Решение б/н Решение по делу от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/18-633/2020

 

14 июля 2020 года                                                                                                                      город Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также Комиссия) в составе:

председатель Комиссии –

члены Комиссии:

рассмотрев дело № 055/05/18-633/2020 по факту распространения обществом с ограниченной «Аксиома», адрес (место нахождения): 125080, г. Москва, шоссе Волоколамское, д. 1, стр. 1, этаж 5 пом. VI ком. 30А (РМ 6), ИНН 7743257217, ОГРН 1187746494693 (далее – ООО «Аксиома», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, представителя заинтересованного лица ПАО (...), а также законного представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Аксиома», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России поступили обращения гражданина (…) по фактам направления на его абонентский номер <...> (…) смс – сообщений рекламного характера:

- «Доступна меньшая сумма. Подробности на сайте tutrub.ru/64887»  (21.04.2020 в 09:53 час.);

- «Ваш кредит уже готов! Быстро и просто на credmir.ru/57644»  (21.04.2020 в 10:43 час.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена по сетям электросвязи и направлена на привлечение внимания к предоставлению услуг по получению денежных средств при помощи указанных в смс-сообщениях интернет-сайтов.

По утверждению заявителя, реклама была направлена без его предварительного согласия на ее получение, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

При рассмотрении поступивших обращений Омским УФАС России установлено, что смс-сообщение «Ваш кредит уже готов! Быстро и просто на credmir.» содержит предложение финансовой услуги – кредита, при этом информация о лице, оказывающем данную финансовую услугу, отсутствует.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Оператором связи ООО (…) представлена копия договора, заключенного с гражданином (…), с выделением ему абонентского номера +7 (…).

В соответствии с Выпиской из реестра российской системы и плана нумерации  (www.rossvyaz.ru) абонентские номера, с которых осуществлялась рассылка рекламы, закреплены за оператором связи ПАО (…).

ПАО (…) представлена информация о том, что абонентские номера  (…), с которых распространялась реклама, принадлежат ООО «Аксиома» (ИНН 7743257217, ОГРН 1187746494693) на основании договора об оказании услуг подвижной связи от 26.12.2019.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Определением от 25.06.2020 Омским УФАС России в отношении ООО «Аксиома» возбуждено дело № 055/05/18-633/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При рассмотрении дела Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.

Факты поступления указанных смс-сообщений зафиксированы заявителем посредством скриншотов экрана телефона, подтверждены представленной ООО (…) детализацией.

ООО «Аксиома» представлена информация (вх. № 7677 от 10.07.2020), согласно которой факты направления указанных смс-сообщений в адрес заявителя Обществом не оспариваются, при этом (…).

В качестве приложения к пояснениям  представлены:(…)

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Довод Общества о том, что наличие заполненной абонентом +7(…) форме на сайте является достаточным для получения согласия на распространения рекламы, Комиссия считает необоснованным, поскольку указанное не позволяет достоверно подтвердить волеизъявление абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (ООО «Аксиома»).

Предоставленный Обществом в качестве доказательства скриншот сайта  не позволяет установить личность лица, давшего согласие на получение рекламной информации.

Указанная позиция также отражена в письме ФАС России от 11.11.2019 № ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» «Согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

Так, по мнению ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя».

Более того, заявителем (…)  представлена информация (вх. № 7335э от 02.07.2020): «данная форма на сайте zaimoking.ru мною не заполнялась, согласие на получение рекламной информации или согласие на обработку персональных данных я не давал, не знаком, отношения к ней не имею».

Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссией установлено, что согласие заявителя (…) на получение рекламы по сетям электросвязи Обществом получено не было.

ООО «Аксиома» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 7 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о  нарушении части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении ООО «Аксиома» рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер <...> (…) без предварительного согласия абонента на ее получение.

Учитывая пояснения Общества о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама в адрес заявителя (…) не распространяется, Комиссии пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Аксиома» (ИНН 7743257217, ОГРН 1187746494693), выразившиеся в распространении рекламы посредством рассылки 21.04.2020 в адрес (…) смс-сообщений рекламного характера без предварительного согласия абонента на получение рекламы, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Признать рекламу, распространенную ООО «Аксиома» (ИНН 7743257217, ОГРН 1187746494693), «Ваш кредит уже готов! Быстро и просто на credmir.» ненадлежащей, нарушающей требования части  1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Аксиома» не выдавать.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 16.07.2020.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны