Решение б/н Дело № 03-10.1/49-2015 по жалобе ООО "Мостострой-12" от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/49-2015

о признании жалобы обоснованной

 

05 марта 2015 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Мостострой-12» (далее - заявитель, Общество) на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган), Департамента строительства Администрации г. Омска (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1» (реестровый номер <...> .0025.15) (извещение № 0152300011915000025) (далее - открытый конкурс),

в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей:

уполномоченного органа -<…>,

заказчика -<…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 2063э от 02.03.2015), поданная до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, на действия заказчика и уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого конкурса.

По мнению заявителя, что конкурсная документация разработана заказчиком, уполномоченным органом с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе). В жалобе указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта не соответствует утвержденному проектному решению, учитывая, что в локальном сметном расчете не учтена стоимость щебня М600 фр. 20-40 мм в объеме 9983 м3, необходимого для сооружения щебеночной подушки; несоответствие расчета начальной (максимальной) цены контракта утвержденному проектному решению фактически влечет за собой занижение договорной цены, не позволяет участнику закупки корректно рассчитать себестоимость выполнения работ, являющихся предметом открытого конкурса и сформировать свое коммерческое предложение. Кроме того, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) проектная документация размещена не в полном объеме, т.к. отсутствует том 7.1 Проектной документации (11-2013/П-ООС Часть 1. Мероприятия по охране окружающей среды).

 

2. На запросы Омского УФАС России (исх. № 03-1971 от 02.03.2015, исх. № 03-1972 от 02.03.2015) уполномоченным органом были представлены материалы открытого конкурса (вх. № 2192 от 04.03.2015), а также письменные возражения уполномоченного органа (исх. № Исх-ДКС/104 от 04.03.2015) и заказчика (исх. № Исх-ДС/635от 04.03.2015) на жалобу заявителя.

Из представленных материалов следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе 06.02.2015 на официальном сайте уполномоченным органом были размещены извещение № 0152300011915000025 и конкурсная документация.

11.02.2015 вносились изменения в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию.

25.02.2015 на официальном сайте размещались разъяснения положений конкурсной документации.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 27.02.2015, на участие в открытом конкурсе поступило три заявки (ООО СК «Регион 55», ОАО «Сибмост», ООО «Стройсервис»).

Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе назначена на 06.03.2015.

В соответствии с требованием Омского УФАС России осуществление закупки приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу (письмо уполномоченного органа исх. № ДКС/95 от 04.03.2015).

В письменных возражениях на жалобу заявителя заказчик и уполномоченный орган указали на то, что конкурсная документация разработана и размещена в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

 

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Мостострой-12», представленных материалов, пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала доводы жалобы обоснованными, исходя из следующего:

 

3.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, в частности должно содержаться  краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Положения о начальной (максимальной) цене контракта, методах ее определения регламентированы статьей 22 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Согласно извещению о проведении открытого конкурса № 0152300011915000025 начальная (максимальная) цена муниципального контракта составляет 704281455,97 руб.

Обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта содержится в приложении № 1 к конкурсной документации (далее – приложение № 1 к конкурсной документации).

Как следует из приложения № 1 к конкурсной документации, для обоснования начальной (максимальной) цены муниципального контракта применен проектно-сметный метод.

Проанализировав конкурсную документацию, проектную документацию на объект строительства, а также локальные сметные расчеты, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 6.3.2 «Армогрунтовые подпорные стены» тома 1.1 проектной документации по объекту «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1» в составе работ по объекту предполагается сооружение армогрунтовых подпорных стен. В данном пункте тома 1.1 проектной документации, в частности указано следующее:

«Подпорные стенки запроектированы в виде насыпи, армированной одноосными георешетками «Tensar» с облицовкой модульными блоками. Соединение одноосных георешеток с выпусками из облицовки осуществляется за счет закладного соединительного элемента «Bodkins».

Основанием облицовки армогрунтовых насыпей является ленточный монолитный железобетонный фундамент. Во избежание негативного воздействия морозного пучения, под фундаментом выполняется замена грунта на глубину промерзания, щебнем фр. 20-40, марки 800-1200, армированный трехосными георешетками Triax. Для обеспечения необходимого однородного основания и улучшения распределения нагрузки в основании армогрунтового блока также устраивается щебеночная подушка с укладкой трехосными георешетками Triax».

Аналогичные положения о замене грунта щебнем фр. 20-40 содержит также раздел II «Наименование и описание объекта закупки» конкурсной документации.

Пункт 12 раздела «Сооружение армогрунтовых подпорных стен» Ведомости объемов основных строительных, монтажных и специальных работ по объекту «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1», представленной в томе 5.3 проектной документации определяет, что для устройства указанной щебеночной подушки (щебеночное основание толщина слоя 20 см) применяется щебень М600 фр. 20-40 мм в объеме 9983 м3.

Пунктом 29 приложения № 1 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» к конкурсной документации установлено, что стоимость сооружения армогрунтовых подпорных стен составляет 11611787 руб.

Обоснованием данной суммы является приложение № 29 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта – локальный сметный расчет № 02-05-01 «Сооружение армогрунтовых подпорных стен».

Вместе с тем, проанализировав вышеуказанный локальный сметный расчет, Комиссия установила, что в данной смете не учтена стоимость щебня М600 фр. 20-40 мм в объеме 9983 м3, необходимого для сооружения щебеночной подушки.

При этом необходимо отметить, что пунктом 1.5 проекта муниципального контракта, в частности установлено, что «работы по контракту выполняются иждивением Генподрядчика - из его материалов, его силами и средствами, в соответствии с Проектной документацией, определяющей объем, содержание Работ и другие, предъявляемые к ним требования, сводной сметой (приложение № 1 к Контракту), графиком выполнения Работ (приложение № 2 к Контракту)…».

В своих возражениях на жалобу заявителя заказчик, уполномоченный орган указали на то, что у них отсутствовали правовые основания для самостоятельного включения стоимости щебня в смету объекта и в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, поскольку:

- проектная документация на строительство объекта прошла государственную экспертизу и имеет положительное заключение о соответствии требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации;

- расчетом начальной (максимальной) цены контракта предусмотрены средства на непредвиденные работы в размере 3%, что составляет 17393852,85 руб. В счет данных затрат будет оплачиваться стоимость щебня, неучтенного в соответствующем локальном сметном расчете.

Комиссия не может согласиться с вышеуказанной позицией заказчика и уполномоченного органа, поскольку стоимость щебня нельзя отнести к непредвиденным затратам, учитывая что данный товар изначально был заложен в проектную документацию и необходим для выполнения работ на объекте.

Более того, несоответствие расчета начальной (максимальной) цены контракта проектной документации фактически влечет занижение стоимости цены контракта.

В рассматриваемом случае не учтена стоимость щебня в значительном объеме - 9983 м3, что существенно влияет на цену контракта.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение требований пункта 1 части 9 статьи 22 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в составе конкурсной документации отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта, соответствующее требованиям проектной документации.

При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Омского УФАС России.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Учитывая, что Департамент строительства Администрации г. Омска является муниципальным заказчиком, то в части проверки обоснованности установления начальной (максимальной) цены контракта материалы открытого конкурса № 0152300011915000025 подлежат направлению в Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска (пункт 1, подпункт 4 пункта 17, подпункт 36.3 пункта 18 Положения о Департаменте финансов и контроля Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 441) для проведения соответствующей проверки.

 

3.2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с разделом II «Наименование и описание объекта закупки» конкурсной документации «Работы выполняются в соответствии с проектом, разработанным ООО Проектный институт «Омскдорпроект» по заданию Муниципального заказчика.

Проектная документация разработана на 1 этап строительства транспортной развязки и предусматривает:

- строительство двух полос улиц 15-я Рабочая и Демьяна Бедного;

- строительство боковых проездов – 2шт.;

- строительство путепровода Г-10+1х3,0м.;

- строительство съездов с развязки – 2 шт.;

- реконструкцию ул. Хабаровская;

- строительство лестничных сходов – 2 шт. и лифтов – 2шт».

Пунктом 1.5 проекта муниципального контракта, в частности установлено, что «работы по контракту выполняются иждивением Генподрядчика - из его материалов, его силами и средствами, в соответствии с Проектной документацией, определяющей объем, содержание Работ и другие, предъявляемые к ним требования, сводной сметой (приложение № 1 к Контракту), графиком выполнения Работ (приложение № 2 к Контракту)…».

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

По определению, данному в части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».

При этом Комиссия отмечает, что размещение на официальном сайте отдельных разделов проектной документации не может заменять размещение в полном объеме проектной документации.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что на официальном сайте в составе конкурсной документации не был размещен том 7.1 проектной документации (11-2013/П-ООС Часть 1. Мероприятия по охране окружающей среды).

По мнению Комиссии, отсутствие данного раздела проектной документации могло повлиять на содержание предложения участников закупки по показателю 2.3 «Описание комплекса природоохранных мероприятий, подлежащих реализации в связи с производством работ» (значимость показателя 20%) критерия оценки заявок участников закупки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (значимость критерия 20%), указанного в разделе 7.2 конкурсной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной  службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30,  зарегистрированного в Минюсте России 21.03.2011 № 20204, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Мостострой-12» на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Департамента строительства Администрации г. Омска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1» (реестровый номер <...> .0025.15) (извещение № 0152300011915000025).

 

2. Признать в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Департамента строительства Администрации г. Омска нарушение пункта 1 части 9 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и его единой комиссии, Департаменту строительства Администрации г. Омска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе передать материалы открытого конкурса (извещение №0152300011915000025) в Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска для проведения проверки обоснованности установления заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/49-2015

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

05 марта 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Мостострой-12» на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Департамента строительства Администрации г. Омска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1» (реестровый номер <...> .0025.15) (извещение № 0152300011915000025) (далее - открытый конкурс),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Департамента строительства Администрации г. Омска нарушение пункта 1 части 9 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 05.03.2015 № 03-10.1/49-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и его единой комиссии, Департаменту строительства Администрации г. Омска в срок до 20.03.2015:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1» (реестровый номер <...> .0025.15) (извещение № 0152300011915000025);

- аннулировать открытый конкурс на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути, этап 1» (реестровый номер <...> .0025.15) (извещение № 0152300011915000025).

 

2. Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска, Департаменту строительства Администрации г. Омска об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 23.03.2015 с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны