Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

г.Омск                                                                                                                                                               Дело №

02 августа 2018 г.                                                                                                                03-10.2/167-2018/7.30

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол от 20.07.2018 и другие материалы дела об административном правонарушении № 03-10.2/167-2018/7.30, возбужденного по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении <…>,

в отсутствии <…>, заявившей ходатайство (вх. № 6799э от 02.08.2018) о рассмотрении дела в ее отсутствие,

У С Т А Н О В И Л А:

 

Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия Омского УФАС России) 05.02.2018 была рассмотрена жалоба ограниченной ответственностью «Первая Электронная Компания» (далее – ООО «ПЭК»), а также 18.04.2018 жалоба общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Мебетек» (далее – ООО «ГК «Мебетек») на действия заказчика при осуществлении закупок в форме электронных аукционов: на оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (извещение № 0352100011518000012), на поставку мебели (извещение № 0352100011518000026) (далее – электронные аукционы), при этом проведена внеплановая проверка закупок, по результатам которых установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный, сайт ЕИС) должностным лицом заказчика размещена информация и документы с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

Комиссией Омского УФАС России было принято решение о передаче материалов жалобы должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

20.07.2018 должностным лицом Омского УФАС России составлен протокол по делу об административном правонарушении № 03-10.2/167-2018/7.30 в отношении <>.

При рассмотрении материалов дела, а также информации и документов, размещенных на официальном сайте, должностное лицо Омского УФАС России установило, что данная информация и документы размещены заказчиком с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, учитывая следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе  определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать требования к услуге, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к оказываемой услуге.

Требования к оказываемой услуге были установлены заказчиком в приложении № 1 «Техническое задание на оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств» к документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание).

Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что объектом закупки (извещение № 0352100011518000012) является оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено что, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Следовательно, возможность привлечения соисполнителя при оказании услуг должна быть прямо закреплена в контракте.

Однако в пункте 1.1 проекта контракта указано следующее: «Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом (Договором) срок оказать услуги по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (далее именуются — услуги), в том числе их отдельных агрегатов, узлов и механизмов автомобилей, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями контракта.

Услуги по настоящему контракту оказываются Исполнителем, его иждивением – из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, в соответствии с техническим заданием (Приложение № 2 к настоящему контракту)».

Таким образом, весь объем услуг, указанный в Техническом задании, должен быть выполнен исполнителем лично без права привлечения к оказанию услуг соисполнителей, следовательно, именно исполнитель по контракту обязан:

  - обеспечить предоставление подменного автомобиля аналогичного класса в случае нахождения автомобиля Заказчика в ремонте более одних суток;

- обеспечить круглосуточную эвакуацию автомобилей в СТОА с места ДТП
(поломки) эвакуатором за счет средств Исполнителя в Омске и Омской области:

- после выполнения работ обеспечить доставку автомобилей Заказчика с помощью эвакуатора  либо другого оборудования за счет Исполнителя на территорию Заказчика;

- обеспечить силами и средствами Исполнителя доставку представителя Заказчика из СТОА по адресу расположения Заказчика,

  для чего должен иметь на праве собственности или ином законном основании автопарк, состоящий из автомобилей разного класса, а также эвакуатор.

При таких обстоятельствах Должностное лицо Омского УФАС России считает, что при отсутствии в контракте права исполнителя привлекать к оказанию услуг, являющихся предметом контракта (извещение № 0352100011518000012), соисполнителей заказчик существенно ограничивает круг участников закупки, поскольку установление подобных требований  подразумевает наличие у непосредственно у исполнителя дополнительных основных средств, не связанных с основным видом его деятельности.

Также Должностное лицо Омского УФАС России считает необоснованным требование о том, что исполнитель должен обеспечить по согласованию с заказчиком ремонт служебного автомобильного транспорта на территории заказчика, поскольку данное требование противоречит пункту 1.5 проекта контракта, согласно которому местом оказания услуг является территория исполнителя.

Помимо указанного, Должностное лицо Омского УФАС России считает необходимым отметить, что пунктом 2.7 проекта контракта установлено: «Исполнитель обеспечивает за свой счет утилизацию отходов от ремонта и технического обслуживания автотранспорта Заказчика».

При этом в пунктах 11, 12, 13 и 14 приложения № 1 «Сведения о запасных частях, необходимых для ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств» к Техническому заданию указано следующее:

 

11

АКБ-100-номинальное  напряжение 12v, номинальная ёмкость-100 А/ч. 6СТ-100

шт.

12

АКБ-90-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость 90 А/ч. 6СТ-90

шт.

13

АКБ-72-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость 72 А/ч. 6СТ-72

шт.

14

АКБ-55-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость 55 А/ч. 6СТ-55

шт.

 

Кроме того, разделом 2 «Требования к техническим характеристикам работ» Технического задания определено, что техническое обслуживание и ремонт должны включать в себя, в том числе выполнение работ по шиномонтажу и балансировке колес.

            Таким образом, при оказании услуг могут образоваться отходы в виде аккумуляторных батарей и шин, которые, исходя из условий контракта, должны быть утилизированы непосредственно исполнителем.

Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления).

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона  об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом  Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее – Порядок) определено, что Порядок устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росприроднадзора).

Пунктом 3 Порядка установлено, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный N 22313);

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно сведениям  БДО аккумуляторные батареи источников бесперебойного питания свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства, с электролитом или без него относятся ко второму классу опасности, в свою очередь  шины пневматические автомобильные отработанные к четвертому классу опасности.

Таким образом, у юридического лица или индивидуального предпринимателя для осуществления утилизации автошин и аккумуляторных батарей должна быть соответствующая лицензия.

При таких обстоятельствах Должностное лицо Омского УФАС России считает, что  при отсутствии в проекте контракта права исполнителя привлекать к оказанию услуг соисполнителей, предусмотренное пунктом 2.7 проекта контракта условие ограничивает количество участников закупки.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что заказчик мог предусмотреть в проекте контракта условие о привлечении соисполнителей, учитывая нижеизложенное.

Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, при осуществлении закупки (извещение № 0352100011518000012) заказчиком был использован типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом Минпромторга России от 20.02.2016 № 467.

 

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  определено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Минпромторга России от 20.02.2016 № 467, зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2016 № 41954,  был утвержден, в том числе типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что в подпункте «а» пункта 3.1  типового контракта  на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Минпромторга России от 20.02.2016 № 467, предусмотрено следующее условие:

«привлекать к выполнению настоящего Контракта (Договора) соисполнителей (перечень соисполнителей указан в ТЗ).

В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. Исполнитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в рамках оказания соответствующих услуг в соответствии с гражданским законодательством.

Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего Контракта (Договора); <20>».

 При этом согласно ссылке <20> данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такого права Заказчиком.

Учитывая указанное, Должностное лицо Омского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

 

2. В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 (далее - Порядок) типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - ответственные органы), осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.

Пунктом 4 Порядка определено, что подготовка нормативных правовых актов, утверждающих типовые контракты, типовые условия контрактов, осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с пунктом 6 Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 7 Порядка установлено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:

а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;

б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

При этом следует отметить, что Порядок не предусматривает возможность изменения или дополнения условий типового контракта, кроме случаев прямо предусмотренных типовым контрактом.

Более того, типовые контракты утверждаются нормативно-правовыми актами, которые согласно  постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, какие либо изменения или дополнения могут быть внесены в типовой контракт только иным нормативным правовым актом.

Из указанного следует, что по общему правилу при использовании типового контракта заказчик не вправе изменять или каким-либо образом дополнять типовой контракт по своему усмотрению.

Вместе с тем при изучении проекта контракта, размещенного заказчиком на официальном сайте ЕИС, Комиссией установлено, что раздел I «Предмет контракта» был дополнен заказчиком пунктами 1.2, 1.3 и 1.4, раздел II «Условия оказания услуг» дополнен пунктами 2.3-2.7, а раздел «Порядок сдачи и приемки оказанных услуг» изложен в произвольной редакции и трактовке заказчика.

При таких обстоятельствах Должностное лицо Омского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение части 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктами 2 и 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требование к содержанию первой части заявки было установлено в разделе II «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе.

Должностным лицом Омского УФАС России установлено, что участнику закупки при направлении первых частей заявок необходимо выразить свое согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией, а также указать конкретные показатели товара, который будет использован при оказании услуг.

 

 

Вместе с тем из раздела II «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе невозможно однозначно сделать вывод о том, какую информацию должна содержать первая часть заявки: достаточно было выразить только согласие на оказание услуг или же необходимо было выразить согласие и указать конкретные показатели товара, который будет использован при оказании услуг.

Данное обстоятельство, по мнению должностного лица Омского УФАС России, привело к тому, что четырем из пяти участников было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с непредставлением конкретных показателей товара, который будет использован при оказании услуг.

При таких обстоятельствах в действиях заказчика содержится нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

4. Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что в силу части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В силу пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе  в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе  условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В извещении № 0352100011518000026  в графе «Ограничения и запреты» было установлено следующее: «1 Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также в разделе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» документации об электронном аукционе было указано:

«1) Установлены (код 31.01.12 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Мебель деревянная для офисов» постановления Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")

2) Установлены (код 31.01. ОК 034-2014 (КПЕС 2008)  «Мебель для офисов и предприятий торговли» ïриложения к приказу Минэкономразвития России от "25" марта 2014 г. N 155" Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")».

Таким образом, в соответствии с частью  3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе  в документации об аукционе был установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1072) в связи с тем, что объектом закупки (извещение № 0352100011518000026) является поставка мебели.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе  определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В подпункте «а» пункта 2.3 раздела II «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе указано следующее:

«Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

 5) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов  (пункт 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")».

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе  аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе  определено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В силу части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

При изучении заявок всех участников закупки, представленных оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» должностное лицо Омского УФАС России установило, что в заявках участников электронного аукциона, за исключением заявки ООО «ГК «Мебетек», отсутствовали какие-либо из документов, подтверждающих производство товаров, предусмотренных пунктом 2 Постановления № 1072:

«копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения».

Следует отметить, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в требованиях к содержанию второй части заявки документации об аукционе не был установлен перечень документов, указанных в пункте 2 Постановления № 1072, которые следовало предоставить  участникам электронного аукциона во второй части заявки, а также отсутствовала инструкция по заполнению второй части заявки.

Учитывая, что в силу части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе  аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе, а также то, что участниками закупки не были представлены документы, подтверждающие производство товаров, установленные пунктом 2 Постановления 1072, а также подпунктом а пункта 2.3 раздела II «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе, у единой комиссии заказчика органа отсутствовали правовые основания для признания заявок участников электронного аукциона соответствующими требованиям, установленным документацией, в связи с чем Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной.

Кроме того, должностное лицо Омского УФАС России считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 5 Постановления № 1072 дополнительным требованием к участникам закупки товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в позициях 4 - 6 и 12 - 28 приложения к настоящему постановлению, является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, указанных в позициях 1 и 2 приложения к настоящему постановлению, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза.

Такое дополнительное требование к товарам и полуфабрикатам, используемым при производстве закупаемой мебели не было установлено в документации об аукционе, в том числе при описании объекта закупки.

Также должностное лицо Омского УФАС России считает, что заказчиком были неправомерно установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в пункте 2 раздела «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» документации об электронном аукционе в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ 155), поскольку в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1072, имеющим большую юридическую силу, в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен с 1 декабря 2017 года до 1 декабря 2019 года полный запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.

 

В соответствии с частью 1 статьи 107 Федерального закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ  размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-4002э от 11.05.2018) заказчиком представлена информация (вх. № 4378 от 17.05.2018) из содержания которой следует, что документации об электронных аукционах были размещены на официальном сайте ЕИС с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок <…>.

Приказом <…> была назначена на должность <…>.

В соответствии с Приказом <…> утвержден состав контрактной службы по осуществлению закупок ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России, а также утвержден регламент распределения обязанностей между работниками контрактной службы ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России (Приложение № 1 к Приказу <…>, в состав контрактной службы ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России входит, в том числе <…>.

Согласно пункту 5.2 Приложения <…> к Приказу <…>, в <…>, в частности, входит подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупки, документаций о закупках, проектов контрактов.

Таким образом, <>, в силу примечания статьи 2.4 КоАП РФ, несет ответственность по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ как должностное лицо.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика: 644070, Омская область, г. Омск, 10 лет Октября угол 2 Линия ул., д. 74/57.

Временем совершения административного правонарушения является дата размещения документаций об электронных аукционах, а именно: 22.01.2018, 19.03.2018

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 03-10.2/167-2018/7.30, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность <…> (статьи 4.2 КоАП РФ), является совершение административного правонарушения впервые.

            Обстоятельств, отягчающих административную ответственность при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено. 

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Федеральным законом о контрактной системе требований, а также обстоятельства, вынуждающие действовать <…> в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 7.30, 23.66, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Минюсте России 24.08.2015 № 38653,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать <…> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен <…> не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Сумма административного штрафа  вносится  или  перечисляется  лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации

ИНН 5503023028 КПП 550401001

Получатель: Управление Федерального казначейства по Омской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области)

БИК 045209001

Счет № 40101810100000010000 

Код бюджетной классификации 161 1 16 33010 01 6000 140  «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг государственных и муниципальных нужд для нужд Российской Федерации»

            Код ОКТМО 52 701 000

Назначение платежа: Административный штраф по делу № 03-10.2/167-2018/7.30.

 

ВНИМАНИЕ! В случае оплаты административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номерах идентификатора начисления и идентификатора плательщика, указанных в верхней части прилагаемых к настоящему постановлению бланков извещения и квитанции.

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по

информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по  делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

 

 

Заместитель руководителя управления

<>

 

 

 

Разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьями 24.2, 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ:

 

Статья 51 Конституции Российской Федерации

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

 

Статья 24.2. КоАП РФ

Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

 

Статья 24.4 КоАП РФ

Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

 

Статья 25.1 КоАП РФ

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

 

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо

 

Статья 25.5. КоАП РФ

Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны