Решение б/н Постановление по делу об административном правонарушении № 0... от 29 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

г.Омск                                                                                                                                                               Дело №

29 июня 2016 г.                                                                                                                                03-10.2/108-2016/7.30

 

И.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) Т.П. Шмакова, рассмотрев протокол от 15.06.2016 и другие материалы дела об административном правонарушении № 03-10.2/108-2016/7.30, возбужденного в отношении работника контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» (далее также заказчик) <…> по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) 13.04.2016 была рассмотрена жалоба ООО «Медздрав» на действия заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для стационара (извещение № 0352300061216000014) (далее – электронный аукцион).

При рассмотрении материалов дела № 03-10.1/67-2016 Комиссией установлено, что в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещена информация и документы, подлежащие размещению, с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с указанным, Комиссией было принято решение о передаче материалов электронного аукциона № 0352300061216000014 должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

15.06.2016 должностным лицом Омского УФАС России был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 03-10.2/108-2016/7.30 в отношении должностного лица заказчика.

Протоколом по делу об административном правонарушении и материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/108-2016/7.30 установлено следующее.

28.03.2016 на официальном сайте было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 2964119,42 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.04.2016 на участие в электронном аукционе поступило две заявки, об участника  допущены к участию в электронном аукционе.

            В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.04.2016 в процедуре электронного аукциона приняло участие два участника, наименьшее ценовое предложение в размере 2690000 руб. сделано участником с порядковым номером 2.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2016 заявки обоих участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе; победителем признано ООО «Арис Групп».

Вместе с тем, в результате анализа информации и документов, размещенных на официальном сайте, установлено, что данная информация и документы размещены заказчиком с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование к составу первой части заявки на участие в аукционе установлено заказчиком в пункте 17 документации об аукционе заказчиком, согласно которому конкретные показатели поставляемого товара должны соответствовать  приложению № 1 к документации об электронном аукционе.

В приложении № 1 к документации об аукционе установлен перечень товаров, используемых при выполнении работ, а также минимальные и максимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие товаров требованиям, установленным заказчиком, в том числе по обжалуемым ООО «Медздрав» позициям, в частности установлены следующие требования к товару:

Наименование товара

Характеристика товара

36

Кружка Эсмарха

Кружка Эсмарха, предназначена для лечебных или очистительных клизм, спринцеваний и орошений влагалища…

47

Зеркало вагинальное по Куско

Зеркало вагинальное одноразовое стерильное, тип «Куско», предназначено для раскрытия или расширения влагалища и обнаружения шейки матки при проведении диагностики, оперативных вмешательств, профилактических процедур…

89

Катетер (зонд) желудочный

Катетер (зонд) желудочный для желудочного зондирования с лечебной или диагностической целью

90

Катетер (зонд) желудочный

Катетер (зонд) желудочный для желудочного зондирования с лечебной или диагностической целью…

В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, содержащейся в пункте 17 документации об аукционе, установлено: «Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами «не более*», «не менее*», «более*», «менее*», «или*», «от*», «до*», то есть должны быть конкретными.

*- за исключением случаев, когда в Приложении № 1 к документации указано, что должны быть предложены характеристики товара с неизменным значением.

При использовании союзов «или», «либо» - участник закупки выбирает одно из значений».

В позициях № 36 «кружка Эсмарха», № 47 «зеркало вагинальное по Куско», № 89 «катетер (зонд) желудочный» и № 90 «катетер (зонд) желудочный» при перечислении показателей товара использован союз «или», при этом отсутствует указание на то, что участником закупки должны быть предложены характеристики товара с неизменным значением.

Должностное лицо Омского УФАС России считает, что инструкция по заполнению первой части заявки предоставляет возможность указания участниками закупки только одного из показателей товара по позициям 36, 47, 89, 90 Перечня товаров, указанных в приложении № 1: «предназначена для лечебных или очистительных клизм», «предназначено для раскрытия или расширения», «с лечебной или диагностической целью», при этом необоснованно исключается возможность предложения товара, имеющего одновременно оба показателя.

При указанных обстоятельствах должностное лицо Омского УФАС России считает, что заказчиком допущено ограничение количества участников закупки при описании объекта закупки и размещении инструкции по заполнению заявки и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с извещением и документацией о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения и расходных материалов.

В нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описание объекта закупки заказчиком были включены товары, функционально и технологически не связанные между собой и с объектом закупки:

- позиции № 29 «термометр для холодильника», № 30 «термометр» (для помещений), № 109 «термометр» (для определения температуры воды), № 112 «термометр» (для измерения температуры в дезинфекционных камерах), которые не относятся к изделиям медицинского назначения и к расходным материалам, а являются средствами измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее;

- позиции № 58 «гигрометр психрометрический», № 59 «гигрометр-психрометр», которые не относятся к изделиям медицинского назначения и к расходным материалам, а являются средствами измерений влажности воздуха

- позиции № 34 «журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки» и № 35 «журнал учета проведения генеральных уборок», которые не относятся к изделиям медицинского назначения и к расходным материалам;

- позиции №№ 153, 154, 155 «часы песочные» (для дозирования физиотерапевтических процедур), которые не относятся к изделиям медицинского назначения и к расходным материалам, а являются прибором для отчета промежутков времени.

 

Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ  размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 107 Федерального закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

На запросы Омского УФАС России (исх. № 03-2678 от 26.04.2016, исх. № 03-3346 от 25.05.2016, исх. № 03-3637 от 06.06.2016) заказчиком представлена информация (вх. № 3519 от 16.05.2016, вх. № 3885 31.05.2016, вх. № 4286э от 14.06.2016), из содержания которой следует, что извещение и документация об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для стационара (извещение № 0352300061216000014) были размещены на официальном сайте работником контрактной службы-юрисконсультом отдела по договорной работе и правовому обеспечению БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <….>.

Учитывая вышеизложенное, указанное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, было допущено по вине работника контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <…>.

Таким образом, работник контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <…>, в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, являясь должностным лицом, разместив информацию и документы по электронному аукциону на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для стационара (извещение № 0352300061216000014), подлежащие размещению, с нарушением требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В письменных объяснениях от 11.05.2016, представленных в Омское УФАС России 16.05.2016 (вх. № 3519)<…> указано: «В техническом задании в п. 36, 47, 89, 90 описание товаров БУЗОО «МСЧ № 7» считаю соответствующим действующему законодательству.

 В аукционной документации БУЗОО «МСЧ №7» указаны такие функциональные, технические и качественные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям, являются для него существенными и необходимы для выполнения соответствующих функций, при условии соблюдения указанных требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

 

В этой связи, принцип эффективности осуществления закупок, предусмотренный статьей 6 данного Федерального закона, должен пониматься, как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют таким потребностям по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Действительно в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указанно требование «...При использовании союзов «или», «либо» - участник закупки выбирает одно из значений...». Однако, в указанных в жалобе позициях (36, 89, 90), союз «или» употребляется в значении союза «и», вместе с тем подчеркивая невозможность проведения данных процедур одновременно либо использован в описании процедур имеющих одинаковое функциональное значение (47).

По указанным в жалобе позициям (36, 89, 90) в Государственном реестре медицинских изделий и организаций содержится информация о наименовании медицинского изделия, но не указана четкая формулировка о назначении медицинского изделия, установленного производителем, таким образом можно сделать вывод о том, что каждый Производитель может описать в Инструкции по применению индивидуальные характеристики, присущие только данному товару, но при этом существует несколько производителей, что подтвердил сам податель жалобы. У каждого производителя различное описание товара.

Данное описание объекта закупки не является нарушением Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ или ограничением конкуренции.

На участие в электронном аукционе 0352300061216000014 было подано 2 заявки от участников, обе заявки были допущены к участию в электронном аукционе.

Таким образом, участие нескольких участников закупки в электронном аукционе свидетельствует о том, что установленные в документации об электронном аукционной требования к товару, никак не привели к ограничению количества участников закупки, а наоборот, к конкурентной борьбе между участниками закупки на право заключить договор на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для стационара.

По поводу включения в описание объекта закупки товаров функционально и технологически не связанных между собой и с объектом закупки, поясняю, что поскольку такие виды товаров как термометры, гигрометры-психометры, имеются медицинские сертификаты, они были отнесены к изделиям медицинского назначения и включены в электронный аукцион совместно с прочими изделиями медицинского назначения и расходными материалами.

На основании вышеизложенного прошу ограничиться вынесением предупреждения в рамках п.1 ч.1 статьи 3.2 КоАП РФ».

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика, а именно: г. Омск, ул. Тварковского, 8.

Временем совершения административного правонарушения является дата размещения информации на официальном сайте  – 28 марта 2016.

Вина работника контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <….> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/108-2016/7.30.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 03-10.2/108-2016/7.30, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность работника контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <…> (статья 4.2), являются раскаяние, совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность работника контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <…> (статья 4.3 КоАП РФ) при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Федеральным законом о контрактной системе требований, а также обстоятельства, вынуждающие  <…> действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 7.30, 23.66, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Минюсте России 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать работника контрактной службы БУЗОО «Медико-санитарная часть № 7» <…> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны