Предупреждение №055/01/15-490/2024 Предупреждение № 055/01/15-490/2024 от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  055/01/15-490/2024

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

   20.05.2024                                                                                                                                 г. Омск

                                                                   

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) поступило заявление АО «ЭР-Телеком Холдинг» (далее также Заявитель, Общество) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в акте Администрации г. Омска, устанавливающий тариф на услугу «содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, предоставляемых для размещения волоконно-оптических (ВОЛС), иных линий связи и электроснабжения, прочего оборудования и приспособлений (в месяц)» (далее – Услуга), оказываемую муниципальным предприятием города Омска «Электрический транспорт» (далее – МП г. Омска «ЭТ», Предприятие).

Так, Общество в заявлении указывает, что является оператором связи, оказывающим услуги электросвязи на территории г. Омска на основании соответствующих лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Из представленных Заявителем документов установлено, что 28.02.2012 между АО «ЭР-Телеком Холдинг» и МП г. Омска «ЭТ» заключен договор возмездного оказания услуг № 02-12/23, предметом которого является оказание Предприятием возмездных услуг по размещению на опорах контактной сети оптического кабеля Общества.

22.12.2020 между теми же сторонами заключено дополнительное соглашение № 10-20/71 к договору возмездного оказания услуг № 02-12/23 от 28.02.2012, согласно которому приложение № 2.1 введено в действие в новой редакции. Так, стоимость услуг Предприятия, предоставляемых Обществу, с 11.06.2020 стала составлять 545 руб. (768 опор) (приложение № 2.1 к договору № 02-12/23 от 28.02.2012).

            При этом АО «ЭР-Телеком Холдинг» в заявлении сообщает, что договор № 02-12/23 от 28.02.2012 был подписан в предложенной Предприятием редакции, в связи с необходимостью исполнения условий осуществления деятельности в соответствии лицензиями, выданными Заявителю на оказание услуг связи, и отсутствием альтернативных способов размещения сетей связи в границах расположения принадлежащих МП г. Омска «ЭТ» опор контактной сети на территории г. Омска.

Заявитель, обжалуя действия Администрации г. Омска, указывает, что тариф на Услугу Предприятия, установленный в постановлении Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п (с учетом изменений), является экономически необоснованным, приводит к препятствованию осуществления деятельности Обществом, усматривает в данных действиях Администрации г. Омска признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), просит принять меры антимонопольного реагирования.

            Омское УФАС России, рассмотрев доводы Заявителя, а также документы, представленные департаментом транспорта Администрации города Омска (далее также Департамент) и Предприятием, установило следующие обстоятельства.

            В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

            Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 22 Устава города Омска, утв. решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, в полномочия Администрации г. Омска входит установление в порядке, определенном решением Омского городского Совета, тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также на работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Решением Омского городского Совета от 22.10.2014 № 276 определен Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и на работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями (далее – Порядок).

   В пункте 1 статьи 2 Порядка закреплены основными принципы установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями:

1) обеспечение баланса экономических и социальных интересов потребителей услуг (работ) и муниципальных организаций, предоставляющих услуги (выполняющих работы), создание экономических условий для стабильной работы муниципальных организаций;

2) соблюдение критериев доступности для потребителей предоставляемых услуг (выполняемых работ), в том числе:

- доступность приобретения и оплаты потребителями предоставляемых услуг (выполняемых работ);

- возможность выбора потребителями муниципальной организации по соответствию цены и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ);

- открытость информации о тарифах на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, и порядке их установления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Порядка основным методом установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, является, в том числе метод экономической обоснованности расходов.

Уровень тарифа на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов с учетом их спроса.

В целях определения уровня тарифа на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, структурным подразделением Администрации города Омска, уполномоченным осуществлять права собственника имущества муниципального предприятия, функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, разрабатывается соответствующая методика (пункт 3 статьи 2 Порядка).

Пересмотр тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, осуществляется не чаще 1 раза в год (пункт 7 статьи 2 Порядка).

Тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, устанавливаются правовым актом Администрации города Омска (пункт 1 статьи 3 Порядка).

Для принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, муниципальная организация направляет в структурное подразделение Администрации города Омска, уполномоченное осуществлять права собственника имущества муниципального предприятия, функции и полномочия учредителя муниципального учреждения (далее - отраслевое структурное подразделение), обращение об установлении или изменении тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, пояснительную записку, обосновывающую необходимость их установления (изменения) (в данном документе проводится краткий анализ деятельности муниципальной организации за предшествующий период, предполагаемые изменения и их причины), предложения об уровне тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, определенном в соответствии с методикой (пункт 3 статьи 3 Порядка).

Далее из положений пунктов 4, 5 Порядка следует, что в полномочия отраслевого структурного подразделения входит рассмотрение представленных муниципальной организацией документов, при их несоответствии возвращение их на доработку в муниципальную организацию, при отсутствии замечаний по представленным документам -

подготовка заключения о целесообразности установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, направление данного заключения и всех документов в структурное подразделение Администрации города Омска, уполномоченное обеспечивать формирование и реализацию муниципальной политики города Омска в сфере регулирования тарифов (далее - уполномоченное структурное подразделение), для согласования.

В свою очередь, уполномоченное структурное подразделение рассматривает представленные документы, при отсутствии замечаний по представленным документам согласовывает тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями, при наличии замечаний - возвращает их в отраслевое структурное подразделение для устранения замечаний (пункт 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 7 Порядка с момента получения положительного согласования тарифов уполномоченного структурного подразделения отраслевое структурное подразделение осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Омска об установлении тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными организациями.

Приказом департамента транспорта Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 65п утверждена Методика определения уровня тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и учреждениями пассажирского транспорта г. Омска (далее – Методика).

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Устава МП г. Омска «ЭТ» Предприятие является коммерческой организацией, учредителем Предприятия является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента транспорта Администрации г. Омска.

Целями деятельности Предприятия являются: обеспечение транспортного обслуживания населения города Омска; оптимальное удовлетворение потребности населения города Омска в пассажирских перевозках; получение прибыли при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг (пункт 2.1 Устава Предприятия).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Предприятия является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

Кроме основной деятельности предприятие на основании постановления Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п «Об установлении тарифов на услуги муниципального предприятия города Омска «Электрический транспорт» оказывает платные услуги по тарифам, подлежащим регулированию.

Часть доходов Предприятия от платных услуг составляет плата за содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, представляемых для размещения волоконно-оптических и иных линий связи.

Омским УФАС России установлено, что Предприятие направило в адрес департамента транспорта Администрации г. Омска письмо от 26.12.2019 № 01-03/1790 с предложением об изменении тарифа на оказание услуги «Содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, представляемых для размещения волоконно-оптических (BOJIC), иных линий связи и электроснабжения, прочего оборудования и приспособлений», на 2020 год, в связи с изменением индексов цен и тарифов на автомобильное топливо, смазочные материалы, автомобильные шины и другие статьи затрат, с целью сочетания экономических интересов предприятия и потребителей услуг (вх. от 27.12.2019 № Вх-ДТ/4009), приложив к письму расчет стоимости услуг на 6 листах, пояснительную записку на 126 листах.

Как следует из представленных департаментом транспорта Администрации г. Омска, Предприятием в Омское УФАС России копий документов, при обращении об изменении тарифа на Услугу на 2020 год МП г. Омска «ЭТ» в уполномоченный орган были представлены следующие документы:

- расчет тарифа на Услугу на 2020 год (в формате excel), из которого следует, что Предприятием предложен дифференцированный тариф на Услугу в следующем размере: 560 руб. в месяц при количестве размещения на 500 и менее опорах; 545 руб. в месяц при количестве размещения более чем на 500 опорах; 525 руб. в месяц при количестве размещения более чем на 1000 опорах; 500 руб. в месяц при количестве размещения более чем на 1500 опорах;

- пояснительная записка, содержащая обоснование тарифа и ссылки на нормативно-правовые акты.

Согласно пояснениям департамента транспорта Администрации г. Омска, изложенным в письме от 17.01.2020 № ВН-ДТ/69, направленным в адрес департамента городской экономической политики Администрации г. Омска, расчеты произведены в соответствии с Методикой, при расчете тарифа на Услугу уровень рентабельности принят в размере до 17 %. Согласно заключению департамента транспорта Администрации г. Омска представленный Предприятием тариф на Услугу является экономически обоснованным.

Так, постановлением Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п установлены тарифы на услуги МП г. Омска «Электрический транспорт», в том числе тариф на Услугу (пункт 7 в редакции постановления Администрации г. Омска от 05.06.2020 № 312-п):

Содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, предоставляемых для размещения волоконно-оптических (ВОЛС), иных линий связи и электроснабжения, прочего оборудования и приспособлений (в месяц):

Единица услуги

Тариф, руб.

- при количестве размещения на 500 и менее опорах (в месяц)

Единица

560,00

- при количестве размещения более чем на 500 опорах (в месяц)

Единица

545,00

- при количестве размещения более чем на 1000 опорах (в месяц)

Единица

525,00

- при количестве размещения более чем на 1500 опорах (в месяц)

Единица

500,00

 

Между тем, Администрацией г. Омска не учтено следующее.

Так, Омским УФАС России проведен анализ представленных Департаментом и Предприятием документов и сведений, в том числе расчет тарифа на Услугу МП г. Омска «ЭТ» на 2020 г. в формате Excel (далее – Расчёт).

В тариф на Услугу включены затраты на оплату труда (с начислениями) основного персонала и водителя автотранспортного средства, используемого при выполнении указанных работ, затраты на ГСМ, смазочные материалы, запасные части, авторезину при выполнении следующих работ:

  1. Выправка опор.
  2. Окрашивание опор.

В тариф на Услугу также включены косвенные расходы (47%) от фонда оплаты труда (ФОТ).

  1. Выправка опор.

Работы по выправке опор выполняются Предприятием в рамках текущего ремонта, осуществляемого в соответствии с Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог ЦЭ-197 приложение № 5-2 1 раз в 6 лет. Выправка опор производится при недопустимых отклонениях их от нормального положения вдоль или поперек линии. При этом в представленных департаментом транспорта Администрации г. Омска материалах на запрос Управления данные об анализе обоснованности и необходимости проведения работ по выправке опоры каждые 6 лет, например, результаты диагностики, данные о фактически выполненных работах по выправке опор, отсутствуют.

Состав работ, требования к персоналу в том числе квалификации и нормы времени на выполнении работ рассчитаны в соответствии с ЕНиР[1] § Е38-2-3 для опоры массой до 1 тонны (1,8 чел-час). В соответствии с ЕНиР в состав звена включены 3 электролинейщика: один 4-ого разряда и два 3-го разряда.

Для расчета затрат на оплату труда указанную норму времени (1,8 чел-час.) необходимо умножить на среднюю часовую тарифную ставку звена. Данное утверждение основано на принципах ЕНиР. Общая часть[2] (пункт 15): нормы времени указываются в человеко-часах, а расценки — в рублях и копейках на принятый в параграфе измеритель. Расценки подсчитаны умножением часовой тарифной ставки рабочего соответствующего разряда (для строительных процессов, выполняемых индивидуально) или средней часовой тарифной ставки звена (для звеньевых процессов) на норму времени...

Расчёт Предприятия предполагает иной алгоритм учета затрат на оплату труда в соответствии с Методикой: суммируется произведение значений ФОТ по каждому сотруднику исходя из часовой тарифной ставки сотрудника и времени выполнения работы этим сотрудником. Вместе с тем, норма времени звена (1,8 чел-часа) необоснованно использована в Расчёте как время (!) работы каждого сотрудника.

Так, в таблице 1 Расчёта норма времени 1,8 чел-часа на работы по выправке одной опоры приведена к ежемесячной норме времени при выполнении работы 1 раз в шесть лет (1,8чел-час / 6 лет / 12 мес.) = 0,025 (в Расчёте округлено до 0,03) человеко-часов в месяц,  и в дальнейшем в таблице «Расходы на оплату труда персонала, непосредственно оказывающего услугу» раздела «Расчёт прямых расходов» значение 0,03 используется как время оказания услуги для каждого из двух электромонтеров 3-го разряда, для электромонтера 4-го разряда и для водителя автотранспортного средства, участвующего при выполнении работы.

Принимая во внимание, что норма времени в человеко-часах учитывает время работы (t) всех сотрудников (N): t х N, время работы при выправке опоры[3] составит 0,6 часа (1,8чел-часа / 3 человека), следовательно, в Расчёте для каждого сотрудника Предприятия, участвующего в выправке опоры, ежемесячно должно быть учтено время 0,008 часа (0,6/6/12), таким образом, в тарифе на Услугу необоснованно в три раза увеличены затраты на оплату труда при выполнении работ по выправке опоры. 

 

  1. Окрашивание опор.

Работы по покраске опор производятся 1 раз в год (каждой опоры). Норма времени департаментом транспорта Администрации г. Омска принята на основании данных Предприятия в размере 3,7 человеко-часа или 0,31 человеко-часа ежемесячно (3,7чел-час / 12 мес.). При использовании данной нормы времени Предприятие ссылается на §78 ЕНиР38-2 «Окрашивание установленных опор», которым указанная работа выполняется звеном из двух человек и в следующем составе работ:

1. Очистка опоры от ржавчины и загрязнения.

2. Грунтование опоры.

3. Окрашивание опоры за два раза.

Указанным параграфом ЕНиР предусмотрены различные нормы времени в зависимости от способа очистки поверхности:

Состав звена электролинейщиков

Способ очистки поверхности

Поверхность окрашивания, м2, до

 

6,5

8,2

11

13

16

4 разр. - 1

3 "        - 1

Ветошью

1,1

1,5

1,9

2,5

3,2

1

Металлической щеткой

1,7

2,2

2,6

3,3

4,3

2

Очевидно, что Предприятием норма времени 3,7 чел-часа применена как сумма нормы времени на окрашивание опоры при очистке ветошью (1,5 чел-часа) и нормы времени на окрашивание опоры при очистке металлической щеткой (2,2 чел-часа) для опоры с поверхностью окрашивания до 8,2 м2.

Однако ЕНиРом нормы времени указаны в целом на работы по окрашиванию опоры, а не на составную ее часть (очистка), т.е. нормами времени как 1,5 человеко-часа (при очистке ветошью), так и 2,2 человеко-часа (при очистке металлической щеткой), учтены работы по грунтованию опоры и окрашиванию опоры (2 слоя).

Следовательно, при одновременном применении различных способов очистки необходимо было использовать максимальное значение нормы времени (в рассматриваемом случае - 2,2 чел-часа), Предприятием необоснованно завышена норма времени на работы по окрашиванию опор на 1,5 чел-часа. В свою очередь, Департаментом же при подготовке заключения о целесообразности изменения тарифа на Услугу указанное завышение приято без замечания.

Кроме того, указанная (завышенная) норма времени звена (3,7 чел-часа) при расчете тарифа необоснованно использована в Расчёте как время (!) работы каждого сотрудника.

Так, норма времени 3,7 чел-часа на работы по окрашиванию одной опоры приведена к ежемесячной норме времени при выполнении работы 1 раз год (3,7 чел-час / 12 мес.) = 0,308 (в Расчете округлено до 0,31) человеко-часов в месяц,  и в дальнейшем в таблице «Расходы на оплату труда персонала, непосредственно оказывающего услугу» раздела «Расчёт прямых расходов» значение 0,31 используется как время оказания услуги для каждого из двух электромонтеров 3-го разряда и для водителя автотранспортного средства, участвующего при выполнении работы.

Принимая во внимание, что норма времени в человеко-часах учитывает время работы (t) всех сотрудников (N): t х N, время работы при окрашивании опоры Предприятия составит 1,1 часа (2,2 чел-часа – как максимальное значение при очистке металлической щеткой / 2 человека), следовательно, в Расчёте для каждого сотрудника, участвующего в окрашивании опоры, ежемесячно должно быть учтено время 0,09 часа (1,1/12), т.е. в тарифе на Услугу необоснованно в 3,4 раза увеличены затраты на оплату труда при выполнении работ по окрашиванию опоры.  Аналогичным образом неправомерно применены нормы времени в человеко-часах как время при использовании автотранспорта.

 

  1. Расстояние при перемещении к опорам. Нулевой пробег.

Нулевым пробегом называется подготовительный пробег для выполнения транспортной работы: подача автомобилей к месту работы из автотранспортного предприятия в пункт назначения и из пункта назначения в автотранспортное предприятие. К нулевому пробегу относятся заезды автомобилей на заправку, техническое обслуживание, ремонт и т.п.

Предприятием в Расчете нулевой пробег учтен в размере 19 километров для каждого вида работ на одну опору исходя из:

- максимального расстояния установленных опор от базы «Энергохозяйство» - 18 км. (9,5 км на подачу и 9,5 км обратный путь) и

- 1 километра как минимального радиуса удаления установленных опор контактной сети от базы «Энергохозяйство».

Указанное расстояние, учитывающее подачу автотранспортного средства и обратный путь, применяется в расчете расходов по каждой опоре, таким образом, Расчетом предусмотрен следующий алгоритм выполнения работ: выезд, проведение работ, а после выправки/окраски каждой опоры автомобиль с бригадой возвращается в начальную точку и тут же выезжает на следующую опору, расположенную в нескольких метрах от предыдущей.

Принимая во внимание продолжительность (время выполнения) работ, выработка - среднее количество опор при выполнении работ за 1 рабочую смену (8-часовой рабочий день), составит:

- при выправке - 13 опор (0,6 часа на каждую без учета коэффициента перемещения между опорами);

- при окраске – 7 опор (1,1 часа на каждую без учета коэффициента перемещения между опорами).

Таким образом, учитывая технологическую целесообразность, расстояние, учитывающее перемещение к объектам работ и обратно (19 км) должно быть скорректировано с учетом выработки (объема работ за смену).

Указанное расстояние в Расчёте влияет на:

- время нулевого пробега: на каждую опору в Расчете учтено 0,08 часа. Данное время неправомерно учитывается при формировании фонда оплаты труда для основных рабочих и водителя автотранспортного средства;

- расходы на ГСМ и, как следствие, расходы на смазочные материалы (% от ГСМ);

- расходы на запасные части;

- затраты на авторезину.

 

  1. Расходы на ГСМ.

При анализе представленных Департаментом материалов Омским УФАС России установлено, что при расчете расходов на ГСМ применен повышающий т.н. «зимний» коэффициент (5%). В соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в зимнее время нормы расхода топлив повышаются в зависимости от климатических районов страны, для Омской области предельная величина зимней надбавки составляет 12%, а период ее применения - 5.5 месяцев (с 01.XI по 15.IV).

В общем случае, зимняя надбавка применяется при понижении температуры ниже -5 °С.

Принимая во внимание, что расчет расходов на топливо произведен в рамках выполнения работ по окрашиванию опор краской (БТ-177 и олифа), технические характеристики которой[4] не позволяют ее использование (нанесение) при температуре ниже + 5 °С, применение повышающего коэффициента к нормам расхода топлива в данном случае является необоснованным.

 

  1. Распределение расходов, связанных с обслуживанием опор.

Из представленной Департаментом пояснительной записки Предприятия к предлагаемому расчету тарифа на 2020 год следует, что «основными принципами определения стоимости услуг являются баланс экономических интересов потребителей услуг и организаций, оказывающих услуги и соблюдение критериев доступности для потребителей услуг.

При расчетах использованы метод формирования экономической обоснованной себестоимости услуг с учетом спроса на них и на основе анализа динамики предыдущей деятельности предприятия.

Расчет тарифов основан на принципе полного возмещения затрат предприятия на оказание услуг, при котором тариф складывается на основе стоимости ресурсов и прибыли».

Расходы Предприятия, связанные с выправкой опор 1 раз в 6 лет и ежегодной покраской опор, в полном объеме включены в утвержденный Администрацией г. Омска тариф на Услугу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи за соразмерную плату за пользование этим имуществом.

В толковых словарях Ефремовой Т. Ф. и Ожегова С.И. даются следующие определения: соразмерный – соответствующий какой-либо мере, находящийся в согласии с каким-либо мерилом; обладающий правильным соотношением размеров, частей, пропорциональный.

Принцип соразмерности – это общеправовой принцип, означающий соблюдение требований пропорциональности, адекватности и справедливости.

Принимая во внимание, что Предприятие использует опоры совместно с иными хозяйствующими субъектами (для размещения ВОЛС, иных линий связи, оборудования и приспособлений), расходы, связанные с обслуживанием опор контактной сети подлежат распределению между основным видом деятельности Предприятия и дополнительным (предоставление опор линий контактной сети для размещения линий связи, оборудования).

 

  1. Распределение расходов на обслуживание опор с учетом общего количества подвесов на опорах.

В представленных Департаментом материалах при установлении тарифа на Услугу отсутствует анализ количества эксплуатируемых Предприятием опор с общим числом размещенных на них подвесов. Утвержденный тариф на Услугу также не содержит коэффициента, учитывающего указанное соотношение.

Департаментом представлена информация о количестве подвесов на 18.12.2019 -  7 691 шт.

Омским УФАС России проанализированы представленные Предприятием сведения о количестве опор контактной сети трамвая и троллейбуса на 31.12.2023 и реестр договоров возмездного оказания услуг с организациями, разместившими волоконно-оптический кабель связи на опорах контактной сети МП г. Омска «ЭТ»:

Показатель/дата

31.12.2021

31.12.2022

31.12.2023

Количество опор (шт.)

5 257[5]

Количество подвесов (шт.)

8 125

7 951

8 122

Коэффициент

1,546

1,512

1,545

Принимая во внимание, что число подвесов на опорах контактной сети Предприятия превышает общее число опор, при утверждении тарифа на Услугу подлежал применению понижающий коэффициент, учитывающий данное соотношение.

Отсутствие подобного анализа при установлении тарифа на Услугу нарушает один из основных принципов установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными организациями – обеспечение баланса экономических и социальных интересов потребителей услуг (работ) и муниципальных организаций, предоставляющих услуги (статья 2 Решения Омского городского Совета от 22.10.2014 № 276 «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и на работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями»).

На основании вышеизложенного, Омское УФАС России пришло к выводу, что тариф на Услугу МП г. Омска «ЭТ», установленный в пункте 7 приложения к постановлению Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п (в редакции постановления Администрации г. Омска от 05.06.2020 № 312-п), является экономически необоснованным.

            Рассматриваемый акт Администрации г. Омска, устанавливающий в пункте 7 приложения к постановлению Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п (в редакции постановления Администрации г. Омска от 05.06.2020 № 312-п) экономически необоснованный тариф на Услугу, нарушает закрепленный в пункте 1 статьи 2 Порядка принцип установления тарифов на услуги - обеспечение баланса экономических и социальных интересов потребителей услуг и муниципальных организаций, способен существенно изменить качественное состояние рынка услуг связи города Омска, поскольку установление таких ценовых условий создаёт дополнительные барьеры для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг связи, так как исходя из определения хозяйствующего субъекта его основной целью деятельности является осуществление профессиональной деятельности, приносящей доход, то есть получение прибыли (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15).

При таких обстоятельствах, Омское УФАС России считает, что постановление Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п «Об установлении тарифов на услуги муниципального предприятия города Омска «Электрический транспорт» (в редакции постановления Администрации г. Омска от 05.06.2020 № 312-п), устанавливающее экономически необоснованный тариф на услугу «Содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, представляемых для размещения волоконно-оптических (BOЛC), иных линий связи и электроснабжения, прочего оборудования и приспособлений» (пункт 7 приложения к данному постановлению), действующий по настоящее время, приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг связи, в частности к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на указанном рынке, и, следовательно, содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в постановлении Администрации города Омска от 23.01.2014 № 47-п «Об установлении тарифов на услуги муниципального предприятия города Омска «Электрический транспорт» (в редакции постановления Администрации г. Омска от 05.06.2020 № 312-п) признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

 

предупреждает

 

Администрацию города Омска о необходимости прекращения действия вышеуказанного акта в части, нарушающей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем:

1. Проведения дополнительного анализа расчета тарифа на услугу «Содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, представляемых для размещения волоконно-оптических (BOЛC), иных линий связи и электроснабжения, прочего оборудования и приспособлений», оказываемую МП г. Омска «ЭТ», с учетом выводов Омского УФАС России, изложенных в настоящем предупреждении;

2. Принятия и введения в действие экономически обоснованного тарифа на услугу «Содержание опор контактной сети городского электрического транспорта, представляемых для размещения волоконно-оптических (BOЛC), иных линий связи и электроснабжения, прочего оборудования и приспособлений», оказываемую МП г. Омска «ЭТ».

 

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 30 рабочих дней со дня его получения. О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 


[1] ЕНиР Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы Сборник Е38 Строительство линий электрифицированного городского транспорта. Выпуск 2. Монтаж контактных сетей трамвая и троллейбуса.

[2] Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Общая часть.

[3] Без учета предварительных монтажных и земляных работ (Расчетом эти работы не предусмотрены).

[4]   Работы с олифой осуществляются при температуре не ниже +10°С и нормальной влажности (https://www.vse-kraski.ru/content/5/80.html); Краску (БТ-177) наносят ….. при температуре окружающего воздуха от +5 до +35°С и относительной влажности не более 80% (https://siblkz.ru/catalog/kraski-bt-bitumnye/kraska-bt-177-lak-bt-577)

[5] Принимая во внимание, что 2017 год указан как самый поздний период ввода в эксплуатацию (реконструкции) опор, количество опор на 31.12.2023 аналогично данным на конец 2021 и 2022 гг.

Связанные организации

Связанные организации не указаны