Решение б/н Решение № 03-13.1/34-2017 по результатам внеплановой камерал... от 5 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-13.1/34-2017

по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности

в сфере закупок товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного профессионального учреждения «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»

 

31 мая 2017 г.

г. Омск

 

На основании приказа Омского УФАС России от 29.05.2017 № 114, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…> – <…>;

<…> – <…>;

<…> – <…>,

в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного профессионального учреждения «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (далее – заказчик), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,

проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения Федеральным государственным бюджетным профессиональным учреждением «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (далее – Омское СУВУ, заказчик) требований Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе)  при осуществлении закупки  способом электронного аукциона на покупку хозяйственных товаров (извещение № 0352100006717000015).

Проверка проведена на основании обращения заказчика (вх. №  4083  от 24.05.2017), в котором указано:

«15 мая 2017 года опубликовано извещение на участие в электронном аукционе на покупку хозяйственных товаров, 19 мая 2017 года поступил запрос на разъяснение, в котором потенциальный Поставщик указал на несколько ошибок в техническом задании. Ответ на данный запрос был дан 22 мая 2017 года, Заказчик с ошибками полностью согласен.

Согласно п. 6 ст. 65 44-ФЗ разрешает внести изменение в аукционную документацию «не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе». А срок подачи заявок заканчивался 23 мая 2017 года, внесение изменений было невозможно».

 

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:

1. 15.05.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 414025,42 рубля.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 24.05.2017 на участие в закупке поступило три заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.05.2017 в процедуре электронного аукциона приняло участие 3 участника; наименьшее ценовое предложение в размере 212439,02 руб. сделал участник с порядковым номером заявки 2.

Исходя из протокола подведения итогов электронного аукциона от 29.05.2017, заявки всех участников признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе; победителем признан участник с порядковым номером 2.

 

1.2. В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В пункте 6.5 проекта контракта указано: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере определенном в порядке, установленном пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Исполнителем».

При этом в пунктах 6-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила) указано следующее:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

 

П = (Ц - В) x С,

где:

Ц - цена контракта;

 

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

 

 

7. Размер ставки определяется по формуле:

 

,

где:

 - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

 

,

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени».

Необходимо отметить, что из буквального толкования положений статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Правил следует вывод об обязательном указании в проекте контракта фиксированных сумм неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядка их определения.

При таких обстоятельствах проект контракта, который не содержит порядка определения пени, противоречит части 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того, следует отметить, что положения статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размеров пени в фиксированной сумме и порядка его определения, являются императивными нормами.

Таким образом, отсутствие в проекте контракта формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению в проекте контракта размеров неустойки, что, исходя из существующей арбитражной практики, может повлечь для заказчика негативные последствия в виде невозможности взыскания неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком. 

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение частей 1 и 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

 

2. На основании части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

При этом в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

 По смыслу указанной нормы Федерального закона о контрактной системе срок оплаты постановленного товара исчисляется в календарных днях.

В разделе 5.8.1. «Форма, сроки и порядок оплаты товара» документации об электронном аукционе указано: «Оплата поставленного товара производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 30 календарных дней с момента подписания Сторонами товарной накладной при приемке каждой партии товара на основании выставленного Поставщиком счета-фактуры счета)».

Вместе с тем в пункте 3.3 «Цена договора и порядок расчетов» проекта контракта предусмотрено: «Оплата товара производится Заказчиком в рублях по согласованным сторонами ценам, зафиксированным в спецификации, путем безналичного расчета не позднее 31 декабря 2017 года после фактической поставки товара по данному договору, что подтверждается подписанными сторонами приемно-сдаточным актом (товарно-транспортной накладной) счетом или счетом фактурой, в течение 30 банковских дней (при условии своевременного поступления бюджетных средств».

Комиссия считает, что условие о сроке оплаты заказчиком товара в течение 30 банковских дней не соответствует требованиям части 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, предусматривающей условие о сроке оплаты товара в течение 30 календарных дней, учитывая, что банковские дни не включают в себя выходные и праздничные дни.

 

3. В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Данные требования установлены Заказчиком в разделе II «Техническое задание на покупку хозяйственных товаров» документации об аукционе (далее – Техническое задание), в  позиции № 22  «Перчатки резиновые» которого указано следующее:

 

п./п

Наименование

Характеристика товара

Единица измерения

Кол-во

22

Перчатки резиновые

Перчатки хозяйственные резиновые с хлопковым напылением изнутри, в индивидуальной упаковке. Рельефный узор поверхности обеспечивает надежную фиксацию предметов. Применяются для защиты рук от воды, грязи, моющего средства. Размер S-80 пар Размер М – 200 пар

Пар

140

 

Таким образом, из указанного невозможно определить количество поставляемого товара, что нарушает требования пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.

 

4. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В позиции № 7 Технического задания установлено следующее:

 

п/п

Наименование

Характеристики товара

Единица измерения

Кол-во

7

Моющее средство для пола

Средство для мытья полов, стен, каменных, металлических и окрашенных поверхностей. Применяется при разведении водой в концентрации 1-5%. Примерный состав: АПАВ, гипохлорит натрия, щелочь, деионизированная вода. Допускается выпадение незначительного соадка при длительном хранении или замораживании, не влияющее на качество средства. ТУ 2380-008-18274330-07 ГОСТ  5 1696-2000. Фасовка не менее 950 гр. и не более 1 л.

бутылка

150

 

Подпунктом 4.1 пункта 4 «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-2016», введенный Приказом Росстандарта РФ от 30.08.2016 N 978-ст (далее - ГОСТ 2.114-2016), установлено, что технические условия (ТУ) являются конструкторским документом, который разрабатывается по решению разработчика или по требованию заказчика продукции.

В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 ГОСТ 2.114-2016, ТУ разрабатывают на одно конкретное изделие. Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.

Комиссия установила, что ТУ-2380-008-18274330-07, ссылка на которые содержится в документации об электронном аукционе, разработаны ЗАО «Чистюля».

В данном случае документация об электронном аукционе содержит требование к товару со ссылкой на конкретное ТУ, что фактически указывает на товар определенного производителя и не соответствует положениям части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного профессионального учреждения «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа  нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 7 и 13.1 статьи 34, пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

  1. Выдать Федеральному государственному бюджетному профессиональному учреждению «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа», оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<…>                                                                                                              

<…>

<…>:

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-13.1/34-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

31 мая 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…><…>;

<…> - <…>;

<…><…>,

по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения Федеральным государственным бюджетным профессиональным учреждением «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе при осуществлении закупки  способом электронного аукциона на покупку хозяйственных товаров (извещение № 0352100006717000015),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Федерального государственного бюджетного профессионального учреждения «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 7 и 13.1 статьи 34, пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 31.05.2017 № 03-13.1/34-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. Федеральному государственному бюджетному профессиональному учреждению «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» в срок до 15.06.2017:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона (извещение № 0352100006717000015);

- вернуть заявки на участие в электронном аукционе всех участников закупки (извещение № 0352100006717000015);

- внести изменения в документацию об аукционе и проект контракта с учетом нарушений, указанных в Решении от 31.05.2017 № 03-13.1/34-2017;

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней (часть 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе).

 

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ»:

- обеспечить Федеральному государственному бюджетному профессиональному учреждению «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»  возможность выполнения действия, указанных в пункте 1 настоящего предписания;

- отменить протокол проведения электронного аукциона (извещение № 0352100006717000015).

 

3. Федеральному государственному бюджетному профессиональному учреждению «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа», оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 16.06.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

4. Федеральному государственному бюджетному профессиональному учреждению «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа», оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 31.05.2017 № 03-13.1/34-2017.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                                                                                                

 

<…>

 

<…>

 

<…>:

 

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны