Решение б/н Решение по жалобе ООО "Скарабей" от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/78-2015

о признании жалобы обоснованной

 

03 апреля 2015 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Шевченко А.Н. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Скарабей» (далее – Заявитель, Общество) на действия КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии (далее – аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки «Поставка овощей и фруктов» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200011215000004) (далее - электронный аукцион),

в присутствии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  поступила жалоба Заявителя (вх. № 3002 от 27.03.2015) на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.

По мнению Заявителя, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционной комиссией неправомерно отказано Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3088 от 27.03.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 3181 от 01.04.2015).

Из представленных материалов и информации следует, что 16.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 228813,25 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 24.03.2015 на участие в аукционе поступило три заявки, Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 30.03.2015 единственное ценовое предложение в сумме 227660 рублей сделал участник № 3.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Необходимо отметить, что в нарушение указанных норм, пункт 9 раздела 1 документации об аукционе содержит требование об указании участниками закупки в первой части заявки на участие в аукционе наименование места происхождения товара или наименование производителя.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 24.03.2015 не содержит положений документации, которым не соответствует заявка на участие в аукционе, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

В разделе II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе были перечислены товары (без указания товарного знака), а также установлены показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара установленным Заказчиком требованиям, например:

Апельсины

Свежие, ГОСТ 4427-82 и другие стандарты, 1 класса.

Остаточный срок годности на момент поставки не менее 75 % от срока годности, установленного производителем (изготовителем).

 

В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 24.03.2015 указано, что Заявителю (заявка № 2) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:

«Заявка не соответствует требованиям извещения\документации; Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе».

В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:

«Согласно п.6 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должен содержать информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

В связи с отсутствием данной информации в протоколе, а также в уведомлении оператора электронной площадки, Участник был вынужден обратиться к Заказчику для уточнения причины отклонения.

Заказчик в устной форме пояснил, что ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011 не является для Заказчика стандартом и не может быть использован в качестве показателя, связанного с определением соответствия поставляемого товара потребностям Государственного заказчика (в частности для фруктов и овощей иностранного происхождения).

Обоснование:

В первой части заявки Участником размещения заказа было представлено согласие на поставку товара на условиях, установленных документацией об аукционе в электронной форме, наименования товара и конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, с указанием наименования страны происхождения товара.

Считаем, что отстранение ООО «Скарабей» or участия в электронном аукционе было неправомерным, так как указанные в числе характеристик номера ГОСТов, сопровождаются словами «и другие стандарты», что подразумевает возможность Участника указать наименование другого нормативного документа, подтверждающего его качество и безопасность.

В соответствии с нормативными актами, содержащими правила выпуска, ввоза и реализации фруктов и овощей, для законного оборота такой продукции необходимо получить Декларацию о соответствии, которая оформляется после проведения сертификационных испытаний и получения экспертизы товаров в территориальном центре сертификации, и подтверждает качество и безопасность продукции и процессов ее производства.

Согласно ТР ТС 021/2011 декларация о соответствии, в том числе, должна содержать следующие сведения:

- наименование настоящего технического регламента или технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция.

Нами были указаны ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, так как декларации соответствия на фрукты и овощи иностранного происхождения содержит указание на эти нормативные документы.

Также хотим отметить, что в соответствии с п.2, ч.1, ст.ЗЗ 44ФЗ при составлении описания объекта закупки допускается использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. То есть допускается для описания объекта закупки использовать стандартные показатели, которые установлены в соответствующих стандартах, т.е. в данном случае ГОСТ, но никак не указание номера ГОСТа в качестве характеристики товара.

Сложившаяся практика Заказчиков - использовать в качестве характеристики товара номер ГОСТа, вводит в заблуждение участников размещения заказа и не дает в полной мере понять, какие характеристики продукта требуются заказчику, чтобы правильно указать конкретные показатели товара, который участник планирует поставлять.

Например, при описании апельсин Заказчик указывает: «свежие, ГОСТ 4427-82 и другие стандарты, 1 класса». В указанном ГОСТе не регламентируется класс товара. В ГОСТе есть указание на помологические группы:

  1.  Пупочные апельсины и корольки (плоды с красной мякотью)
  2.  Все остальные сорта.

На наш взгляд, Заказчики должны при описании товара описывать его потребительские характеристики, которые им необходимы. Например, в данном случае для апельсина: зрелость, диапазон размеров диаметра, отсутствие гнилых, неспелых плодов, остаточный срок годности.

Участник же в свою очередь ОБЯЗАН действовать в соответствии с действующим законодательством, то есть иметь документы, подтверждающие качество продуктов питания. Соответствие же продуктов нормативным документам определяют соответствующие организации, которые аккредитованы для этого вида деятельности.

Мы считаем, что информация, представленная нами в первой части заявки на участие в аукционе представлена в соответствии с ч.З ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ».

Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в заявке Общества указано следующее:

Апельсины

Свежие, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, 1 класса.

Остаточный срок годности на момент поставки 75 % от срока годности, установленного производителем (изготовителем).

 

Комиссия отмечает, что в своих заявках участники закупки выражают согласие на соответствие товара требованиям, установленным документацией об аукционе, в том числе ГОСТ. ГОСТ не является конкретным показателем поставляемого товара и не должен указываться в заявке на участие в аукционе.

Таким образом, Комиссия считает, что аукционная комиссия неправомерно отказала Обществу в допуске к участию в аукционе, в связи с чем признает жалобу обоснованной.

 

3.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Комиссия установила, что пунктом 3 части 9 раздела 1 документации об аукционе установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, которое утратило силу с момента вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2014, «Российская газета» от 06.06.2014 № 127, «Собрание законодательства РФ» от 09.06.2014 № 23, ст. 2925).

 

3.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 В силу пункта 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

В разделе «Преимущества» извещения  о проведении электронного аукциона указано: «Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Федерального закона №44-ФЗ)».

Вместе с тем, в нарушение требований пункта 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в разделе «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ)» извещения о проведении электронного аукциона указано: «Не установлено».

 

3.4. В силу частей 4-8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проект государственного контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Вместе с тем, в пункте 8.4 проекта контракта содержатся условия об исчислении пеней, не соответствующие указанным нормативным правовым актам.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Скарабей» на действия КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Поставка овощей и фруктов» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200011215000004).

 

2. Признать в действиях КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии нарушение требований части 7 статьи 34, пункта 4 статьи 42, пункта 2 части 1 стать 64, подпункта «б» пункта 1 части 3 и части 6 статьи 66, части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать  КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства о закупках передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/78-2015

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

03 апреля 2015 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

Шевченко А.Н. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Скарабей» на действия КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Поставка овощей и фруктов» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200011215000004),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии нарушение требований части 7 статьи 34, пункта 4 статьи 42, пункта 2 части 1 стать 64, подпункта «б» пункта 1 части 3 и части 6 статьи 66, части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 03.04.2015 № 03-10.1/78-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии в срок до 16.04.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион на поставку овощей и фруктов № 0352200011215000004.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района» и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, аннулировать протокол проведения электронного аукциона.

 

3. КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района», ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 17.04.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Шевченко А.Н.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны