Решение б/н Дело № 03-10.1/45-2016 по жалобе ООО "Технологии защиты" от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/45-2016

о признании жалобы необоснованной

 

10 марта 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шевченко А.Н. - и.о. начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Вормсбехера А.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу ООО «Технологии защиты» (далее - заявитель, Общество) на действия Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» и его единой комиссии (далее - заказчик, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение комплекса работ по текущему ремонту нежилых помещений № 1 П, расположенных на 2 этаже в здании общежития (литера А) (общестроительные работы - замена оконных блоков на ПВХ), по адресу: г. Омск, пр. Комарова,7 (извещение № 0352100000616000011) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей заказчика –<…>;

в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба заявителя (вх. № 1481э от 01.03.2016) на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя, при проведении закупки единой комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) при отказе Обществу в допуске к участию в аукционе.

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1280 от 02.03.2016) заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя (вх. № 1617 от 09.03.2016).

Из представленных материалов и информации следует, что 10.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1076897,85 руб.

11.02.2016 и 17.02.2016 заказчиком размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 25.02.2016 поступила двадцать одна заявка, одному участнику закупки (заявителю) отказано в допуске к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 29.02.2016 в аукционе приняли участие восемь участников закупки (порядковые номера заявок  2, 3, 4, 9, 17, 18, 19, 21), наименьшее предложение 531715,51 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 4.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 02.03.2016, заявки участников закупки с порядковыми номерами 4, 9, 18, 19, 21 признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «Евроокно Стандарт».

В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-1280 от 02.03.2016, исх. № 1282э от 02.03.2016) процедура определения поставщика в части заключения контракта приостановлена заказчиком, оператором до рассмотрения жалобы по существу.

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

3.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в частности установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров,  используемых при выполнении работ по текущему ремонту нежилых помещений, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены заказчиком в части III «Техническое задание» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).

В подпункте 11.5 пункта 11 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» части I «Общие условия проведения электронного аукциона» документации об электронном аукционе указано, что показатели товаров, используемых при выполнении работ должны соответствовать значениям, установленным в части III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в подпункте 10.3.4 пункта 10 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. Затраты на подготовку заявки на участие в открытом аукционе в электронной аукционе» части I «Общие условия проведения электронного аукциона» документации об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 25.02.2016 заявителю (заявка № 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: «п. 1 ч. 4 ст. 67 – непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или представление/установление недостоверной информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: 1-ая часть заявки не соответствует документации (отсутствуют конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности)».

В жалобе заявителем указано следующее: «Решение комиссии: Заявка Общество с ограниченной ответственностью «Технологии защиты» на участие в электронном аукционе № 0352100000616000011 отклонена по следующему основанию: п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или представление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Обоснование: 1-ая часть заявки не соответствует документации (отсутствуют конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности в пунктах 1,12). Исходя из этого ООО «Технологии защиты» считает отклонение заявки необоснованным, так как конкретные показатели товара указаны в заявке, соответствующие значениям эквивалентности в пунктах 1,12).

Также в документации отсутствует протокол рассмотрения первых частей заявок указано - На основании ч.ч. 7, 9 ст. 67, ч. 13 ст. 68 44-ФЗ протокол рассмотрения заявок не доступен на электронной площадке до подведения итогов аукциона (итоги подведены 29.02.2016) на 01.03.2016 просмотреть протокол рассмотрения первых частей заявок нет возможности».

Не соглашаясь с вышеуказанными доводами жалобы заявителя, заказчиком представлены письменные возражения, из содержания которых следует, что Обществом в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе при проведении работ были предложены товары являющиеся эквивалентами товаров, перечисленных заказчиком в документации об электронном аукционе, следовательно, участник должен был указать конкретные показатели товаров, соответствующие значениям эквивалентности, предусмотренным в документации об электронном аукционе. 

Вместе с тем, проанализировав заявку Общества, единая комиссия установила, что в данной заявке не были указаны конкретные показатели товаров, соответствующие значениям эквивалентности, предусмотренным в документации об электронном аукционе.

Относительно довода заявителя  о том, что отсутствует протокол рассмотрения первых частей заявок заказчиком в возражениях указано на то, что данный протокол был подписан в день окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (25.02.2016) и в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе в этот же день направлен оператору электронной площадки.

Проанализировав положения документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров,  используемых при выполнении работ, были указаны в прилагаемой таблице «Технические характеристики к дефектной ведомости № 29-01/16» Технического задания к документации об электронном аукционе:

 

№ п/п

Наименование

Технические характеристики

Кол-во

1

2

3

4

1

Система Montblanc Nord 70 белый

«под ключ»,

(Изделие № 3)

 

Профили:

Профиль коробочный NORD 70 (170000)

Профиль створочный NORD 70 (228000)

Профиль импоста NORD 70 (327000)

Заполнения:

4х14х4х14х4

Фурнитура:

VORNE

Монтаж:

монтаж в кирпич, демонтаж без сохранения

Ручка оконная – белая

42 шт

2

Герметик силиконовый (BauMax): белый или эквавалент

Универсальный герметик силиконовый должен быть совместим с широким спектром материалов (кирпич, керамика, бетон, твердый картон (ДСП), гипсокартон, фанера, камень, МДФ, ПВХ, дерево, металл, пластмасс, окрашенные поверхности, зеркальные поверхности).

Должен подходить для использования как внутри, так и снаружи помещения.

Склеивать, фиксировать и герметизировать.

Создавать гибкие, износоустойчивые соединения.

Должен быть устойчив к воздействию тепла, вибрации и УФ-излучения. Затвердевать в присутствии влаги. Во время отверждения хорошо держать форму и не стекать. Обладать звукоизоляционными свойствами, глушить вибрацию.

Подходить как для пористых, так и непористых поверхностей. После отверждения можно шлифовать и окрашивать. Быть устойчивым к воздействию погодных условий и износу. Подходить для закрытия трещин. В течение нескольких минут, возможно, откорректировать форму шва. Должен подходить для использования на влажных поверхностях. Не давать усадки.

Основа:           Полимер FLEXTEC или эквивалент

Эластичность (способность к деформации) – не менее 20%;

Термостойкость – температурный диапазон - 50˚С +150˚С;

Тара – туба не менее 280 мл.

4,3344 кг

В пункте 7 Технического задания к документации об электронном аукционе указано: «при составлении заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, участник должен принимать во внимание, что указанные в «Техническом задании» ссылки на конкретные товарные знаки (марки) носят лишь описательный и справочный характер. В своей заявке участник может использовать указанные торговые знаки «или эквивалент».

Изучив первые части заявок всех участников закупки, представленные заказчиком и оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка», Комиссия установила, что заявка заявителя (порядковый номер заявки 1) в табличной форме содержала сведения о товарах, которые будут использоваться им при выполнении работ по текущему ремонту нежилых помещений.

В частности, по товарам, послужившими основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, Обществом в табличной форме были указаны следующие их характеристики:

№ п/п

Наименование, товарный знак

Характеристики

Страна происхождения

1

Оконный блок «Schmitz»

Из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема 2 м2 трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления

Россия

2

Блок оконный «Schmitz»

Пластиковый трехстворчатый, с поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью 3,5 м2

Россия

3

Система «Schmitz»

70 белый размер 1720х1720 мм

Россия

12

Герметик «Макрофлекс»

Силиконовый белый

Россия

Анализ содержания первой части заявки заявителя на участие в электронном аукционе, позволяет сделать вывод о том, что Обществом по позиции товара 1 «Система Montblanc Nord 70 белый «под ключ» не были указаны конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (фурнитура, цвет ручки и т.п.).

Что касается позиции 2 «Герметик силиконовый» Обществом в заявке были указаны лишь такие его характеристики как «силиконовый», «белый» без указания таких конкретных показателей как «эластичность», «термостойкость», «тара» и т.п.

Учитывая изложенное, Комиссия считает правомерным отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 25.02.2016 и признает данный довод жалобы заявителя необоснованным.

При этом, Комиссия также признала необоснованным довод жалобы заявителя касающийся неразмещения на официальном сайте ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, поскольку данный протокол был размещен на официальном на официальном сайте 25.02.2016, т.е. в установленный Федеральным законом о контрактной системе срок.

 

3.2. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ, вступившего в силу с 13.08.2015) дано понятие: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Изучив документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте 10.02.2016, Комиссия установила, что понятие «участник закупки», которое содержится в подпункте 5.1 пункта 5  «Требования к Участникам размещения заказа» части I «Общие условия проведения электронного аукциона» документации об электронном аукционе, не соответствует требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ).

При этом следует отметить, что в Федеральном законе о контрактной системе используется понятие «участник закупки», а не участник размещения заказа.

3.3. Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с требованиями пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

В подпункте 5.1 «Единые требования к участникам закупки» пункта 5 части I «Общие условия проведения электронного аукциона» документации об аукционе фактически не установлено данное требование к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.4. В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30  Федерального закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

В силу пункта 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Федерального закона о контрактной системе  указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе  при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Из вышеуказанной нормы Федерального закона о контрактной системе следует, что ограничения устанавливаются одновременно и в отношении субъектов малого предпринимательства и в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций.  

            Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссия установила, что в разделе «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ)» извещения о проведении электронного аукциона заказчиком было указано: «В соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в их взаимосвязи, участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства».

Аналогичную информацию об установленных ограничениях содержит и документация об электронном аукционе.

            Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 30 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе заказчиком не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми наряду с субъектами малого предпринимательства могут быть также и социально ориентированные некоммерческие организации.

Кроме того, в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации об электронном аукционе отсутствует информация о преимуществах, установленных заказчиком для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

3.5. На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005).

Условия заключения и исполнения договора установлены в разделе 5 документации об электронном аукционе.

При этом, в подпункте 15.2 пункта 15 «Способы обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок ее предоставления» документации об электронном аукционе установлено: «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или внесением денежных средств на счет Государственного заказчика, указанный в пункте 21 части II  «Информационная карта электронного аукциона»».

Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, учитывая, что в документации об электронном аукционе фактически не установлены требования к обеспечению исполнения контракта, а лишь содержится ссылка на статью 45 Федерального закона о контрактной системе.

При этом следует отметить, что пунктом 7 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Более того, частью 8 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи.

По мнению, Комиссии вышеуказанные требованиям к обеспечению исполнения контракта подлежат включению в документацию об электронном аукционе.

 

3.6. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе  предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

   Таким образом, условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом изменение размера обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. 

При изучении документации об электронном аукционе Комиссией установлено, что в пункте 20 «Обеспечение исполнения контракта» части II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе указано:«10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 107 689,80 (сто семь тысяч шестьсот восемьдесят девять рублей 80 копеек)».

Также в пункте 8.1 проекта контракта указано: «В целях обеспечения исполнения обязательств Подрядчика по настоящему Контракту Подрядчик представляет Государственному заказчику обеспечение исполнения Контракта в форме ___________________________________ (безотзывной банковской гарантии или передачи Государственному заказчику в залог денежных средств) на срок действия Контракта.

Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения настоящего Контракта на сумму 107 689,80 (сто семь тысяч шестьсот восемьдесят девять рублей 80 копеек), что составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц».

Таким образом, в проекте контракта был установлен размер обеспечения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Однако в соответствии с часть 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Из приведенных норм следует, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения процедуры электронного аукциона на  двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, для заключения контракта участнику закупки  необходимо представить по своему усмотрению либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо  информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Учитывая, что заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, то в случае предоставления  участником закупки обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, заказчику для заключения контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Федерального закона о контрактной системе.

При этом следует отметить, что в рассматриваемом случае победителем электронного аукциона предложена цена контракта, которая более чем на двадцать пять процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

На основании изложенного Комиссия считает действия заказчика по включению в проект контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта неправомерными, и нарушающими положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Технологии защиты» на действия Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение комплекса работ по текущему ремонту нежилых помещений № 1 П, расположенных на 2 этаже в здании общежития (литера А) (общестроительные работы - замена оконных блоков на ПВХ), по адресу: г. Омск, пр. Комарова,7 (извещение № 0352100000616000011).

 

2. Признать в действиях Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» нарушение требований пункта 4 статьи 3, пункта 10 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, пункта 8 статьи 42 и пункта 8 части 1 статьи 64, части 2 статьи 34, части 1 статьи 95,  части 3 статьи 30, пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» и его единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/45-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

10 марта 2016 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шевченко А.Н. - и.о. начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Вормсбехера А.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Технологии защиты» на действия Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение комплекса работ по текущему ремонту нежилых помещений № 1 П, расположенных на 2 этаже в здании общежития (литера А) (общестроительные работы - замена оконных блоков на ПВХ), по адресу: г. Омск, пр. Комарова,7 (извещение № 0352100000616000011) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» нарушение требований пункта 4 статьи 3, пункта 10 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, пункта 8 статьи 42 и пункта 8 части 1 статьи 64, части 2 статьи 34, части 1 статьи 95,  части 3 статьи 30, пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, на основании своего Решения от 10.03.2016 № 03-10.1/45-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» в срок до 28.03.2016:

- при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона внести изменения в пункт 8.1 контракта в части изменения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

- проинформировать Омское  УФАС России об исполнении указанных действий в срок до 29.03.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

2. Оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» в срок до 29.03.2016 обеспечить Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны