Предупреждение б/н Предупреждение № 04-05/10-2016 о прекращении действий (безде... от 18 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е   № 04-05/10-2016

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

13 мая 2016 г.
г. Омск

Омским УФАС России принято к рассмотрению заявление АО «Омскэлектро» (исх. от 13.04.2016 № 28-07/3210) на нарушение сетевой организацией  ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала  «Омскэнерго» (далее – МРСК) порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства АО «Омскэлектро» (далее – Омскэлектро), установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила 861).

Сетевой организацией Омскэлектро в порядке пункта 41 Правил 861 в адрес смежной сетевой организации МРСК была подана 15.01.2016 заявка (исх. от 15.01.2016 № 10-09/278) на технологическое присоединение вновь вводимых в эксплуатацию двух ячеек КСО-393 с ВВ, расположенных на секциях шин в ТП-1270, принадлежащей Омскэлектро, с максимальной мощностью 1505,35 кВт каждая, по I категории надежности.  

По результатам рассмотрения заявки МРСК был подготовлен и направлен Омскэлектро (исх. от 29.01.2016 № 1.5/07-20/573-исх) проект договора № 20.5500.285.16 от 29.01.2016 об осуществлении технологического присоединения ячеек Омскэлектро к электрическим сетям с техническими условиями № 8000263090 (далее – ТУ), согласно которым основным и резервным источником питания присоединяемых ячеек определена ПС 110/10 кВ «Советская».

Руководствуясь абзацем 15 пункта 15 Правил 861 Омскэлектро направило МРСК отказ от подписания договора (исх. от 15.02.2016 № 28-07/1279),  мотивировав его несоответствием условий договора требованиям поданной заявки и требованиям Правил 861, с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с требованиями Правил 861.

В качестве основной причины отказа Омскэлектро указало на то, что ПС 110/10 кВ «Советская», определенная МРСК основным и резервным источником питания присоединяемых ячеек, находится на большем расстоянии от ТП-1270,  в то время как на наименьшем расстоянии от ТП-1270 находится ПС 110/10 кВ «Энтузиастов».

Омскэлектро предложило внести изменения в проект договора в соответствии с требованиями Правил:

- определить в качестве основного и резервного источника питания присоединяемых ячеек (ТП-1270) ПС 110/10 кВ «Энтузиастов», расположенную на наименьшем расстоянии от ТП-1270;

- исключить из ТУ требования, касающиеся строительства электросетевых объектов для присоединения ячеек к ПС 110/10 кВ «Советская»;

- включить в ТУ требования по строительству электросетевых объектов для присоединения ячеек к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов»;

- расчет размера платы за технологическое присоединение к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» осуществить с соблюдением требований:

  •   пункта 6 Письма ФСТ России (далее – письмо ФСТ)  № ЕП-9952/12 от 26.09.2013 (при расчете размера платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок протяженность воздушных или кабельных линий электропередачи определяется на основании расстояния, измеряемого по прямой линии в соответствии с пунктом 8 Правил 861, независимо от того, что фактическая протяженность построенных линий электропередачи может отличаться от использованной при расчете);
  •   пунктов 7 и 8  Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания), утвержденных Приказом ФСТ России № 209-э/1 от 11.09.2012 (расчет размера платы за технологическое присоединение должен быть осуществлен по формуле платы за технологическое присоединение с использованием как стандартизированных тарифных ставок, так и ставок за единицу максимальной мощности, которые устанавливаются регулирующим органом на основании представленных сетевой организацией документов).

 Письмом от 29.02.2016 № 1.5/07-20/1412-исх МРСК отказало в удовлетворении требований Омскэлектро, направив в адрес Омскэлектро новый проект договора № 20.5500.285.16 от 29.02.2016 об осуществлении  технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ        ( ТП-1270) с сохранением прежнего источника питания – ПС 110/10 «Советская» и расчетом размера платы за технологическое присоединение с нарушением требований  п.6 письма ФСТ (расчет произведен по фактической протяженности кабельных линий) и п.7, 8 Методических указаний (расчет произведен с использованием только стандартизированных тарифных ставок).

Новый проект договора от 29.02.2016 Омскэлектро также был отклонен (исх. от 31.03.2016 № 28-07/2724) по указанным ранее основаниям.

Основной причиной отказа в принятии предложений Омскэлектро МРСК указало на отсутствие технической возможности технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» в связи «загрузкой ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» в режиме n-1 с учетом фактической загрузки и ранее взятых обязательств по заключенным договорам на 119,76%».

Пунктом 8 Правил 861 установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Разделом III Правил 861 установлен особый порядок осуществления технологического присоединения: в случае (пункт 30 Правил) если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Совместное прочтение положений пункта 8 и раздела III Правил 861 указывает на то, что в случае отсутствия технической возможности технологического присоединения присоединяемых электросетевых объектов, энергопринимающих устройств, указанных в заявке, к электросетевому объекту сетевой организации,  расположенному на наименьшем расстоянии от границ присоединяемого объекта заявителя, технологическое присоединение к нему должно производиться по индивидуальному проекту.

При этом  критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (п.28 Правил 861).

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (п.29 Правил 861).

Фактическая загруженность ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» с учетом ранее взятых обязательств по заключенным договорам составляет  119,76%», что свидетельствует об отсутствии у МРСК технической возможности технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов».

При таких обстоятельствах - при установлении факта отсутствия технической возможности технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов», МРСК обязано было совершить действия по осуществлению технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» по индивидуальному проекту в порядке пунктов: 30.1., 30.2.,30.3., 30.4., 30.5. Правил 861.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Закон о конкуренции), действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, установлены запреты и ограничения для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего положения – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу чего МРСК является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии и его деятельность подпадает под запреты и ограничения Закона о защите конкуренции.

Сетевая организация МРСК занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями МРСК.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям  осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой  частью  единого  технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Частью 1 статьи 10 Закон о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

пунктом 3 запрещено навязывание контрагенту условия договора, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

пунктом 5 запрещены не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Направление в адрес Омскэлектро проекта договора технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Советская», отказ в подготовке по предложению Омскэлектро проекта договора технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов», отказ от проведения расчета размера платы за технологическое присоединение ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) с учетом положений пункта 6 Письма ФСТ России № ЕП-9952/12 от 26.09.2013 и   пунктов 7 и 8 Методических указаний, указывают на уклонение сетевой организации МРСК от заключения с Омскэлектро прямо предусмотренного разделом III. Правил 861 договора технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» и о навязывании условий договора, противоречащих нормативным актам ФСТ России, содержат признаки нарушения п.3,  п.5 ч.1 ст.10 Закон о конкуренции.

Принимая во внимание:

- доминирующее положение МРСК на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями МРСК;

- направление МРСК в адрес Омскэлектро проектов договора № 20.5500.285.16 от 29.01.2016 и от 29.02.2016 технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Советская» с техническими условиями № 8000263090 вместо осуществления мероприятий по технологическому присоединению ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» по индивидуальному проекту в порядке раздела III. Правил 861;

- навязывание условий проектов договора № 20.5500.285.16 от 29.01.2016 и от 29.02.2016, прямо противоречащих положениям пункта 6 Письма ФСТ России № ЕП-9952/12 от 26.09.2013 и   пунктов 7 и 8 Методических указаний, Омское УФАС России усматривает в действиях сетевой организации МРСК наличие признаков   нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренных пунктами 3 и  5  части 1 статьи 10 Федерального закона «О  защите  конкуренции» и на основании статьи  39.1 Федерального закона «О защите  конкуренции» 

предупреждает ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала  «Омскэнерго» о необходимости прекращения указанных действий путем совершения по заявке АО «Омскэлектро» (исх. от 15.01.2016 № 10-09/278) на технологическое присоединение вновь вводимых в эксплуатацию ячеек КСО-393 с ВВ, расположенных на разных секциях шин в ТП-1270 с максимальной мощностью 1505,35 кВт каждая по I категории надежности мероприятий по осуществлению процедуры технологического присоединения ячеек КСО-393 с ВВ ( ТП-1270) к ПС 110/10 кВ «Энтузиастов» по индивидуальному проекту в порядке раздела III Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также  устранения нарушений пунктов 7, 8 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России        № 209-э/1 от 11.09.2012, в 30-дневный срок после получения настоящего предупреждения.

О  выполнении  настоящего предупреждения, либо об отказе его выполнения  сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

Руководитель управления                                                                                    В.А. Кабаненко

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны