Решение б/н Дело по жалобе ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» от 20 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/80-2017

о признании жалобы обоснованной

 

17 апреля 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…» - «…»;

«…» - «…»,

рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее - заявитель, Общество) на действия  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, установленных в зданиях и (или) помещениях заказчика (извещение № 0352100000517000041) (далее - электронный аукцион),

в отсутствие «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское  УФАС  России  до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила жалоба заявителя (вх. № 2817э от 10.04.2017) на положения документации об аукционе, которые, по его мнению, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-2527 от 11.04.2017) заказчиком были представлены материалы закупки, а также возражения на жалобу заявителя (вх. № 2980 от 14.04.2017).

Из представленных материалов и информации следует, что 24.03.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 321233,04 руб.

Извещением о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: «11.04.2017 09:00 час».

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 11.04.2017 на участие в закупке поступило одиннадцать заявок, все участники допущены к участию в аукционе.

Проведение электронного аукциона назначено на 17.04.2017.

 

3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, возражений представителей Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

 

 

 

Частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Из части 8 указанной статьи следует, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным, в том числе  в пункте 1 части 1 (при наличии такого требования) настоящей статьи.

На основании пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1- 12 части 1 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 Положения лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется МЧС России.

Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225 (далее - Положение).

В Приложении к Положению определен следующий Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

«1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения».

Из жалобы следует, что в извещении и документации об аукционе «не определено, на какие именно виды работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должна быть выдана лицензия».

В письменных возражениях заказчиком, в частности указано: «Считаем доводы  ООО «РегионСтройСервисАвтоматика»необоснованными в связи  с тем, что все виды работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений документацией определены».

Комиссия не может согласиться с указанной позицией заказчика, учитывая нижеизложенное.

В разделе «Требования к участникам» извещения, в частности указано:

«Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Аналогичное требование было установлено заказчиком в пункте 2.6 части 2 «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее – ИК).

При этом в части 4 «Техническое задание» документации об аукционе (далее – Техзадание) заказчиком установлено: «Техническое обслуживание систем ОПС включает в себя следующие виды работ:

 

Наименование

Периодичность

Протяжка контактных групп системы охранно-пожарной сигнализации

1 (один) раз в месяц

Регулировка датчиков охранно-пожарной сигнализации

По необходимости, но не реже 1 (одного) раза в месяц

Проверка работоспособности охранно-пожарной сигнализации в комплексе с ведением документации

1 (один) раз в месяц

Выполнение работ по замене вышедших из строя частей охранно-пожарной сигнализации за счет исполнителя

При обнаружении

Предоставление Заказчику акта первичного обследования систем  охранно-пожарной сигнализации

в течение месяца после подписания Контракта

Выезды на объекты Заказчика для устранения неполадок охранно-пожарной сигнализации

По необходимости, в течение 30 (тридцати) минут с момента поступления  заявки.

 

При этом на заседании Комиссии представителями заказчика были даны пояснения о том, что исходя из указанных в Техзадании видов работ участник закупки должен иметь предусмотренную пунктом 2 Приложения к Положению действующую лицензию на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Таким образом, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе заказчиком не определены конкретные виды работ и услуг, которые должна содержать вышеуказанная лицензия.

Данный вывод Комиссии соответствует позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 19.05.2015 № Д28и-1303, в котором указано: «В зависимости от вида работ, которые необходимы заказчику, участник закупки должен обладать соответствующим видом лицензии».

В силу указанного Комиссия признала жалобу заявителя обоснованной.

 

Помимо указанного Комиссией установлены следующие нарушения норм Федерального закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2.4 ИК  «Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, указанные в пунктах 1.3.2.1-1.3.2.4, 1.3.2.7 Части 1 Документации».

В пункте 1.3.2.2 документации об аукционе указано: «Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (подпункт 1.7.1.1 пункта 1.7 Части 1 Документации), или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (подпункты 1.7.1.2 – 1.7.1.7 пункта 1.7 Части 1 Документации)».

Вместе с тем подпунктом 1.7.1.1 пункта 1.7 части 1 документации об аукционе установлено: «Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям: Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» запрещено с 01 января 2016 года выполнение (оказание) работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Данное требование предусмотрено информационной картой».

Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не было установлено требование о предоставлении во второй части заявки копии указанной лицензии.

Правомерность данной позиции также подтверждается письмами Минэкономразвития России от 23.06.2016 № Д28и-1713 и от 03.11.2016 № Д28и-2892, в которых, в частности указано: «В случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, то заказчик обязан установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности».

Кроме того, частью 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Комиссия отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015г. № 1457 (далее - Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года запрещено организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее - Перечень) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015) .

Таким образом, в случае, если Постановлением № 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении № 1457, могло быть установлено как на основании части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, так и пункта 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

Учитывая, что объектом закупки является оказание услуг, то заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона правомерно был установлен запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением № 1457 (при этом в отношении исчерпывающего перечня документов, связанных с данным требованием, заказчику следовало указать «не требуется»).

При этом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого заказчик, в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.

Данный вывод Комиссии соответствует изложенной в совместном письме от 28.04.2016 позиции ФАС России № АЦ/28993/16 и Минэкономразвития России № 12589-ЕЕ/Д28и.

Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика Комиссия усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на действия  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, установленных в зданиях и (или) помещениях заказчика (извещение № 0352100000517000041).

 

2. Признать в действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64,  пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и его единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

«…»

«…»

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/80-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

17 апреля 2017 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…» - «…»;

«…» - «…»,

рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее - заявитель, Общество) на действия  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, установленных в зданиях и (или) помещениях заказчика (извещение № 0352100000517000041) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64,  пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 17.04.2017 № 03-10.1/80-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и его единой комиссии в срок до 02.05.2017 отменить протоколы, составленные в ходе проведения  электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион (извещение № 0352100000517000041).

 

2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП»:

- обеспечить Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и его единой комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;

- отменить протокол проведения  электронного аукциона от 17.04.2017 (извещение № 0352100000517000041).

 

3.  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 03.05.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на «…».

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

                                          

«…»

«…»

«…»

                                                          «…»

 

                                                      «…»

                                                 

                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны