Решение б/н Решение № 03-10.1/90-2015 по жалобе ООО "Медздрав" от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/90-2015

о признании жалобы обоснованной

 

07 апреля 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Шевченко А.Н.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Медздрав» (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» (далее – заказчик) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения (извещение № 0352200022715000059) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заказчика -<…>,

заявителя - <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 3134э от 31.03.2015) жалоба заявителя  на действия заказчика при проведении электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе), поскольку в проекте договора отсутствует «график поставок» либо периодичность поставок в процентом соотношении к общему количеству товара.

В жалобе заявитель, в частности указывает следующее: «В случае отсутствия данных договоренностей сторон по договору, становится невозможным рассчитать количество отгрузок в адрес заказчика  потенциальному исполнителю, а так как логистическая составляющая стоимости товара в расчете на его объем (около 30 миллионов рублей) составляет достаточно большую часть, стоимость аукциона может меняться в непредсказуемых пределах, в зависимости от  того на какое количество поставок товара рассчитывает заказчик, на две, десять, или еженедельно в течение около 9 месяцев действия договора поставки (в случае с недельной поставкой - около 36 поставок).

Следовательно, в договоре в соответствии с ГК РФ ст. 508 должно быть описано конкретное событие (поставка товара по заявке) и его явная периодичность (раз в месяц, раз в неделю, или по графику являющимся приложением к договору), которое согласовывается сторонами при подписании договора.

Без данных согласований договора поставок данный договор является составленным с нарушением действующего законодательства, вследствие чего потенциальные участники не могут заранее рассчитать стоимость товара с учетом всех расходов, основным из которых может являться доставка товара заказчику, по причине чего участие в данном аукционе становится затруднительным, что явно ограничивает хозяйствующих субъектов в праве участвовать в данной закупке».

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3238 от 01.04.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 3324 от 06.04.2015), а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя (исх. № 02-12-01-07/1012 от 06.04.2015).

Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 13.03.2015 заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 30246660,49 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.04.2015 поступило две заявки, которые допущены к участию в электронном аукционе.

06.04.2015 состоялась процедура аукциона, наименьшее ценовое предложение сделала участник закупки № 1 (снижение цены договора 2,5%).

В своих возражениях заказчик указал на то, что документация об электронном аукционе разработана им в соответствии с нормами Федерального закона о контрактной системе и считает жалобу заявителя необоснованной.

 

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Медздрав», представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия, признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

 Указанные требования  были установлены заказчиком в Приложении №1 к документации об электронном аукционе.

Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.

            В разделе «Сроки поставки товара» извещения № 0352200022715000059 и пункте 9 «Сроки поставки товара» указано: «Поставка Товара осуществляется в течение 5 дней после подачи заявки от Заказчика».

Пунктами 4.1 и 4.2 «Порядок поставки и приемки Товара» проекта договора установлено:

«4.1. Поставка Товара осуществляется в течение 5 дней после подачи заявки от Заказчика, по адресу: 644013, Российская Федерация, Омская область, город Омск, улица Завертяева,9, корпус 1 – БУЗОО «КОД».

4.2. Подача заявок осуществляется после подписания договора: в печатном виде отправляется по почте с уведомлением по адресу указанному в договоре, либо заявка направляется по электронной почте, либо посредством факсимильной связи, или доставляется курьером с отметкой о вручении».

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

При этом в силу пункта 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506  Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом,  условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В документации об аукционе и проекте договора срок поставки определен указанием на событие, а именно на момент получения заявок от заказчика, однако данное обстоятельство не отвечает признакам неизбежности, так как оно связано с волеизъявлением заказчика.

В случае если событие не обладает качеством неизбежности наступления, то такое положение в договоре не может определять срок.

При этом относительно установления в проекте договора графика поставок товаров Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Частью 2 статьи указанной статьи предусмотрено, что  наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

Из буквального толкования части 2 статьи 508 ГК РФ следует, что установление в договоре графика поставки товара не является обязательным условием.

Учитывая изложенное, Комиссия в целом признает жалобу заявителя обоснованной и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

4. При осуществлении в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее нарушение.

 

 

В силу пункта 2 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

            Аналогичное требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе установлено в пункте 18 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В приложении 1 «Наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара» документации об аукционе были перечислены товары (без указания товарного знака), а также установлены показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара установленным заказчиком требованиям.

Как было ранее отмечено, по результатам рассмотрения первых частей заявок все участники закупки (заявки № 1 и № 2) допущены к участию в электронном аукционе.

Вместе с тем, Комиссия установила, что в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе указанные участники электронного аукциона были неправомерно допущены к участию в электронном аукционе, учитывая следующее.

В силу положений Федерального закона от 31.12.2014 № 498 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступившего в законную силу с 31.12.2015 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 51, «Российская газета», № 1, 12.01.2015) в подпункте «б» пункта 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе слова «места происхождения товара или наименование производителя товара» были заменены словами «страны происхождения».

Комиссия установила, что в представленных заказчиком заявках на участие в электронном аукционе участников закупки № 1 и № 2, в частности в отношении позиций товаров № 24, № 71 «Устройства и дыхательные системы для наркозно-дыхательных аппаратов, для аэрозольной и кислородной терапии», №№ 52-55, №№ 107-110 «Инструменты хирургические режущие» указана страна происхождения товара «Великобритания»; по позициям № 56 и № 57 «Лейкопластырь в катушке фиксирующий», № 9 «Пластырь фиксирующий медицинский» раздела «Субсидия на организацию заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов» указана страна происхождения товаров «КНР».

Вместе с тем, Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» установлено краткое наименование страны «Соединенное Королевство»; полное наименование страны «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», иных сокращенных наименований в действующем законодательстве не предусмотрено.

Также вышеуказанным Госстандартом России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» установлено краткое наименование страны «Китай»; полное наименование «Китайская Народная Республика», иных сокращенных наименований в действующем законодательстве не предусмотрено.

По мнению Комиссии, формальный подход к выполнению требований Федерального закона и документации об аукционе о необходимости указания страны происхождения товаров позволял аукционной комиссии заказчика отклонить заявки участников электронного аукциона № 1 и № 2.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Медздрав» действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения (извещение № 0352200022715000059).  

 

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/90-2015

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

07 апреля 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Шевченко А.Н.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Медздрав» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения (извещение № 0352200022715000059) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 07.04.2015 № 03-10.1/90-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» и его аукционной комиссии в срок до 20.04.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения (извещение № 0352200022715000059).

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» срок до 20.04.2015:

- отменить протокол проведения электронного аукциона от 06.04.2015;

- обеспечить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 21.04.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны