Решение б/н Дело № 03-10.1/478-2014 по жалобе ООО "СКИФ" от 9 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/478-2014

о признании жалобы обоснованной

09 сентября 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехер А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «СКИФ» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии (далее – заказчик, единая комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Мысовская СОШ» (извещение № 0352300198514000002) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя заказчика –  <…>,

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 9459 от 03.09.2014) на действия заказчика и его единой комиссии при проведении электронного аукциона.

В жалобе заявитель указывает на то, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) не содержит обоснования причин отказа Обществу (заявка № 10) в допуске к участию в электронном аукционе.

С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию признать действия заказчика неправомерными и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-8126 от 04.09.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 9608 от 08.09.2014), а также письменные пояснения в отношении доводов жалобы заявителя.

Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 25.08.2014 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0352300198514000002 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта 900740,91 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2014 поступило двенадцать заявок, шести участникам (в т.ч. заявителю) отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

05.09.2014 состоялась процедура проведения электронного аукциона, в аукционе участвовало три участника (заявки №№ 2, 3 и 8), меньшее ценовое предложение сделал участник № 2 (снижение цены муниципального контракта составило 21,5%).

На момент рассмотрения жалобы ООО «СКИФ» единая комиссия не рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе.

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «СКИФ», представленных материалов, пояснений представителя заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Во исполнение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в табличной форме Приложения № 2 «Качественные характеристики материалов, используемых при выполнении ремонтных работ» (далее – Приложение № 2) документации об электронном аукционе установлен перечень товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных муниципальным контрактом, а также показатели определения соответствия товара потребностям заказчика, их максимальные и минимальные значения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки были установлены заказчиком в пункте 18 документации об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1)  о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 02.09.2014 заявителю (заявка № 10) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: «Непредоставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставление недостоверных сведений».

Комиссия соглашается с доводом заявителя и считает, что оформленный заказчиком протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным пунктом 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, поскольку данный протокол не содержит обоснование принятого единой комиссией решения, а именно не указаны положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

С учетом изложенного Комиссия признала обоснованной жалобу заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе к содержанию протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

В своих пояснениях на доводы жалобы заявителя заказчик указывает следующие основания, по которым Обществу было отказано в допуске к участию в электронном аукционе:: «…Трем участникам (заявки № 10, 11 и 12) было отказано в допуске к участию в аукционе на основании пп. 1 п. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с отсутствием в предоставленной первой части заявки согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (пп. А п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ). Такое требование содержалось и в п. 18 Документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение ремонта спортивного здания.

Самостоятельно действовать как Заказчики при проведении процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мы стали с момента введения в действие Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.е. с 01 января 2014 года. Необходимость проведения аукциона в электронной форме возникла только сейчас, для определения Подрядчика для работ по ремонту спортивного зала.

Ранее такие процедуры нами самостоятельно не проводились. Сказывается неопытность в данном вопросе, так как это наш первый электронный аукцион.

Члены единой комиссии были введены в заблуждение еще и тем, что ко многим заявкам были приложены согласия на выполнение работ, выполненные в письменном виде.

Разобравшись в данном вопросе, увидели, что согласие участника уже есть в электронном виде на площадке RTS-tender. Поняли, что нарушили положения п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ, но сделать уже ничего не могли, т.к. опубликовали протокол от 02.09.2014 г. на эл. площадке».

Проанализировав первые части всех участников закупки, Комиссия установила, что единая комиссия в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе неправомерно отказала в допуске к участию в аукционе заявителю, а также участникам закупки с порядковыми номерами заявок 11 и 12 по причине непредоставления согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе  в форме отдельного документа, поскольку указанные участники изначально программно-аппаратными средствами электронной площадки выразили такое согласие и предоставили конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров, что полностью соответствует требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе. 

3.2. В силу частей 4-8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается государственным контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление от 25.11.2014 № 1063).

Постановлением от 25.11.2014 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила № 1063).

Согласно пункту 3 настоящих Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил № 1063 предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы – 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей, 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы – 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Комиссия считает, что указав в пункте 8 «Ответственность сторон» размеры штрафа в процентном соотношении за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом заказчик не исполнил надлежащим образом требования частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, поскольку не установили возможность указания фиксированной суммы штрафа.

3.3.  В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

   Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия установила, что в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона о контрактной системе в приложении № 2 «Качественные характеристики материалов, используемых при выполнении ремонтных работ» документации об электронном аукционе по позиции № 6 «Дверь стальная» заказчик неверно установил требования к одному из показателей данного товара «толщина дверного полотна», которая должна быть «не менее 35 мм и не более 4,0 мм».

Комиссия отмечает, что данное нарушение является существенным и могло повлечь к нарушению порядка отбора участников электронного аукциона и в итоге к поставке товара не соответствующего потребностям заказчика, ввиду неверного указания им максимальной толщины полотна двери.

3.4. Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1, 3-5, 7-9 настоящей статьи Федерального закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В нарушение части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в пункте 15 документации об электронном аукционе заказчик неправомерно установил требование  к участникам закупки – «правомочность участника закупки заключать муниципальный контракт», которое утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ.

При этом Комиссия отмечает, что извещение о проведении электронного аукциона не содержит вышеуказанных требований к участникам закупки.

3.5. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Комиссия установила, что в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 и пунктов 2, 5, 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в пункте 18 документации об электронном аукционе заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки документов, указанных в подпунктах 3, 8 и 9 (для юридического лица: копия решения о назначении или избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность и т.д.).

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать обоснованной жалобу ООО «СКИФ» на действия заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области  и его единой комиссии при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Мысовская СОШ» (извещение № 0352300198514000002).

2. Признать в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии нарушение требований части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64,  частей 5 и 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 и пунктов 2, 5, 6 части 5 статьи 66, пункта 1 части 4 статьи 67 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/478-2014

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

09 сентября 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «СКИФ» на действия заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Мысовская СОШ» (извещение № 0352300198514000002) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии нарушение требований части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64,  частей 5 и 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 и пунктов 2, 5, 6 части 5 статьи 66, пункта 1 части 4 статьи 67 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 09.09.2014 № 03-10.1/478-2014, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии в срок до 22.09.2014

- отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2014;

- аннулировать электронный аукцион (извещение № 0352300198514000002).

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области и его единой комиссии выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

3. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мысовская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 23.09.2014 с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны