Решение б/н Дело № 03-10.1/86-2018 по жалобе ОРО ООО МСП «Опора России» ... от 28 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение № 03-10.1/86-2018
о признании жалобы обоснованной
23 марта 2018 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<…> – <…>;
<…> – <…>;
<…> – <…>,
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (далее – заявитель, ОРО ООО МСП «Опора России») на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (далее – заказчик, ФГБОУ ВО Омский ГАУ) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции учебных, учебно-вспомогательных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО Омский ГАУ (извещение № 0352100021518000030) (далее – электронный аукцион),
в присутствии представителей заявителя – <…> (доверенность № 02 от 22.03.2018), <…> (доверенность № 01 от 22.03.2018);
в присутствии представителей заказчика – <…> (доверенность № 0170/50 от 09.01.2018), <…> (доверенность № 0195/543 от 18.01.2018),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России (вх. № 2265 от 16.03.2018) поступила жалоба ОРО ООО МСП «Опора России» на положения документации об аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по дератизации и дезинсекции учебных, учебно-вспомогательных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО Омский ГАУ.
По мнению заявителя, что в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) в документации об аукционе было неправомерно установлено требование к участникам закупки и предоставлению ими в составе второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-2250э от 19.03.2018) заказчиком были представлены (вх. № 2397 от 21.03.2018) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 12.03.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 89549 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 22.03.2018 на участие в аукционе подано 2 заявки, оба участника допущены к участию в электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия, установила следующее.
На основании пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В разделе «Требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона от 12.03.2018, размещенного с помощью программно-аппаратных средств официального сайта ЕИС, в том числе указано:
«Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует».
При этом в пункте 12 прикрепленного файла печатной формы извещения, размещенного совместно с документацией об аукционе, содержится следующая информация:
«Указаны в части 31 Информационной карты электронного аукциона (Раздел I Документации электронного аукциона)».
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1. и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Единые требования к участникам закупки были установлены в части 31 раздела I «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе, при этом пунктом 1 данного раздела предусмотрено:
«1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая
Аналогичное требование установлено к содержанию второй части заявки участника аукциона (подпункт 2 части 17 раздела I «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе):
«2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона - копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая
Однако при установлении данных требований заказчиком не было учтено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона от 12.03.2018 указано «Наименование объекта закупки» - «Оказание услуг по дератизации и дезинсекции учебных, учебно-вспомогательных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО Омский ГАУ».
При этом в разделе «Объект закупки» того же извещения в табличной форме, в том числе указано:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ
|
Оказание услуг по дезинсекции |
81.29.11.000 |
Оказание услуг по дератизации |
81.29.11.000 |
В преамбуле раздела III «Техническая часть» документации об аукционе также содержится информация об объекте закупки:
«ОКПД2: 81.29.11.000 (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)).
Оказание услуг по дератизации и дезинсекции учебных, учебно-вспомогательных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО Омский ГАУ».
На основании части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон о лицензировании), в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 указанного закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2), принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, в котором использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, включает:
раздел N «Услуги административные и вспомогательные»,
класс 81 «Услуги по обслуживанию зданий и территорий»,
группу 81.29 «Услуги по чистке и уборке прочие»,
вид 81.29.11 «Услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации», содержащий следующие пояснения: «Эта группировка включает:
- услуги по дезинфекции жилых зданий и прочих зданий и сооружений;
- услуги по дезинфекции транспортных средств, например автобусов, поездов, судов, самолетов;
- услуги по уничтожению насекомых, грызунов и прочих вредителей;
- услуги по фумигации и услуги по борьбе с вредителями»,
категорию 81.29.11.000 «Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации».
Таким образом, дезинфекция, дезинсекция, дератизация могут осуществляться в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и территорий.
Особо следует отметить, что услуги в области здравоохранения включены в класс 86 раздела Q ОКПД2.
Разделом III «Техническая часть» документации об аукционе также установлено:
«Профилактическая дератизация и дезинсекция на объектах Заказчика проводится для обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в соответствии с требованиями: Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" и требованиями других нормативных документов по данному виду услуг».
В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» даны основные понятия, в том числе:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Указанное свидетельствует о том, что санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия могут осуществляться, в том числе как в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и территорий, так и в рамках медико-санитарных мер.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен статьей 12 Федерального закона о лицензировании. Сама по себе деятельность, связанная с оказанием услуг по обслуживанию зданий и территорий, не включена в указанный перечень, следовательно, не подлежит лицензированию.
На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
По определению, данному пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), содержатся, в том числе работы (услуги) по дезинфектологии.
В ГОСТ Р 56994-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2016 N 748-ст) даны следующие понятия:
2.1.3 дезинфектология: Область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
2.1.4 дезинфекционная деятельность: Деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортированием, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением.
2.1.2 дезинсекция: Умерщвление членистоногих переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также имеющих санитарно-гигиеническое значение с использованием механических, физических, химических и биологических средств.
2.7.7 дезинсекционные мероприятия: Комплекс организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на снижение численности членистоногих, переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни и распространения.
2.1.6 дезинфекция: Умерщвление (удаление, уничтожение) микроорганизмов - возбудителей инфекционных и паразитарных болезней - на (в) объектах с целью прерывания путей передачи эпидемического процесса.
2.7.4 дезинфекционные мероприятия: Работы по профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.
2.7.13 дезинфекционные мероприятия медицинские: Дезинфекционные мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекционных болезней человека.
2.1.7 дератизация: Умерщвление (уничтожение) с применением дератизационных средств грызунов, имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое значение либо приносящих экономический ущерб.
2.6.2 дератизация профилактическая: Система организационных, инженерных, технических санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий с целью предотвращения заселения объектов, природных стаций грызунами либо поддержания их численности на приемлемом уровне.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, зарегистрированного в Минюсте России 06.05.2013 № 28321 (далее – Требования), работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании помощи при санаторно-курортном лечении.
В соответствии с данными Требованиями работы (услуги) по дезинфектологии включены в следующие разделы:
2. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
5) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
3. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара;
2) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
4. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
5) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях отделения экстренной медицинской помощи).
6. При оказании медицинской помощи при санаторно-куротном лечении.
Указанное свидетельствует о том, что только при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи работы (услуги) по дезинфектологии могут быть отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.
В случае осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих осуществления мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, не являющихся медицинскими услугами, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется.
Услуги по дератизации и дезинфекции зданий заказчика относится к дезинфекционной деятельности, однако она проводится не в рамках оказания медицинской помощи, поэтому для оказания услуг, являющихся объектом настоящей закупки, наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии не требуется.
В связи с указанным, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной, при этом действия заказчика нарушающими пункт 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ОРО ООО МСП «Опора России» на действия ФГБОУ ВО Омский ГАУ при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции учебных, учебно-вспомогательных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО Омский ГАУ (извещение № 0352100021518000030) .
2. Признать в действиях ФГБОУ ВО Омский ГАУ нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФГБОУ ВО Омский ГАУ, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе передать материалы рассмотрения жалобы ОРО ООО МСП «Опора России» должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<…> <…> |
|
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/86-2018
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
23 марта 2018 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<…> – <…>;
<…> – <…>;
<…> – <…>,
рассмотрев жалобу общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (далее – заявитель, ОРО ООО МСП «Опора России») на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (далее также, ФГБОУ ВО Омский ГАУ) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции учебных, учебно-вспомогательных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО Омский ГАУ (извещение № 0352100021518000030) (далее – электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях ФГБОУ ВО Омский ГАУ нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 23.03.2018 № 03-10.1/86-2018, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГБОУ ВО Омский ГАУ срок до 17.04.2018:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- возвратить участникам закупки заявки на участие в электронном аукционе;
- внести в извещение № 0352100021518000030 и документацию об электронном аукционе следующие изменения в части исключения требований к участникам закупки и предоставления ими в составе второй части заявки «лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе;
- назначить дату электронного аукциона.
2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» в срок до 17.04.2018:
- обеспечить ФГБОУ ВО Омский ГАУ возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
- отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии).
3. ФГБОУ ВО Омский ГАУ проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 18.04.2018 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<…> |
|
<…> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|