Решение б/н Решение по делу № 04-05/08-2016 в отношении БУЗОО «Тюкалинск... от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Р Е Ш Е Н И Е  № 04-05/08-2016

 

Резолютивная часть оглашена 21 июля 2016 года

изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года                                                                                                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Комиссия Омского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(Л…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(П…) – начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(Ч…) – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

при участии:

представителя ответчика – бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Тюкалинская центральная районная больница» (далее – БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ», Учреждение) (Ч…й) (доверенность),    

в отсутствие:

заявителя – гр. )Т…), надлежащим образом уведомленного о дне, времени и месте рассмотрения дела № 04-05/08-2016 (почтовое уведомление 64401090303107),

заинтересованного лица – гр. (К…), надлежащим образом уведомленного о дне, времени и месте рассмотрения дела № 04-05/08-2016 (почтовое уведомление 64401090303091),

рассмотрев в заседаниях Комиссии 06.06.2016 г., 06.07.2016 г. и 21.07.2016 г. дело, возбужденное приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) от 06.05.2016 г. № 76 по признакам нарушения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» (ОГРН 1025502078502, ИНН 5537006038, адрес места нахождения: 646330, Омская область, г. Тюкалинск, ул. Луначарского, д. 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-05/08-2016 послужило заявление жителя г. Тюкалинска Тюкалинского муниципального района Омской области (Т...) от 05.02.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 09.02.2016 № 691), содержащее информацию о высокой стоимости услуги «шоферской комиссии» – медицинского освидетельствования для замены водительского удостоверения в поликлинике БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ».

Из заявления (Т...) (далее по тексту также Заявитель) следует, что для замены водительского удостоверения он обратился в Учреждение, где ему была оказана услуга медицинского освидетельствования на сумму 3 551 рубль. На руки Заявителю выдали копию договора от 4.02.2016 г. № 169 и копию квитанции об оплате. При этом по сведениям Заявителя в соседних районах – р.п. Крутинка и г. Называевска стоимость аналогичной услуги составляет 1 800 руб. и 1 669 руб., соответственно.

По мнению Заявителя, установленная поликлиникой БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» стоимость услуги «шоферской комиссии» – медицинского освидетельствования для замены водительского удостоверения является незаконной и необоснованной.

На основании заявления гр. (Т...) от 05.02.2016 г. (вх. Омского УФАС России от 09.02.2016 № 691), а также информации, полученной в рамках рассмотрения указанного заявления, 06.05.2016 г. Омским УФАС России возбуждено дело № 04-05/08-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В процессе рассмотрения Комиссией дела № 04-05/08-2016 в Управление поступило заявление от гр. (К...) (вх. Омского УФАС России от 01.06.2016 № 3927), указывающее на аналогичные обстоятельства. В частности, как следует из заявления, между гр. (К...) и БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» 16.02.2016 года был заключен договор б/н на оказание платных медицинских услуг («шоферской комиссии») на сумму 3551 рубль (в т.ч. КДЛ 963 рубля) в связи с необходимостью получения медицинской справки для получения водительского удостоверения.

Учитывая, что в заявлении гр. (К...) содержатся сведения о признаках нарушения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» антимонопольного законодательства, которые явились основанием для возбуждения Омским УФАС России дела № 04-05/08-2016 по аналогичному заявлению гр. (Т...), определением Омского УФАС России от 06.06.2016 года (исх. Омского УФАС России от 06.06.2016 № 04-3638) гр. (К…) привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

2. В ходе рассмотрения заявления гр. (Т...), а также в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-05/08-2016 в материалы дела были представлены документы и информация:

2.1. От гр. (Т...) (в копиях):

2.1.1 договор № 169 на оказание платных медицинских услуг от 04.02.2016 г.;

2.1.2 квитанция об оплате от 04.02.2016 г. на сумму 3551 руб. 00 коп.;

2.1.3 расходный кассовый ордер № 127 от 09.06.2016 г. на возврат денежных средств по платным услугам на сумму 1873 руб. 00 коп.

2.2. От БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ»:

2.2.1 «расчет экономически обоснованных затрат учреждения на оказание услуги «обследование граждан, работающих по специальностям: водитель наземного транспорта, механизатор, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходящих освидетельствование для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами» на 2016 год с указанием перечня врачебных посещений, проводимых исследований и диагностик в рамках услуги, времени на каждое посещение, стоимости каждого посещения/диагностики/исследования (исх. Учреждения от 24.02.2016 № 101, вх. Омского УФАС России от 26.02.2016 № 1395э);

2.2.2 письмом от 16.03.2016 № 151 (вх. Омского УФАС России от 16.03.2016 № 1828э) Учреждением представлены:

- копия документа, подтверждающего согласование с Министерством здравоохранения Омской области величины платы за оказываемые услуги в соответствии с приказом Минздрава Омской области от 17.03.2011 № 18;

- нормы рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом по каждому проводимому исследованию (с расшифровкой выполняемых исследований), включая электрокардиографию и рентгенографию, со ссылкой на соответствующие пункты нормативного акта;

- информация о наличии возможности проведения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» флюорографии с указанием стоимости исследования;

- пояснения относительно необходимости при получении медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами проведения рентгенографии легких в 2-х проекциях;

- обоснование норм времени осмотра врачей амбулаторно-поликлинического подразделения, не предусмотренных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2015 № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»;

- пояснения относительно необходимости включения в стоимость услуг для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами работ по определению группы крови и резус-фактора;

- пояснения относительно необходимости включения в стоимость услуг для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами для потребителей, желающих получить данную услугу вне рамок проведения периодических медицинских осмотров и не являющихся профессиональными водителями, врача-профпатолога при наличии врача-терапевта;

- информация об объемах услуг обследования граждан, работающих по специальностям: водитель наземного транспорта, механизатор, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходящих освидетельствование для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, оказанных БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» в 2015 году, в натуральном (количество человек) и стоимостном (тыс.руб. без НДС) выражении;

2.2.3 письмом от 06.04.2016 № 204 (вх. Омского УФАС России от 06.04.2016 № 2394э) Учреждением представлена информация о приборе, используемом при проведении электрокардиографического исследования (далее – ЭКГ) в кабинете функциональной диагностики БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» в рамках проведения профилактических медицинских осмотров;

2.2.4 письмом от 11.04.2016 № 215 (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 № 2597э) Учреждением представлены:

- лист хронометражных наблюдений (копия) на проведение функционального исследования – электрокардиографии (далее – ЭКГ);

- информация о проведенных БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» исследованиях ЭКГ за период с января по март 2016 года (помесячно) с указанием количества задействованных аппаратов, числа выполненных исследований и количестве отработанных часов по каждому специалисту, проводившему данные исследования, включая специалистов со средним и высшим образованием (помесячно в разрезе специалистов);

- пояснения относительно возможности проведения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» при гематологических и цитохимических исследованиях «подсчета эритроцитов в крови с помощью полуавтоматического счетчика, целлоскопа, гемоцитометра»;

- копии листов хронометражных замеров на осмотр врача-нарколога;

- копия договора на оказание платных услуг гр. (Т...) от 04.02.2016 г.;

- информация об объемах услуг обследования граждан, работающих по специальностям: водитель наземного транспорта, механизатор, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходящих освидетельствование для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, оказанных БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» в 1-ом квартале 2016 года, в натуральном (количество человек) и стоимостном (тыс. руб. без НДС) выражении в рамках приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н   (далее по тексту также приказ Минздравсоцразвития № 302н);

2.2.5  письмом от 28.04.2016 № 260 (вх. Омского УФАС России от 29.04.2016 № 3158э) Учреждением представлены сведения об объемах услуг обследования граждан, проходивших предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходивших освидетельствование для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, в соответствии с Журналом регистрации выданных медицинских справок о допуске к управлению транспортными средствами, за 1 квартал 2015 года, 2-4 квартал 2015 года и 1 квартал 2016 года;

2.2.6 письмом от 05.04.2016 № 263 (вх. Омского УФАС России от 05.05.2016 № 3260э) Учреждением представлены пояснения в части ранее направленной письмом от 28.04.2016   № 260 (вх. Омского УФАС России от 29.04.2016 № 3158э) информации, в том числе  откорректированные сведения об объемах услуг обследования  и освидетельствования граждан;

2.2.7 письмом от 18.05.2016 № 287 (вх. Омского УФАС России от 18.05.2016 № 3584) Учреждением представлена копия лицензии (действующей в 2015 - 2016 гг.) № ЛО-55-01-001597 от 29.01.2015 г. на осуществление медицинской деятельности и приложение № 1 продолжения 3 к лицензии;

2.2.8 письмом от 30.05.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 01.06.2016 № 3906) Учреждением представлены (в копиях):

- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе;

- Устав БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» (редакция № 5);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.10.2015 № ЮЭ9965-15-1537170;

- Журнал регистрации выданных медицинских справок о допуске к управлению транспортными средствами № 036-10/у-10 за 2015 год и 1 квартал 2016 года;

- приказ о назначении на должность главного врача Учреждения от 11.01.2012 № 123-к;

- информация о наличии факта прикрепления гражданина (Т...), проживающего по адресу: 646334, Омская область, г. Тюкалинск, ул. 4-Магистральная, д. 2а, к БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ»;

- информация о наличии действующего страхового медицинского  полиса гр. (Т...) в период его обращения (04.02.2016 г.) в БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ»;

9) письмом от 14.07.2016 г. № 403 (вх. Омского УФАС России от 15.07.2016 № 5305э) Учреждением представлена информация о дате, с которой БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» производило расчет стоимости за услуги медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в соответствии с перечнем услуг, установленным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2015 № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (далее – приказ Минздрава № 344н).

2.3. От Министерства здравоохранения Омской области письмом от 28.04.2016 г. (вх. Омского УФАС России от 28.04.2016 г. № 3117э) представлена позиция Министерства здравоохранения Омской области  о порядке проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств с целью получения (замены) водительского удостоверения;

2.4. От гр. (К...):

2.4.1 договор на оказание платных медицинских услуг от 16.02.2016 г. б/н;

2.4.2 квитанция об оплате от 16.02.2016 г. на сумму 3551 руб. 00 коп.

 

3. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон в процессе рассмотрения дела № 04-05/08-2016, установила  следующие обстоятельства.

4 февраля 2016 года между гр. (Т...) и БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» заключен договор на оказание платных медицинских услуг («шоферской комиссии») на сумму 3551 рубль, в том числе услуги клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) 963 рубля, в связи с необходимостью получения медицинской справки для замены водительского удостоверения.

Договор  на аналогичные услуги заключен гр. (К...) с БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» 16.02.2016 года в связи с необходимостью получения водительского удостоверения.

В соответствии с письменными пояснениями БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» (исх. от 24.02.2016 № 101, исх. от 16.03.2016 № 151) в Учреждении отсутствует утвержденная платная комплексная услуга «шоферской комиссии» с обязательным перечнем услуг. При расчете стоимости услуги «шоферской комиссии» Учреждение руководствовалось требованиями приказа Минздравсоцразвития № 302н, оказывая при этом услугу «обследование граждан, работающих по специальностям: водитель наземного транспорта, механизатор, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходящих освидетельствования для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами».

Приказом Минздравсоцразвития № 302н утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников и порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Порядок проведения медицинских осмотров).

Вышеуказанный приказ издан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс), статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  (далее – Закон № 323-ФЗ) и статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В то же время в соответствии с приложением № 2 к приказу Минздравсоцразвития № 302н обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Порядок проведения медицинских осмотров устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В  соответствии  с  пунктом 27  приложения  № 2  к  приказу  Минздравсоцразвития    № 302н с периодичностью 1 раз в 2 года проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, связанных с управлением наземными транспортными средствами, предусматривающие помимо участия врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога участие таких врачей как: невролога, офтальмолога, оториноларинголога, хирурга, дерматовенеролога, а при наличии рекомендации врачей-специалистов, участвующих в предварительных и периодических медицинских осмотрах, еще и врача-эндокринолога.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Кроме того, пунктом 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития № 302н для данной категории работ и профессий дополнительно предусмотрено проведение следующих лабораторных и функциональных исследований:

- рост, вес, определение группы крови и резус-фактора (при прохождении предварительного медицинского осмотра);

- аудиометрия;

- исследование вестибулярного анализатора;

- острота зрения;

- цветоощущение;

- определение полей зрения;

- биомикроскопия сред глаза;

- офтальмоскопия глазного дна.

Вместе с тем, нормативными правовыми актами услуги по проведению медицинских осмотров отделены от услуг по проведению медицинских освидетельствований исходя из целей проведения и функционального назначения. 

Так, в силу статьи 46 Закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предварительный медицинский осмотр проводится при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (пункт 2 части 2), периодический медицинский осмотр - в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы (пункт 3 части 2).

В соответствии со статьей 65 Закона № 323-ФЗ  медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является одним из видов медицинского освидетельствования лица.

 В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, либо в отношении лиц, работающих в качестве водителя транспортного средства за счет средств работодателя, а обязательные и внеочередные медицинские освидетельствования проводятся с целью определения наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Проведение медицинского освидетельствования требуется в следующих случаях:

- при сдаче экзамена на получение права управления транспортным средством (пункт 17 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее – Постановление № 1097);

- при возврате водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортным средством, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (например, при лишении водительского удостоверения за управление транспортным средством в состоянии опьянения) (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);

- при возврате водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами) (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);

- для обмена иностранного национального водительского удостоверения (пункт 39 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением № 1097);

- при замене водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ; подпункт «а» пункта 29, подпункт «в» пункта 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением № 1097);

- при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца (подпункт «б» пункта 29 и подпункт «в» пункта 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением № 1097;  требование наличия медицинского заключения действовало до 15.02.2016);

 - если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально (подпункт «в» пункта 29 и подпункт «в» пункта 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением № 1097;  требование наличия медицинского заключения  действовало до 15.02.2016);

-  при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения (подпункт «г» пункта 29 и подпункт «в» пункта 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением № 1097;  требование наличия медицинского заключения  действовало до 15.02.2016);

- при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (подпункт «д» пункта 29, подпункт «в» пункта 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением № 1097).

Исходя из вышеизложенного, медицинское освидетельствование проводится в целях последующего предоставления государственной услуги, предметом которой выступает прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и (или) выдача водительского удостоверения, т.е. услуга оказывается водителям или кандидатам в водители транспортных средств.

В ходе медицинского освидетельствования устанавливается наличие (отсутствие) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (статья 23.1 Закона № 196-ФЗ).

Перечни медицинских противопоказаний, показаний и ограничений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» (далее – Постановление № 1604) и предусматривают ограничения, связанные с психическими расстройствами, болезнью нервной системы, болезнью глаз, а также физическими недостатками (отсутствие верхних или нижних конечностей, стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу и др.).

 По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение в форме медицинской справки.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 28.09.2010 № 831н (далее - приказ Минздравсоцразвития № 831н) утверждены единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами и инструкция по заполнению Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами (указанный приказ действовал до 01.07.2016 года).

В справке указываются сведения о наличии или отсутствии у водителя транспортного средства (кандидата в водители) медицинских противопоказаний или установления в отношении него условий допуска к управлению транспортным средством по результатам осмотров следующих врачей-специалистов: терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, психиатр-нарколог и психиатр.

В соответствии с  письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2015 № 14-2/3003260-10257 «медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортным средством, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604, используются при обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) при решении вопроса о возможности их допуска к управлению транспортным средством.

При этом медицинские противопоказания, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», используются при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работе в качестве водителя транспортного средства, и, таким образом, определяют требования к состоянию здоровья работников для решения вопроса о возможности их допуска к работе, связанной с управлением транспортным средством».

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.02.2012 № 139н (далее – приказ Минздравсоцразвития № 139н) утверждена методика определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги по медицинскому освидетельствованию с выдачей справки в целях предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти (далее – Методика) и предельные размеры платы за оказание необходимой и обязательной услуги по медицинскому освидетельствованию с выдачей справки в целях предоставления государственных услуг.

Указанная Методика применяется при оказании услуги федеральными государственными учреждениями или федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо федеральных служб или федерального агентства, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пунктом 1.5 Методики предусмотрено, что необходимая и обязательная услуга, оказываемая в целях предоставления государственной услуги, предметом которой выступает прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и (или) выдача водительского удостоверения, включает:

профилактический прием врача-терапевта;

профилактический прием врача-офтальмолога;

профилактический прием врача-психиатра;

профилактический прием врача-психиатра-нарколога;

профилактический прием врача-оториноларинголога;

профилактический прием врача-хирурга;

профилактический прием врача-невролога.

Указанный перечень врачей, осуществляющих профилактический прием при оказании услуги по медицинскому освидетельствованию, соответствовал перечню, предусмотренному в медицинской справке о допуске к управлению транспортными средствами, утвержденной приказом Минздравсоцразвития № 831н.

Следует отметить, что для получения медицинской справки в ходе проведения «шоферской комиссии» Учреждение включило в комиссию одновременно врача-профпатолога (14,7 минут) и врача-терапевта (10,5 минут) при том, что формой Медицинской справки о допуске к управлению транспортным средством, утвержденной приказом № 831н заключение врача – профпатолога (стоимость услуги составляет 135,00 руб.) не было предусмотрено, как не было предусмотрено и заключение врача – дерматовенеролога (стоимость услуги - 162,00 руб.).

Кроме того, в стоимость услуги «шоферская комиссия» Учреждение включило проведение исследований в клинико-диагностической лаборатории (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, биохимический скрининг, определении группы крови и резус-фактора) на сумму 963,00 руб., электрокардиографию на сумму 236,00 руб., которые не только не предусмотрены приказом Минздравсоцразвития № 139н, но и не влияют на выявление медицинских противопоказаний и медицинских ограничений при решении вопроса о возможности допуска водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) к управлению транспортным, предусмотренных постановлением Правительства  № 1604.

 

В ходе рассмотрения дела № 04-05/08-2016 на заседании 06.06.2016 года гр. (Т…) сообщил Комиссии, что ему не было известно о том, какие услуги включены в стоимость «шоферской комиссии». Более того, рентгенографию легких в 2-х проекциях ему не делали, поскольку на дату прохождения медицинского освидетельствования для замены водительского удостоверения  были действительны результаты ранее проведенного исследования (флюорографии).

Представитель БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» подтвердил факт прикрепления гр. (Т...) к Учреждению. Таким образом, в рамках действующего на дату обращения полиса обязательного медицинского страхования 5556340844000346, выданного ОАО «МСК «АСКО-ЗАБОТА» 07.06.2012 года, флюорографическое исследование Заявителю (при отсутствии справки с действительными результатами ранее проведенного исследования -флюорографии) должно быть проведено без взимания оплаты.

Комиссия пришла к выводу о том, что Учреждение, включив в стоимость услуги «шоферская комиссия» проведение рентгенографии легких в 2-х проекциях на сумму 377,00 руб., необоснованно увеличило стоимость обследования. В качестве документа, подтверждающего желание Заявителя получить более дорогостоящую услугу, БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» приложило копию договора, из которого невозможно определить перечень услуг, оказанных Заявителю в рамках замены водительского удостоверения.

 

Представителем БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» на заседаниях Комиссии были даны пояснения об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Учреждения. В частности, представитель БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» отметил, что прохождение «шоферской комиссии» необходимо как при получении/замены водительского удостоверения, так и при устройстве на работу. Приказ Минздравсоцразвития № 381н, которым утверждена форма медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, не являлся основанием для расчетов. Приказ Минздрава № 344н на дату обращения гр. (Т...) в поликлинику БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» не вступил в силу. Единственным документом, который, по мнению Учреждения, определял порядок прохождения «шоферской комиссии», являлся приказ Минздравсоцразвития № 302н, поэтому при определении необходимого объема исследований, в том числе при проведении медицинских освидетельствований, БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» руководствовалось приказом Минздравсоцразвития № 302н. При этом Учреждение не обладало информацией о наличии иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), в т.ч. приказа Минздравсоцразвития № 139н.

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 04-05/08-2016 считает вышеназванные доводы БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» несостоятельными, поскольку приказ Минздравсоцразвития № 302н регламентирует проведение медицинских осмотров, его действие не распространяется на отношения, связанные с проведением медицинских освидетельствований. Учреждение самостоятельно приняло решение о применении приказа Минздравсоцразвития № 302н при проведении медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

Комиссия пришла к выводу о том, что Учреждение, применив положения приказа Минздравсоцразвития № 302н при проведении медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), необоснованно увеличило стоимость указанной услуги на 1 873 руб. за счет следующих работ:

- проведение исследований в клинико-диагностической лаборатории - 963,00 руб.;

- проведение электрокардиографии - 236,00 руб.;

- проведение рентгенографии легких в 2-х проекциях - 377,00 руб.;

- прием врача – дерматовенеролога - 162,00 руб.;

- прием врача – профпатолога - 135,00 руб.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктами 3.9. - 3.10. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 г. № 345 (далее – Административный регламент № 345), в целях определения признаков наличия доминирующего положения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в географических границах Тюкалинского муниципального района Омской области за 2015 год и 1 квартал 2016 года.

В соответствии с аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в географических границах Тюкалинского муниципального района Омской области за 2015 год и 1 квартал 2016 года, утвержденного 01.06.2016, доля Учреждения составила 100 процентов, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» может быть признано доминирующим.

В соответствии с пунктами 3.14. - 3.15. Административного регламента № 345 критерием принятия решения об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о возбуждении по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции дела о нарушении антимонопольного законодательства и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа руководителя Омского УФАС России от 06.05.2016 года № 76 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела № 04-05/08-2016 в отношении БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в соответствии с пунктом 3.15. Административного регламента № 345 доминирующее положение БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» считается установленным.

Принимая во внимание, что доминирующее положение Учреждения было установлено на основании приказа от 06.05.2016 года № 76, а в ходе рассмотрения дела № 04-05/08-2016  БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» не представлены доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим, оснований для начала процедуры установления доминирующего положения в рамках рассмотрения дела № 04-05/08-2016 не было.

Действия БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ», выразившиеся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении в период с 01.01.2016 по 03.05.2016 года высокой стоимости услуги медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), привели к ущемлению интересов неопределенного круга лиц - приобретателей указанной услуги, чем нарушили предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет.

Несмотря на то, что указанное нарушение прямо не поименовано в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленное нарушение относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с нижеследующим.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в абзаце 3 пункта 4 постановления № 30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 04-05/08-2016 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает, что в материалы дела гр. (Т...) были представлены документы (заявление (вх. Омского УФАС России от 29.06.2016 № 4814), копия расходного кассового ордера № 127 от 09.06.2016), подтверждающие возврат Заявителю денежных средств в размере 1 873 руб.

Следует также отметить, что заявление гр. (Т…) (вх. Омского УФАС России от 29.06.2016 № 4814), поданное в рамках рассмотрения настоящего дела, содержит требование о возврате ему дополнительно к уже выплаченной сумме еще 148 руб. При этом Заявитель исходит из стоимости услуги медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), действующей на дату написания заявления (июнь 2016 года) в размере 1530 руб.

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 04-05/08-2016 отмечает, что приказ Минздрава № 344н, в соответствии с которым БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» рассчитана стоимость услуги медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в размере 1530 руб., вступил в силу 26.03.2016 года. На дату оказания гр. (Т...) услуги медицинского освидетельствования действовал приказ Минздравсоцразвития № 139н, которым предусмотрено проведение медицинского освидетельствования с участием следующих специалистов:

- прием врача-терапевта – 175 руб.;

- прием врача-офтальмолога – 425 руб.;

- прием врача-психиатра – 310 руб.;

- прием врача-психиатра-нарколога – 310 руб.;

- прием врача-оториноларинголога – 162 руб.;

- прием врача-хирурга – 148 руб.;

- прием врача-невролога – 148 руб.

С 26.03.2016 года (дата вступления в силу приказа Минздрава № 344н), врач-хирург исключен из перечня специалистов, принимающих участие в ходе проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), однако на дату оказания услуги гр. (Т...) (04.02.2016 года) заключение врача-хирурга являлось обязательным.

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела № 04-05/08-2016 приходит к выводу о  необоснованности довода Заявителя о том, что из стоимости оказанной ему услуги по медицинскому освидетельствованию с целью замены водительского удостоверения должна быть исключена сумма в размере 148 рублей, помимо 1873 рублей, возврат которых уже произведен БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» гр. (Т...)

В отношении гр. (К...) представитель БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» на заседании Комиссии 06.07.2016 г. пояснил, что гр. (К…) за перерасчетом в БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» не обращался.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке услуг медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) в географических границах Тюкалинского муниципального района Омской области путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления с 01.01.2016 по 03.05.2016  высокой стоимости услуги медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц – приобретателей указанной услуги.

2. Принимая во внимание, что на дату принятия решения БУЗОО «Тюкалинская ЦРБ» устранено выявленное нарушение антимонопольного законодательства, предписание Учреждению не выдавать.

3. Материалы дела № 04-05/08-2016 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии

<....>

<...>

<...>

<...>

<...>

Решение антимонопольного органа может быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны