовлению и размещению в 2014 году информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) по вопросам реализации социальной политики на территории города Омска на страницах сайта «Интернет» (с анонсом на главной странице сайта в сети «Интернет») одного из следующих региональных (Омских) средств массовой информации: информационное агентство «СуперОмск», региональное информационное агентство «Омск-информ», информационное агентство «Омск здесь», информационное агентство при Правительстве Омской области «Омскрегион».

Таким образом, по условиям данного электронного аукциона исполнитель (участник закупки) вправе разместить информацию исключительно на одном из четырех региональных (Омских) средств массовой информации.

Размещение информационных материалов на страницах сайта «Интернет» таких средств массовой информации как: информационное агентство «СуперОмск», региональное информационное агентство «Омск-информ», информационное агентство «Омск здесь», информационное агентство при Правительстве Омской области «Омскрегион» заказчик объясняет исследованиями, проведенными им в отношении площадок ведущих российских информационных агентств на предмет возможности максимального удовлетворения нужд заказчика, максимально эффективного и результативного достижения целей и задач закупки.

Вместе с тем, каких-либо объективных документальных доказательств, подтверждающих утверждение заказчика о проведенных им исследованиях, а также о том, что на сайтах иных средств массовой информации будут менее достигнуты цели закупки, на заседание Комиссии не представлено.

 Комиссия считает, что изначально в документации об электронном аукционе создаются определенные преимущества таким средствам массовой информации как информационное агентство «СуперОмск», региональное информационное агентство «Омск-информ», информационное агентство «Омск здесь», информационное агентство при Правительстве Омской области «Омскрегион».

При этом Комиссия отмечает, что наряду с вышеуказанными информационными агентствами в г. Омске имеются и другие агентства, способные оказать услуги, предусмотренные предметом электронного аукциона (например, как указано в жалобе заявителя: информационное агентство «Деловой Омск», информационное агентство «ОмскПресс» и т.д.).

Действительно по условиям документации об электронном аукционе участником закупки и соответственно победителем закупки может быть любое физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Вместе с тем, данные лица, не относящиеся к информационным агентствам «СуперОмск», «Омск-информ», «Омск здесь», «Омскрегион»,  в случае победы в аукционе и в целях оказания соответствующих услуг по размещению информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) будут вынуждены идти на заключение договора с указанными агентствами, соответственно нести при этом определенные расходы, поскольку размещение информационных материалов третьих лиц на сайтах указанных агентств осуществляется на возмездной основе.

Комиссия считает, что указанное обстоятельство могло ограничить количество участников закупки из числа физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не относящихся к информационным агентствам «СуперОмск», «Омск-информ», «Омск здесь», «Омскрегион», поскольку изначально последним созданы преимущественные условия для участия в аукционе, т.е. не равные условия по отношению с иными участниками закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе и признает жалобу заявителя обоснованной.

При этом Комиссия также отмечает, что в нарушение вышеуказанной нормы Федерального закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган в документации об электронном аукционе не установили надлежащим образом функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, требуемые к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

Характеристики объекта закупки установлены в разделе II «Наименование и описание объекта закупки», в котором в графе «Характеристика услуг» предъявлены следующие требования к услуге: «Размер одного информационного материала не менее 1500 печатных знаков, каждый  текстовый материал должен быть проиллюстрирован фотографией размером не менее 120х120 пикселей».

Более того, Комиссия считает, что в пункте 3.1.4 проекта муниципального контракта заказчик, уполномоченный орган неправомерно установили требование о том, что информационные материалы должны быть подготовлены собственными корреспондентами, поскольку данные материалы могут быть подготовлены любыми лицами.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной  службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30,  зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать обоснованной жалобу ООО «ФедералПресс» на действия уполномоченного органа - Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и заказчика – Управление делами Администрации г. Омска при проведении аукциона в электронной форме  на оказание услуг по изготовлению и размещению в 2014 году информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) по вопросам реализации социальной политики на территории города Омска на страницах сайта «Интернет» (с анонсом на главной странице сайта в сети «Интернет») одного из следующих региональных (Омских) средств массовой информации: информационное агентство «СуперОмск», региональное информационное агентство «Омск-информ», информационное агентство «Омск здесь», информационное агентство при Правительстве Омской области «Омскрегион» (реестровый номер <...> .0760.14) (извещение № 0152300011914001100).

2. Признать в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Управления делами Администрации г. Омска нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать  Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Управлению делами Администрации г. Омска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/445-2014

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

 

27 августа 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - и.о. руководителя управления, Председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «ФедералПресс» на действия уполномоченного органа - Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и заказчика – Управление делами Администрации г. Омска при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и размещению в 2014 году информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) по вопросам реализации социальной политики на территории города Омска на страницах сайта «Интернет» (с анонсом на главной странице сайта в сети «Интернет») одного из следующих региональных (Омских) средств массовой информации: информационное агентство «СуперОмск», региональное информационное агентство «Омск-информ», информационное агентство «Омск здесь», информационное агентство при Правительстве Омской области «Омскрегион» (реестровый номер <...> .0760.14) (извещение № 0152300011914001100) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Управления делами Администрации г. Омска нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 27.08.2014 № 03-10.1/445-2014, руководствуясь пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и его единой комиссии, Управлению делами Администрации г. Омска в срок до 09.09.2014:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона (извещение № 0152300011914001100);

-  аннулировать электронный аукцион (извещение № 0152300011914001100).

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и его единой комиссии, Управлению делами Администрации г. Омска выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

3. Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и его единой комиссии, Управлению делами Администрации г. Омска, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 10.09.2014 с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны