Постановление б/н Постановление по делу № 03-10.2/156-2016/7.30 в отношении до... от 21 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

г.Омск                                                                                                                                                               Дело №

20 сентября 2016 г.                                                                                                              03-10.2/156-2016/7.30

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол от 05.09.2016 и другие материалы дела об административном правонарушении № 03-10.2/156-2016/7.30, возбужденного в отношении должностного лица ФКУ "Военный комиссариат Омской области" <…> по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии <….>,

У С Т А Н О В И Л А:

Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) 18.03.2016 была рассмотрена жалоба Омской региональной общественной организации «Совет по общественному контролю за прозрачностью государственных закупок» на действия Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» (далее также заказчик, ФКУ «Военный комиссариат Омской области») при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года для Государственных нужд Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» (извещение № 0352100020616000001) (далее - электронный аукцион).

При рассмотрении материалов дела № 03-10.1/50-2016 Комиссией установлено, что в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) размещена информация и документы с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с указанным, Комиссией было принято решение о передаче материалов электронного аукциона № 0352100020616000001 должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

05.09.2016 должностным лицом Омского УФАС России был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 03-10.2/156-2016/7.30 в отношении должностного лица заказчика.

Протоколом по делу об административном правонарушении и материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/156-2016/7.30 установлено следующее.

24.02.2016 на официальном сайте заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 13501644 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 14.03.2016 на участие в закупке поступило две заявки, все участники допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 17.03.2016 в аукционе принял участие один участник закупки (порядковый номер заявки 2), сделавший предложение о цене контракта 13434135,78 руб. (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %).

 

Данная информация и документы размещены с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В подпункте 1.1 пункта 1 раздела 14 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» заказчиком установлено требование к участнику закупки о наличии у него лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек в соответствии с требованиями Федерального законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Аналогичное требование о наличии у исполнителя по контракту вышеуказанной лицензии предусмотрено также и в подпункте 3.2.7 пункта 3.2 раздела 3 «Права и обязанности сторон» проекта контракта, в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Пунктом 1 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, установлен порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

В соответствии с пунктом 3 Положения в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации регулируются, в том числе Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрены три разновидности перевозок пассажиров и багажа:

  1. Регулярные  перевозки
  2. Перевозки по заказам
  3. Перевозки легковыми такси

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

В силу пункта 15 статьи 2 Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» в случае, если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.

Согласно документации об электронном аукционе предметом контракта является оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года для нужд заказчика.

При этом в Техническом задании к документации об электронном аукционе (Приложение № 1), содержащего требования к объекту закупки,  заказчиком, в частности установлены следующие условия оказания услуг:

«- автотранспортные услуги по обеспечению мероприятий, связанных с проведением призывных кампаний 2016 года для государственных нужд Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» оказываются в срок не более 24 часов с момента подачи заявки в диспетчерскую Исполнителя Заказчиком;

- услуги необходимо оказывать в круглосуточном режиме, Исполнитель обеспечивает бесперебойную круглосуточную работу диспетчерской по приему заявок Заказчика в рабочие, выходные и праздничные дни;

- Исполнитель обязан осуществить перевозки таким видом транспорта, чтобы обеспечить перевозку заданного количества человек за указанное количество рейсов, при этом соблюдая все нормы законодательства Российской Федерации о пассажирских перевозках;

- Исполнитель обязан одновременно обеспечить подачу не менее 30 транспортных средств вместимостью от 4 до 51 посадочных мест, из них не менее 4-х единиц повышенной проходимости (4х4)(подтверждается наличием свидетельства о регистрации либо ПТС, а также договором аренды)».

Вместе с тем из Технического задания к документации об электронном аукционе не следует, что в рамках исполнения контракта будут осуществляться регулярные перевозки, которыми в силу законодательства Российской Федерации являются перевозки пассажиров и багажа по расписаниям (график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта).

При этом следует отметить следующее.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод о том, что автотранспортные услуги будут оказываться исключительно в период проведения призывных кампаний 2016 года, что не свидетельствует о регулярных перевозках пассажиров, входящих в состав лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров.

Таким образом, в связи с тем, что предметом контракта является осуществление перевозки лиц, подлежащих призыву на военную службу, т.е. предметом контракта являются перевозки по заказам, в определенные периоды в течение 2016 года, когда у заказчика возникает потребность в перевозке призывников, установление в документации об электронном аукционе требования о наличии у участника закупки и предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 и пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

2. В подпункте 1.2 пункта 1 раздела 14 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» заказчиком установлено требование к участнику закупки о наличии у него «Свидетельства (акта поверки (калибровки) контрольных устройств на каждую единицу транспортного средства) согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 № 36.

Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что в действующем законодательстве Российской Федерации не предусмотрена выдача свидетельства (акта поверки (калибровки) контрольных устройств на каждую единицу транспортного средства, поскольку такие документы выдаются не на транспортное средство, а на отдельный тахограф.

При этом следует отметить, что заказчик неправомерно установил данное требование к участнику закупки, поскольку указанное требование является требованием к товару – автотранспортному средству.

Учитывая изложенное, должностное лицо Омского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном» (далее - Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика) настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договор обязательного страхования) - заключенный между страховщиком и страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом договор обязательного страхования.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в порядке и в форме, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации для договоров страхования.

Должностное лицо Омского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на перевозки в междугороднем сообщении, поскольку ни Гражданским Кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика не предусмотрено указание в данном виде договора (в полисе ОСАГО) специального условия о перевозке в междугороднем сообщении.

4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В силу части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В разделе «Требования к автотранспортному средству» Технического задания к документации об электронном аукционе заказчик, в частности установил следующие требования к автотранспортному средству:

«Автотранспортное средство от 4 до 51 посадочных мест, в зависимости от потребности Заказчика. Подаваемый транспорт должен быть технически исправен, чистый, годен к эксплуатации, отвечающий санитарным требованиям к перевозке людей.

Автотранспортное средство должно находиться в эксплуатации не более 7 лет (подтверждается наличием свидетельства о регистрации, либо ПТС) (Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 258), Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»);

Техническое состояние автотранспортного средства должно быть подтверждено действующим талоном своевременного прохождения технического осмотра.

Автотранспортное средство, должно быть укомплектовано аптечкой, исправным огнетушителем, знаком аварийной остановки, авторегистратором, аппаратурой спутниковой навигации ГЛАНАСС/GPS, тахографами (ст. 20 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"), ремнями безопасности».

Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что заказчиком допущена опечатка при указании названия спутниковой навигации (вместо правильного указания ГЛОНАСС указано ГЛАНАСС).

Должностное лицо Омского УФАС России считает неправомерным установление заказчиком в Техническом задании к документации об электронном аукционе требования о том, что «автотранспортное средство должно находиться в эксплуатации не более 7 лет», поскольку установление данного требования к сроку эксплуатации автотранспортного средства не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации, не мотивировано заказчиком и может свидетельствовать об ограничении участия в электронном аукционе лиц, имеющих в собственности или на праве аренды автотранспортные средства со сроком эксплуатации более 7 лет, находящегося в исправном техническом состоянии, подтвержденном диагностической картой технического осмотра.

При этом должностное лицо Омского УФАС России считает также неправомерным установление заказчиком в Техническом задании требований заказчика к укомплектованию автотранспортного средства авторегистратором, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, тахографами, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 №1213 требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 определены категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, которые необходимо оснащать тахографами, в том числе и транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112.

Согласно приложению № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 к транспортным средствам категории М2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн; к транспортным средствам категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Как было отмечено ранее, заказчиком предъявлено требование к автотранспортному средству о наличии в нем минимального количества посадочных мест 4, что свидетельствует об отсутствии необходимости оснащения тахографами данных транспортных средств.

Что касается установления заказчиком требований заказчика к укомплектованию автотранспортного средства авторегистратором, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не предусмотрено обязательное оснащение автотранспортного средства указанными техническими средствами.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

5. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ, вступившего в силу с 13.08.2015) дано понятие: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Изучив документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте 24.02.2016, должностное лицо Омского УФАС России установило, что понятие «участник закупки», которое содержится в абзаце втором документации об электронном аукционе, не соответствует требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ).

6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренные пунктом 2 части 3 и пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлены заказчиком в разделе 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению».

В свою очередь, в указанном разделе в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано:

«1) Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником закупки, составляется на русском языке. Входящие в заявку на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику размещения заказа третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться перевод на русский  язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод.

2) Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст.

3) При оформлении заявки участникам следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями  действующих нормативных документов. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.

 4) Конкретные показатели услуги указываются участником в заявке на участие в электронном аукционе в соответствии с Приложением № 1 к документации.

Рекомендуемая форма заполнения первой части заявки:

№ п/п

Наименование услуг

Место поставки

Регион получателя

Общее количество машино-часов

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

Проанализировав содержание раздела 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению», должностное лицо Омского УФАС России пришло к выводу о том, что из инструкции по заполнению заявки на участие в электроном аукционе не понятно, какие сведения должны быть указаны участниками закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе: участнику закупки достаточно выразить согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, либо участник закупки должен был указать в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом следует отметить, что оба участника закупки, допущенные к участию в электронном аукционе, указали в заявках на участие в электронном аукционе исключительно согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

 Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в действиях заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. № 1457 (далее - Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Федерального закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).

Таким образом, в случае если Постановлением № 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.

При этом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого заказчик, в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе не было установлено требование к участникам закупки о запрете оказания услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (при этом в отношении исчерпывающего перечня документов, связанных с данным требованием, заказчику следовало указать «не требуется»).

8. В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В пункте 5.4  проекта договора указано: «В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустойки (штрафа, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим договором в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Поставщиком».

При этом в пунктах 6-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила) указано следующее:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

 

П = (Ц - В) x С,

где:

Ц - цена контракта;

 

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

 

,

где:

 - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

 

,

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени».

Необходимо отметить, что из буквального толкования положений статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Правил определения размера штрафа и пени следует вывод об обязательном указании в проекте контракта фиксированных сумм неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядка их определения.

При таких обстоятельствах проект договора, который не содержит порядка определения пени, противоречит части 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того, следует отметить, что положения статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафа в фиксированной сумме и порядка его определения, являются императивными нормами и не предполагают возможности для заказчика по своему усмотрению подменять такие условия ссылками на подзаконные нормативные акты.

Таким образом, включение в проект контракта (договора) ссылки на Правила вместо установления размеров пени, формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению в проекте контракта (договора) размеров неустойки, что, исходя из существующей арбитражной практики, может повлечь для заказчика негативные последствия в виде невозможности взыскания неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком.      

Учитывая изложенное, в действиях заказчика усматривается нарушение части 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

9. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе  предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

   Таким образом, условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом изменение размера обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. 

При изучении документации об электронном аукционе установлено, что в разделе 25 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта» документации об электронном аукционе указано: «Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 1 350 164 (Один миллион триста пятьдесят тысяч сто шестьдесят четыре) рубля 40 копеек».

Также в пункте 13.1 проекта контракта указано: «Обеспечение исполнения Контракта составляет 1 350 164 (Один миллион триста пятьдесят тысяч сто шестьдесят четыре) рубля 40 копеек».

Таким образом, в проекте контракта был установлен размер обеспечения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Из приведенных норм следует, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения процедуры электронного аукциона на  двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, для заключения контракта участнику закупки  необходимо представить по своему усмотрению либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо  информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Учитывая, что заказчиком в проекте контракта при указании на обеспечение исполнения контракта установлен его конкретный размер, то в случае предоставления  участником закупки обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, заказчику для заключения контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Федерального закона о контрактной системе.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в проект контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта неправомерными, и нарушающими положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

10. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации об электронном аукционе отсутствует информация о том, что банковское сопровождение контракта не требуется.

При этом следует отметить, что в извещении о проведении электронного аукциона в графе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» неправомерно указана ссылка на Техническое задание, учитывая, что Техническое задание не содержит сведений об обеспечении исполнения контракта, требований к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика усматривается нарушение пункта 8 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

11. Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.

Как было отмечено ранее, в силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В разделе  «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» извещения № 0352100020616000001 указано: «Срок исполнения контракта: год 2016 месяц декабрь. Срок исполнения отдельных этапов контракта: нет. Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): согласно контракта».

 В разделе 8 «Сроки и место оказания услуг» документации об электронном аукционе указано: «Согласно Приложения № 1 к документации».

Согласно приложению № 1 к документации об электронном аукционе срок оказания услуг: «Согласно Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе (ст. 25)» и Положения о воинском учете».

Следует обратить внимание, что исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, объектом закупки является оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года.

Вместе с тем в пункте 11.2 проекта контракта указано: «Услуги должны быть оказаны с момента подписания настоящего Контракта до 31 декабря 2015 года».

При этом следует отметить, что в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Таким образом, в проекте контракта установлен неверный срок оказания услуг (до 31 декабря 2015 года), отличный от срока, указанного в извещении о проведении электронного аукциона (декабрь 2016 года), что нарушает пункт 2 статьи 42, часть 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

При указанных обстоятельствах, фактически контракт должен быть заключен на невыполнимых условиях в части срока оказания услуг. 

12. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063).

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 13501644 руб.

Вместе с тем, в нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и в пункте 8.3 проекта контракта предусмотрен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, в размере 2,5 % цены контракта, в то время как должен быть предусмотрен штраф в размере 2%, а также в пункте 8.5 проекта контракта размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, в размере 10 % цены контракта, в то время как должен быть предусмотрен штраф в размере 5%. Учитывая, что в результате торгов цена могла быть снижена до 3 млн.руб. и менее заказчику следовало предусмотреть возможность указания конкретного процента на этапе заключения контракта в зависимости о цены, предложенной победителем.

В соответствии с  частью 1 статьи 107 Федерального закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ  размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Омским УФАС России в адрес заказчика были направлены запросы (исх. № 03-1843 от 25.03.2016, исх. № 03-2337 от 13.04.2016, исх. № 03-2820 от 04.05.2016, исх. № 03-4602 от 08.07.2016), согласно которым Учреждению надлежало представить сведения о должностном лице ФКУ «Военный комиссариат Омской области» (в понятии примечания к статье 2.4 КоАП РФ), разместившем на официальном сайте документацию об аукционе № 0352100020616000001 (с приложением подтверждающих документов).

На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1843 от 25.03.2016) заказчиком представлена информация (вх. № 2268 от 01.04.2016) на должностное лицо ФКУ «Военный комиссариат Омской области» <…>.

Вместе с тем, проанализировав представленные заказчиком документы, Омское УФАС России установило, что полученные документы не свидетельствуют о том, что должностным лицом заказчика, по вине которого было допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ является  <…>

В связи с указанными обстоятельствами, Омским УФАС России в адрес заказчика был повторно направлен запрос (исх. № 03-2337 от 13.04.2016), согласно которому ФКУ «Военный комиссариат Омской области» надлежало представить информацию о том, кем именно из должностных лиц заказчика (в понятии примечания к статье 2.4 КоАП РФ) была размещена на официальном сайте документация об аукционе № 0352100020616000001 (с приложением подтверждающих документов).

ФКУ «Военный комиссариат Омской области» в адрес Омского УФАС России представлена информация (вх. № 2833 от 19.04.2016) том, что лицом, являющимся субъектом административной ответственности за правонарушение предусмотренное частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ является  <…>. 

Проанализировав представленные заказчиком документы, Омское УФАС России пришло к выводу о том, что полученные документы не свидетельствуют о том, что должностным лицом заказчика, по вине которого было допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ является <…>.

В целях установления надлежащего субъекта административной ответственности, Омским УФАС России в адрес заказчика был повторно направлен запрос о представлении информации (исх. № 03-2820 от 04.05.2016).

На указанный запрос ФКУ «Военный комиссариат Омской области» (вх. № 3445 от 12.05.2016) представлена информация следующего содержания:

«1. Сведения о работниках юридического отделения (выписки из приказа военного комиссара Омской области).

2. Поскольку на момент размещения документации об электронном аукционе на оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года для Государственных нужд Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» (извещение № 0352100020616000001) в юридическом отделении отсутствовала техническая возможность размещения указанной документации, то размещением занимался  <…>, что подтверждается ЭЦП.

3. Представить надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие полномочия должностного лица Заказчика по размещению на официальном сайте документации об электронном аукционе не представляется возможным, в связи с тем, что в письменной форме указанные обязанности за конкретным должностным лицом юридического отделения не закреплялись.

4. Так как в настоящее время должностное лицо по вине, которого произошли нарушения, указанные в решении по делу № 03-10.1/50-2016 не установлено, представить документы, подтверждающие его служебные полномочия не представляется возможным».

Учитывая, что заказчиком не была представлена информация о конкретном должностном лице ФКУ «Военный комиссариат Омской области» (в понятии примечания к статье 2.4 КоАП РФ), разместившем на официальном сайте документацию об аукционе № 0352100020616000001, не представлены документы, подтверждающие полномочия указанного должностного лица по размещению на официальном сайте документации об аукционе № 0352100020616000001, Омское УФАС России направило уведомление о составлении 07.07.2016 протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении <…>, поскольку на момент совершения административного правонарушения он выполнял в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

До составления протокола об административном правонарушении <…> даны пояснения о том, что он не является должностным лицом заказчика, которое будет нести ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, поскольку в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» имеются должностные лица, которые непосредственно осуществляют полномочия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и по размещению на официальном сайте информации о закупках.

В связи с указанным, 07.07.2016 в адрес Омского УФАС России поступило письменное ходатайство <...> о перенесении даты и времени составления протокола об административном правонарушения с необходимостью представления дополнительных документов, подтверждающих полномочия должностного лица заказчика, по вине которого совершено административное правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В целях выяснения сведений о должностном лице заказчика, разместившем в единой информационной системе в сфере закупок документацию об электронном аукционе, Омским УФАС России в адрес заказчика дополнительно был направлен запрос (исх. № 03-4602 от 08.07.2016).

На указанный запрос заказчиком представлена информация о том, что документация об электронном аукционе на оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года для Государственных нужд ФКУ «Военный комиссариат Омской области» (извещение № 0352100020616000001) была размещена  <…>

Вместе с тем ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не представлено документальных доказательств, подтверждающих полномочия <…> по размещению в единой информационной системе в сфере закупок документации об электронном аукционе.

С учетом того, что ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не представлены локальные организационно-распорядительные акты, которые свидетельствовали бы о том, что  <…>  наделена полномочиями по размещению в единой информационной системе в сфере закупок документации об электронном аукционе, в том числе документации об электронном аукционе на оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года для Государственных нужд ФКУ «Военный комиссариат Омской области» (извещение № 0352100020616000001) и с данными полномочиями указанное должностное лицо заказчика ознакомлено, а также учитывая то обстоятельство, что ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не представлены иные документы, подтверждающие выполнение обязанностей по размещению информации в единой информационной системе в сфере закупок иными должностными лицами,  указанное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, было допущено <…> , поскольку на момент совершения административного правонарушения именно он выполнял в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Таким образом, на момент совершения административного правонарушения <…>, в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, являясь должностным лицом ФКУ «Военный комиссариат Омской области», при размещении ФКУ «Военный комиссариат Омской области» с нарушением требований пункта 4 статьи 3, частей 2, 5, 7 и 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пунктов 2 и 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информации и документации электронного аукциона на оказание автотранспортных услуг в период проведения призывных кампаний 2016 года для государственных нужд ФКУ «Военный комиссариат Омской области» (извещение № 0352100020616000001), совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика, а именно: Омская область, г. Омск, ул. Партизанская, д. 14.

Временем совершения административного правонарушения является дата размещения информации на официальном сайте – 24.02.2016.

Вина  <…> (на момент совершения административного правонарушения) в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/156-2016/7.30.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 03-10.2/156-2016/7.30, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность  <…> (на момент совершения административного правонарушения) (статьи 4.2 и 4.3 КоАП РФ) при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Федеральным законом о контрактной системе требований, а также обстоятельства, вынуждающие  <…> действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 7.30, 23.66, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Минюсте России 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать  <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен <…> не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны