Решение №03-10.1/61-2017 Решение № 03-10.1/61-2017 по жалобе ОРОО «Совет по обществен... от 3 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/61-2017

о признании жалобы частично обоснованной

 

29 марта 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………….» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…………….» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………….» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу Омской региональной общественной организации «Совет по общественному контролю за прозрачностью государственных закупок» (далее – заявитель, ОРОО «Совет по общественному контролю за прозрачностью государственных закупок»  на действия федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» (далее – заказчик, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области») при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области (извещение № 0852100000217000002),

в присутствии представителей:

заявителя – «…………….» (доверенность от 28.03.2017);

заказчика – «…………….» (доверенность №81/20 от 13.01.2017), «…………….» (доверенность № 81/27 от 16.01.2017), «…………….» (доверенность № 81/29 от 16.01.2017), «…………….» (доверенность № 81/35 от 28.03.2017), «…………….» (доверенность № 81/13 от 13.01.2017),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В  Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. № 2221э от 22.03.2017) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1975э от 23.03.2017) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, свидетельствующие о том, что 06.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12900000 руб.

В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 23.03.2017 указано, что на участие в электронном аукционе поступило 16 заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.03.2017 в электронном аукционе приняло участие 10 участников, наименьшее ценовое предложение 3913500 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 16.

 

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В жалобе заявителя указано: «Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ были внесены следующие изменения:

А) в новом содержании был изложен п. 7 ч. 1 ст. 31:

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

Б) Статья была дополнена в ч. 1 пунктом 7.1:

            участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

            Поскольку указанные изменения вступили в законную силу с 09.01.2017 года Заказчик обязан был учитывать такие изменения при опубликовании документации, извещения о проведении электронного аукциона.

            Несмотря на это, анализ статьи 3 Извещения о проведении электронного аукциона, п. 7.4. Информационной карты документации позволяет установить, что Заказчиком указанные изменения не учтены и обязательные требования не установлены. Имеет место нарушение конкуренции, т.к. в закупке имеет право принять необоснованно широкий круг лиц. Заказчик нарушил ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ, устанавливающего обязанность Заказчика устанавливать требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ».

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

   В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

  Требования к участникам закупки были установлены в статье 3  «Требования к участникам закупки» документации об электронном аукционе.

            При этом в документации об электронном аукционе заказчиком действительно не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пункта 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, а подпункт «д» пункт 3.1 статьи 3 документации об электронном аукционе  изложен заказчиком в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, а именно: «отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

На основании изложенного Комиссия считает указанный довод жалобы обоснованным.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в  силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

В подпункте 2 пункта 9.5  статьи 9 «Требования к содержанию и составу заявки» документации об электронном аукционе было установлено требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным подпунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе

Таким образом, данные нарушения, по мнению Комиссии, не могли повлечь за собой нарушение прав участников закупки, поскольку требования к содержанию второй части заявки участника аукциона были установлении в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.

На заседании Комиссии представителем заказчика были даны пояснения о том, что все участники закупки во вторых частях заявок продекларировали свое соответствие требования, указанным в  пунктах 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ. 

 

3.2. В жалобе заявителя указано: «Полагаем, что Заказчик при опубликовании документации об электронном аукционе нарушил п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. В частности, исходя из технического задания, полагаем, что Заказчик должен был формировать цену исходя из стоимости единицы запасной части к технике или услуги».

На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что исходя из совокупности требований Технического задания предметом закупки, по сути, является выполнение работ по техническому обслуживанию техники и оборудования, следовательно, заказчик должен был осуществлять закупку по правилам пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.

В рамках приведенного выше довода в жалобе заявителя указано следующее: «Полагаем, что Заказчик в документации об электронном аукционе необоснованно установил начальную максимальную цену, не указал общую цену, исходя из расчета единицы стоимости запасных частей и услуги, а также не внес в документацию положения о цене оплаты оказания услуги, тем самым нарушив, положения п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 68, ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ».

Во взаимосвязи с данным доводом заявителем также указано: «Таким образом, поскольку Заказчик необоснованно не становил порядок проведения закупки с учетом ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, им также необоснованно применены антидемпинговые меры, которые в данном случае применяться не должны».

На заседании Комиссии представителем заказчика были даны пояснения о том, что объектом закупки является не выполнение работ по ремонту какой либо техники или оборудования заказчика, а  оказание услуг по обслуживанию инженерных систем объектов заказчика, следовательно, при формировании документации заказчик не имел правовых оснований для указания в извещении и документации информации о том, что оплата оказанной услуги будет осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги.    

 

           Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

По мнению Комиссии, пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень видов работ и услуг, при осуществлении которых в случае невозможности определения объема работ, услуг, заказчику надлежит в извещении и документации о закупке указывать цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Следует также отметить, что объектом закупки (извещение №0852100000217000002) является оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области.

Согласно определению, данному в пункте 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» сети инженерно-технического обеспечения это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что  система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

Таким образом, инженерные системы представляют собой систему взаимосвязанных объектов и инженерных сооружений, следовательно, объект закупки извещение № 0852100000217000002 не может быть соотнесен с выполнением работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования. 

Кроме того, учитывая, что наименование услуги, указанной в извещении № 0852100000217000002, не названо в пункте 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, следовательно, у заказчика формально отсутствовала обязанность в извещении и документации о закупке указывать цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

В нарушение части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе доказательств обратного заявителем не представлено.

На основании изложенного, Комиссия считает довод жалобы о том, что «Заказчик должен был формировать цену исходя из стоимости единицы запасной части к технике или услуги» необоснованным, а также считает таковыми и аргументы, связанные с этим доводом, о том, что заказчик «необоснованно установил начальную максимальную цену, не указал общую цену, исходя из расчета единицы стоимости запасных частей и услуги» и что заказчиком «необоснованно применены антидемпинговые меры, которые в данном случае применяться не должны».

 

3.3. В жалобе заявителя указано: «Согласно инструкции «Предоставляемые участником электронного аукциона сведения не должны сопровождаться такими словами как, например, «эквивалент», «аналог», «не менее»,«не более», «не выше», «не ниже», «от», «до», «от до включая диапазон», «включая диапазон», «или», «должен быть», «должен соответствовать» и знаками «+/-» и иными словами и словосочетаниями, в случае, если их указание не позволяет однозначно определить конкретные показатели (значения конкретных показателей).»

При этом, Спецификация материалов для оказания услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации объектов УМВД России по Омской области, содержит следующий текст: «Для оказания услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации объектов УМВД России по Омской области также используются следующие материалы: зажимы, дюбель-гвозди, хомуты, держатели, стяжки, болты, анкерные болты, гайки, теплоизоляция для труб, тросы, заглушки, термостаты, комплектующие к электроводонагревателям, комплектующие к котлам электрическим, комплектующие к калориферам, ТЭНы, комплектующие к тепловым узлам, ремонтный комплект к бочку унитаза, переходники, датчики, аналогичные применяемым на эксплуатируемых объектах, замена которых по согласованию с Заказчиком на исправные, однотипные или функционально-эквивалентные заменяемым».

Приложение № 4 к Контракту так же содержит аналогичный текст: «…аналогичные применяемым на эксплуатируемых объектах, замена которых по согласованию с Государственным Заказчиком на исправные, однотипные или функционально-эквивалентные заменяемым.»

Очевидно, что текст, следующий за спецификацией должен быть включен в сведения о материалах, однако он содержит в себе слова «аналогичные», «или», «функционально-эквивалентные», т.е. слова указание которых, согласно инструкции, не позволяет однозначно определить конкретные показатели.

Таким образом, Участник должен либо включить указанный тест в форму сведений о товарах, тем самым допустив нарушение правил инструкции, либо исключить данный тест, предоставив тем самым неполные сведения. Следовательно, вне зависимости от того включит Участник указанный тест в заявку или нет Заявка может быть отклонена как несоответствующая указанным требованиям».

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Комиссия отмечает, что требования к содержанию первой части заявки были установлены заказчиком в пункте 9.4 статьи 9 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в  аукционе» документации об электронном аукционе, в котором указано следующее:

«9.4. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

9.4.1. согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на оказание услуги;

9.4.2. при заключении Контракта на оказание услуги, для оказания которой используется товар: а) согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентом товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; б) согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных данной документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Таким образом, участникам аукциона была предоставлена возможность выбора: либо выражение согласия на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе; либо  выражение согласия на оказание услуг и предоставления конкретных показателей товара, который будет использован при оказании услуг. Указанное не свидетельствует о том, что при этом были ограничены права участников аукциона, в связи с чем считает указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

В рамках приведенного выше довода жалобы заявителем  указано на необъективность описания объекта закупки по следующим позициям товаров, указанным в документации об аукционе, а именно:

«2. Товары:

№ 106.Муфта переходнаяМатериал: чугун, 15х20.

№ 107.Муфта переходнаяМатериал: чугун, 25х20.

№ 108.Муфта переходнаяМатериал: чугун, 32х25.

№ 109.Муфта переходнаяМатериал: чугун, 40х32.

№ 110.Муфта переходнаяМатериал: чугун, 50х20.

№ 111.Муфта переходнаяМатериал: чугун, 50х40.

№ 143. Переход Материал: сталь, 108х57.

№ 144. Переход Материал: сталь, 76х32.

№ 145. Переход Материал: сталь, 76х45.

№ 146. Переход Материал: сталь, 76х57.

№ 147. Переход Материал: сталь, 38х25.

№ 148. Переход Материал: сталь, 45x25.

№ 196.ТройникМатериал: пластик, 20 х 25 х 20.

№ 197.ТройникМатериал: пластик, 25 х 20 х 25.

№ 198.ТройникМатериал: пластик, 32 х 20 х 25.

№ 199.ТройникМатериал: пластик, 40 х 20 х 40.

№ 200.ТройникМатериал: пластик, 40 х 25 х 40.

№ 201.ТройникМатериал: пластик, 40 х 32 х 40.

№ 202.ТройникМатериал: пластик, 50 х 25 х 50.

№ 203.ТройникМатериал: пластик, 63 х 20 х 63.

№ 204.ТройникМатериал: пластик, 110 х 50 х 110.

№ 205.ТройникМатериал: пластик 110 х 63 х 110.

Нарушение:  Отсутствуют единицы измерения

 

3. Товары:

№ 234.ТрубаМатериал: сталь , электросварная прямошовная, d 108х3.

№ 235.ТрубаМатериал: сталь, электросварная прямошовная, d 273х5.

№ 236.ТрубаМатериал: сталь, электросварная прямошовная, d 76х3.

№ 237.ТрубаМатериал: сталь, электросварная прямошовная, d 89х3.

Нарушение: Отсутствуют единицы измерения для значений показателя «диаметр», обозначенного литерой «d» и второго показателя, отделенного от значения показателя «диаметр» символом «х»».

 

 

Комиссия отмечает, что в силу пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Кроме того, в соответствии  пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

Изучив спецификацию материалов для оказания услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области, Комиссия приходит к выводу о том, что по приведенным выше позициям товаров заказчиком действительно не были указанны единицы измерения вышеуказанных товаров, а также их стандартные показатели (например, длина, толщина и пр.)

На этом основании Комиссия считает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем считает указанный довод жалобы обоснованным.

Однако учитывая, что заказчиком  было установлено условие допуска к участию закупки путем выражения участником закупки в первой части заявки исключительно согласия на оказание услуг, а также отсутствие доказательств того, что участникам закупки было отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с ненадлежащим указанием показателей товара, о чем свидетельствует протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.03.2017, Комиссия считает, что указанное нарушение в данном конкретном случае не повлияло на права участников закупки на участие в электронном аукционе.

 

3.4. Также Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию предусмотренную пунктами 1-12 указанной статьи.

При изучении извещения № 0852100000217000002 Комиссией установлено, что в разделе «Идентификационный код закупки» указано: «171550323588055030100100140144322244».

Однако ни в документации об электронном аукционе, ни в проекте контракта, не был указан идентификационный номер закупки.

 

 

 

Помимо изложенного, Комиссия считает необходимым отметить, что на заседании Комиссии представителем заказчика заявлено, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе  жалоба на положения документации о закупке может быть подана, в том числе только общественным объединением или объединением юридических лиц.

Учитывая, что согласно выписке из ЕГРЮЛ организационно-правовой формой заявителя является общественная организации, то, по мнению представителя заказчика, заявитель не мог подавать жалобу.

Действительно общественные движения, являвшиеся ранее разновидностью общественных организаций, были выделены в Гражданском кодексе  Российской Федерации в самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческих корпоративных организаций (подпараграф 3.1 параграфа 6 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

  В силу пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

   Согласно статье 123.7-1 Гражданского кодекса Российской Федерации общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. При этом положения  Гражданского кодекса Российской Федерации о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям лишь постольку, поскольку иное не предусмотрено Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Однако при этом представителем заказчика не учтено следующее.

На основании части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, из указанного прямо следует, что жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе определено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Данное определение содержится в пункте 2.1 статьи 2 «Участники закупки» документации об электронном аукционе.

Следовательно, ОРОО «Совет по общественному контролю за прозрачностью государственных закупок» имело право подавать жалобу на положения документации об аукционе.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ОРОО «Совет по общественному контролю за прозрачностью государственных закупок» на действия  ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации на объектах УМВД России по Омской области (извещение № 085210000021700002) в части неустановления заказчиком в документации об электронном аукционе требований, предусмотренных пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, а также нарушений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки.

 

2. Признать в действиях  ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» нарушение пунктов 7 и 7.1  части 1 статьи 31; пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33; пунктов 1 и 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе. Учитывая, что выявленные нарушения  Федерального закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя, предписание не выдавать.

 

3. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 085210000021700002) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:  

 

«…………….»

 

«…………….»

 

«…………….»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны