Решение №03-13.1/27-2016 Решение и предписание от 04.05.2016 № 03-13.1/27-2016 по ре... от 6 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-13.1/27-2016

по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности в сфере закупок

товаров, работ, услуг Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

 

04 мая 2016 г.

г. Омск

 

На основании приказа Омского УФАС России от 29.04.2016 № 70, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…> – и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии

проведена внеплановая камеральная проверка на основании поступившего (вх. № 3073 от 26.04.2016) обращения Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заказчик, ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации), в котором содержится информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «на право заключить государственный контракт на оказание инвалидам услуг по слухопротезированию, включая приём у врача сурдолога-оториноларинголога, настройку и выдачу слухового аппарата, и изготовление индивидуального ушного вкладыша» (извещение № 0252100000116000133).

 

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:

1. 31.03.2016 в 22:08 час. (по омскому времени) на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0252100000116000133 и документация об электронном аукционе «на право заключить государственный контракт на оказание инвалидам услуг по слухопротезированию, включая приём у врача сурдолога-оториноларинголога, настройку и выдачу слухового аппарата, и изготовление индивидуального ушного вкладыша» (далее также – электронный аукцион) с начальной (максимальной) ценой контракта 1436400,00 руб.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системы документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией установлено, что объектом закупки является оказание инвалидам услуг по слухопротезированию, включая приём у врача сурдолога-оториноларинголога, настройку и выдачу слухового аппарата, изготовление индивидуального ушного вкладыша.

Требования к услугам, установлены заказчиком в разделе II «Заказ на оказание услуг» документации об электронном аукционе (далее – Заказ на оказание услуг).

Комиссией было установлено, что наряду с требованиями к оказываемым услугам, заказчиком также были установлены требования к товару – слуховым аппаратам, который должны поставляться в рамках исполнения контракта.

Комиссией установлено, что исходя из Заказа на оказание услуг, услуги по индивидуальному слухопротезированию включают:

- приём врача сурдолога-оториноларинголога;

- принятие врачом сурдологом-оториноларингологом решения о возможности слухопротезирования или наличия противопоказаний к слухопротезированию на момент обращения получателя;

- индивидуальные настройка и выдача рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида слухового аппарата;

- отоскопия уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления и выдачи индивидуального ушного вкладыша;

- изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления;

- обучение правилам пользования слуховым аппаратом с ушным вкладышем и выдача слухового аппарата и ушного вкладыша получателю;

- замена неисправного и/или бракованного слухового аппарата в период оказания услуги и в период гарантийного срока на слуховой аппарат, выданного взамен бракованного слухового аппарата, а также его настройка.

Из описания объекта закупки не следует, что для оказания медицинской услуги по слухопротезированию будет использоваться товар, сама по себе медицинская услуга не имеет овеществленного результата. В данном случае осуществляется комплексная закупка: непосредственно услуги по слухопротезированию и поставка товара, а не закупка услуги, для оказания которой используется товар, в данном случае товар, который в конечном итоге должен передаваться получателю (физическому лицу-инвалиду), используется (настраивается и пр.) при оказании медицинской услуги.

Комиссия отмечает, что согласно пункту 46 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон о лицензировании), лицензированию подлежит медицинская деятельность.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология - оториноларингология», утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н, медицинская помощь по профилю «сурдология - оториноларингология» включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг») настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.

Таким образом, указанные услуги могут оказываться только организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.

При этом Федеральный закон о лицензировании не содержит положений о лицензировании деятельности по торговле медицинскими изделиями, к которым относятся слуховые аппараты.

Учитывая, что торговля медицинскими изделиями осуществляется без наличия разрешительных документов, в то время как оказание медицинских услуг требует наличия соответствующей лицензии, то объединение в один лот лицензируемой и нелицензируемой деятельности приводит к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции, поскольку в данном случае участниками закупки могут являться только лица, имеющие соответствующую медицинскую лицензию.

При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Указанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа № А40-85516/2015 от 21.01.2016.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Члены Комиссии:

<…>

<…>

<…>

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-13.1/27-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

04 мая 2016 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…> – и.о. заместителя руководителя управления, заместителя  Председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

<…>  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев обращение Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заказчик, ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «на право заключить государственный контракт на оказание инвалидам услуг по слухопротезированию, включая приём у врача сурдолога-оториноларинголога, настройку и выдачу слухового аппарата, и изготовление индивидуального ушного вкладыша» (извещение № 0252100000116000133) (вх. № 3073 от 26.04.2016) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой камеральной проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 04.05.2016 № 03-13.1/27-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  и его аукционной комиссии в срок до 12.05.2016 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион (извещение №0252100000116000133).

 

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить Государственному учреждению – Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Государственному учреждению – Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 13.05.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель Председателя Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны