Решение б/н Решение по делу № 04-05/12-2016 от 18 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 04-05/12-2016

 

Резолютивная часть оглашена 30 сентября 2016 года

изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года                                                                                                                                                                                                   г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

<…>- главного специалиста - эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

(далее – Комиссия Омского УФАС России, Комиссия),

рассмотрев дело № 04-05/12-2016 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Регион 55» (далее – ООО «Регион 55», Общество) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании директора ООО «Регион 55» <…> (паспорт <...> представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТРАНС» (далее – ООО «ЭкоТРАНС», Заявитель) – <…> (доверенность от <…>),

в отсутствие представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – Администрации Тарского муниципального района Омской области,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-05/12-2016 послужило невыполнение ООО «Регион 55» (ОГРН 1105543019416, ИНН 5505208592, адрес места нахождения: 644068, г. Омск, ул. микрорайон Входной, 2885 км, д. 1)  Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства – пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - Предупреждение № 04/06-16 от 21.04.2016).

Поводом к выдаче Омским УФАС России Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 в адрес ООО «Регион 55» послужили следующие обстоятельства.

03.03.2016 в Омское УФАС России поступило заявление от ООО «ЭкоТРАНС» (вх. №1550) на действия ООО «Регион 55», выразившиеся в установлении Обществом различных цен на одну и ту же услугу – услугу по накоплению твердых коммунальных отходов (далее по тексту также ТКО, ТБО) на полигоне, расположенном в г. Таре в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги (далее по тексту также полигон в г. Таре).

Из заявления ООО «ЭкоТРАНС» следует, что с февраля 2016 года Заявитель оказывает услуги по транспортированию ТКО в городе Тара и Тарском районе Омской области. ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592) также оказывает услуги по транспортированию ТКО до полигона, расположенного в городе Таре в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги.

Между ООО «ЭкоТРАНС» и ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592) был заключен договор возмездного оказания услуг по накоплению твердых бытовых отходов (ТБО) № 70 Т от 10.02.2016 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора ООО «Регион 55» оказывало ООО «ЭкоТРАНС» услуги по накоплению (временному складированию) ТБО Заявителя, а ООО «ЭкоТРАНС» оплачивало эти услуги.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора стоимость услуги по накоплению (временному складированию) 1 м3 ТБО составляет 120 рублей 00 коп., НДС не предусмотрен. При этом, как указано в заявлении, «цена услуг по накоплению ТКО на полигоне в городе Таре для всех хозяйствующих субъектов, не оказывающих услуги по транспортированию ТКО, установлена в размере 55 рублей за 1 м3 отходов, принимаемых на накопление».

По мнению Заявителя ООО «Регион 55» создает препятствия выходу ООО «ЭкоТРАНС» на рынок услуг по транспортированию ТКО в городе Таре и Тарском муниципальном районе Омской области путем установления для Заявителя высокой цены услуги по накоплению ТКО, тем самым ущемляя интересы ООО «ЭкоТРАНС».

2. В ходе рассмотрения указанного заявления были представлены документы и информация:

2.1. От ООО «ЭкоТРАНС» (вх. Омского УФАС России от 03.03.2016 № 1550), в копиях:

2.1.1 договор № <…> возмездного оказания услуг по накоплению твердых бытовых отходов (ТБО) от 10.02.2016;

2.1.2 доверенность от 11.01.2016 за подписью директора ООО «Регион 55» <…> на имя <…> на право вести от имени и в интересах ООО «Регион 55» переговоры с Заказчиком по вопросам заключения договоров об оказании услуг по накоплению твердых бытовых отходов на полигоне;

2.1.3 счет на оплату № 5 от 11.02.2016 (поставщик – ООО «Регион 55», покупатель – ООО «ЭкоТРАНС»);

2.1.3 акт оказания услуг № 565 от 02.03.2016 (исполнитель – ООО «Регион 55», заказчик – Дудиков А.В., Тара).

2.2. От ООО «Регион 55»:

2.2.1 письмом от 22.03.2016 исх. № 56р (вх. Омского УФАС России от 23.03.2016
№ 2004э):

- реестр договоров, действующих в 2016 году с покупателями услуги по накоплению ТБО;

- копия договора перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014 года;

- копия приложения № 1 к договору перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014 года (Акт приема-передачи прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № 5 от «14» февраля 2014 г.);

2.2.2 письмом от 11.04.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 № 2570э):

- пояснения относительно установления различных цен для покупателей услуги по накоплению ТБО;

- тарифы ООО «Регион 55» на услуги по транспортированию отходов с последующим накоплением;

- информация об объемах оказанных услуг по транспортировке ТБО для последующего накопления в 2016 году;

- исправленный реестр договоров, действующий в 2016 году, с покупателями услуги по накоплению ТБО;

- копия акта оказания услуг № 4 от 11.01.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 5 от 12.01.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 10 от 14.01.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 24 от 19.01.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 63 от 31.01.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 635 от 09.02.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 329 от 11.02.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 321 от 29.02.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 322 от 29.02.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 734 от 21.03.2016 г. (<…>);

- копия акта оказания услуг № 737 от 21.03.2016 г. (<…>);

- копия договора № 1 от 11.01.2016 г. с предпринимателем <…> на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов;

- копия договора № 49 от 11.01.2016 г. с <…> на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и приложение № 1 к договору (график вывоза отходов);

- копия договора № 78 от 11.01.2016 г. с <…> на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и приложение № 1 к договору (график вывоза отходов);

- пояснения относительно соответствия полигона твердых и жидких бытовых отходов (незавершенное строительство) требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- объемы оказанных услуг по накоплению ТБО в натуральном (м/куб.) и стоимостном (руб.) выражении за период с 01.06.2014 года по 31.03.2016 года (раздельно по годам).

3. Комиссия Омского УФАС России отмечает, что ООО «Регион 55» в материалы рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства документы и письменные пояснения были предоставлены под грифом «коммерческая тайна», в связи с чем указанные документы находятся в отдельном томе дела № 04-05/12-2016.

Так, из представленных ООО «Регион 55» в Омское УФАС России письменных пояснений и документов следовало, что между Комитетом по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района и ООО «Регион 55» заключен договор № 1 «Перенайма муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов» от 18.06.2014.

Согласно условиям означенного договора перенайма № 1 к ООО «Регион 55» перешло право аренды указанного муниципального имущества.

Поскольку полигон, расположенный по адресу: Омская область, Тарский район, г.Тара, в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, является объектом незавершенного строительства, работа на нем велась в режиме накопления.

В соответствии с представленным ООО «Регион 55» реестром договоров с покупателями услуги по накоплению ТБО, в 2016 году договоры на оказание услуг по накоплению (временному складированию) ТБО были заключены с <…>хозяйствующими субъектами, для семи из которых стоимость услуги составляла <…> рублей за 1 м3 ТБО.

Относительно установления различной стоимости услуги по накоплению ТБО Общество указало, <…>.

Из представленных Заявителем и ООО «Регион 55» материалов следовало, что в феврале 2016 года ООО «ЭкоТРАНС» была оказана услуга по накоплению ТБО по цене <…> руб. за 1 м3 (акт оказания услуг № <…>), а <…> та же услуга была оказана по цене <…>руб. за 1 м3 (акт оказания услуг № <…>), что свидетельствовало о том, что в один и тот же период услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре оказывались по различной стоимости.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктами 3.9 - 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345, в целях определения признаков наличия доминирующего положения ООО «Регион 55» был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области за период с 28.06.2014 по 31.03.2016.

По результатам проведенного анализа установлено, что доля ООО «Регион 55» на указанном товарном рынке за период с 28.06.2014 по 16.03.2016 составила 100 процентов, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество занимало доминирующее положение на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 28.06.2014 года по 16.03.2016 года.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что при рассмотрении заявления ООО «ЭкоТРАНС» в действиях ООО «Регион 55», выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении Обществом различных цен на одну и ту же услугу – услугу по накоплению ТБО на полигоне в городе Таре, выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Омским УФАС России на основании статьи 39.1 указанного Закона ООО «Регион 55» было выдано Предупреждение № 04/06-16 от 21.04.2016 о необходимости прекращения указанных действий путем установления единой стоимости услуги по накоплению ТКО для всех хозяйствующих субъектов, с которыми у ООО «Регион 55» заключены договоры возмездного оказания услуг по накоплению ТБО в границах Тарского муниципального района Омской области.

ООО «Регион 55» письмом от 26.04.2016 б/н, поступившим в Омское УФАС России 26.04.2016 (вх. № 3074э), сообщило о том, что с 17.03.2016 Общество прекратило оказывать услуги по накоплению ТБО на территории Тарского муниципального района, в связи с чем действия по установлению различной стоимости на указанную услугу ООО «Регион 55» в настоящий момент не допускаются, требования Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 выполнены в полном объеме.

В целях контроля за исполнением ООО «Регион 55» Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 Омское УФАС России письмом от 10.05.2016 № 04-2944 запросило у Общества письменные мотивированные пояснения, в которых просило указать, каким образом ООО «Регион 55» выполнило Предупреждение № 04/06-16 от 21.04.2016, с приложением подтверждающих документов.

ООО «Регион 55» письмом от 20.05.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 24.05.2016 № 3737) сообщило, что, поскольку с 17.03.2016 Общество не оказывает хозяйствующим субъектам услуги по накоплению ТБО, то с указанной даты возмездное оказание услуг по различным ценам не производится. В этом же письме ООО «Регион 55» сообщило о том, что поскольку Предупреждение № 04/06-16 от 21.04.2016 не содержит прямого указания на необходимость принятия мер по устранению последствий нарушения необоснованного установления цен на одну и ту же услугу, действия по устранению последствий Обществом не осуществлялись.

После получения указанного письма ООО «Регион 55» Омское УФАС России пришло к выводу о неисполнении ООО «Регион 55» Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 и, учитывая, что в действиях ООО «Регион 55» имелись признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, с учетом требований действующего законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции) приказом руководителя Омского УФАС России от 26.05.2016 № 90 в отношении ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592, ОГРН 1105543019416, адрес места нахождения: 644068, г. Омск, ул. микрорайон Входной, 2885 км, д. 1) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04-05/12-2016.

Определением Омского УФАС России от 10.06.2016 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, была привлечена Администрация Тарского муниципального района Омской области.

4. В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 04-05/12-2016 в материалы дела были представлены документы и информация:

4.1. От ООО «ЭкоТРАНС» (в копиях):

4.1.1 свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ООО «ЭкоТРАНС») <…>;

4.1.2 свидетельство о постановке на учет российской организации (ООО «ЭкоТРАНС») в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия <…>;

4.1.3 решение единственного участника ООО «ЭкоТРАНС» от <…> о возложении на <…>полномочий директора ООО «ЭкоТРАНС» на три года;

4.1.4 устав ООО «ЭкоТРАНС», утвержденный решением единственного участника ООО «ЭкоТРАНС» (редакция № 2).

4.2. От ООО «Регион 55» (в копиях):

4.2.1 свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ООО «Регион 55») <…>;

4.2.2 свидетельство о постановке на учет российской организации (ООО «Регион 55») в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия <…>;

4.2.3 устав ООО «Регион 55», <…>;

4.2.4 приказ о назначении директора от <…>;

4.2.5 договор перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от <…>;

4.2.6 приложение № 1 к договору перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от <…> (Акт приема-передачи прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № <…>);

4.2.7 соглашение от <…>;

4.2.8 соглашение от <…>;

4.2.9 соглашение от <…>;

4.2.10 соглашение от <…>;

4.2.11 соглашение от <…>;

4.2.12 соглашение от <…>;

4.2.13 соглашение от <…>;

4.2.14 соглашение от <…>вич;

4.2.15 соглашение от <…>;

4.2.16 соглашение от <…>;

4.2.17 соглашение от <…>;

4.2.18 акт оказания услуг <…>;

4.2.19 акт оказания услуг <…>;

4.2.20 акт оказания услуг <…>;

4.2.21 акт оказания услуг <…>;

4.2.22 акт оказания услуг <…>;

4.2.23 акт оказания услуг <…>;

4.2.24 акт оказания услуг <…>;

4.2.25 акт оказания услуг <…>;

4.2.26 акт оказания услуг <…>;

4.2.27 акт оказания услуг <…>;

4.2.28 акт оказания услуг <…>;

4.2.29 акт оказания услуг <…>;

4.2.30 акт оказания услуг <…>;

4.2.31 оборотно-сальдовая ведомость по контрагентам за 1 квартал 2016 г.;

4.2.32 расчет тарифа на услугу по накоплению ТБО до 08.02.2016 г.;

4.2.33 расчет тарифа на услугу по накоплению ТБО с 08.02.2016 г.;

4.2.34 штатное расписание на период с 01.01.2015 г.;

4.2.35 перечень сотрудников ООО «Регион 55», задействованных на накоплении ТКО, в транспортировании ТКО;

4.2.36 письмом от 22.07.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.07.2016
№ 447/ДСП) Обществом представлены:

<…>;

4.2.37 письмом от 08.08.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 09.08.2016
№ 488э/ДСП) Обществом представлены:

  •  

4.2.38 письмом от 25.08.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.08.2016
№ 527э/ДСП) Обществом представлена <…>.

4.3. От Администрации Тарского муниципального района Омской области (в копиях):

4.3.1 пояснения относительно заключения Договора перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 09.03.2016;

4.3.2 распоряжение Администрации Тарского муниципального района Омской области от 19.12.2013 № 576 «Об утверждении конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов»;

4.3.3 уведомление от 30.01.2014 б/н о признании претендента Участником открытого конкурса и заключении договора аренды;

4.3.4 распоряжение Администрации Тарского муниципального района Омской области от 24.02.2014 № 61 «О перечислении денежных средств по итогам конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов»;

4.3.5 акт приема-передачи от 14.02.2014 (Приложение № 1 к Договору № 5 аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 14.02.2014;

4.3.6 письмо ООО «Регион 55» Главе Тарского муниципального района Омской области (исх. № 180 Р от 10.02.2016);

4.3.7 письмо Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района от 25.02.2016 № 181;

4.3.8 распоряжение Администрации Тарского муниципального района Омской области от 09.03.2016 № 93 «Об уступке прав по договору перенайма муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов»;

4.3.9 Отчет № 1263 об определении рыночной стоимости арендной платы: объекта незавершенного строительства (общей площадью 80 647 кв.м), земельного участка (общей площадью 80 646 кв. м) по адресу: Омская область, Тарский р-н, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги;

4.3.10 извещение о проведении торгов № <…>;

4.3.11 протокол № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению № <…>;

4.3.12 протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № <…>;

4.3.13 договор № 5 аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 14.02.2014;

4.3.14 договор перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014;

4.3.15 договор перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 09.03.2016;

4.3.16 акт приема-передачи от 09.03.2016 прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № 5 от 14.02.2014 (Приложение № 1 к Договору перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 09.03.2016);

4.3.17 акт приема-передачи от 18.06.2014 прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № 5 от 14.02.2014 (Приложение № 1 к Договору перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014).

4.4. От Муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» письмом от 18.08.16 № 88 (вх. Омского УФАС России от 19.08.2016 № 6345э):

4.4.1 пояснения относительно оказания ООО «Регион 55» МБУ «Городское хозяйство» услуг по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре;

4.4.2 копия акта ООО «Регион 55» оказания услуг по накоплению ТБО на полигоне МБУ «Городское хозяйство» № 494 от 01.03.2016;

4.4.3 копия счета МБУ «Городское хозяйство» на оплату № 8 от 01.03.2016;

4.4.4 копия счета МБУ «Городское хозяйство» на оплату № 1 от 11.01.2016;

4.4.5 копия акта ООО «Регион 55» оказания услуг по накоплению ТБО на полигоне МБУ «Городское хозяйство» № 4 от 11.01.16;

4.5. От <…>письмом от 22.08.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 22.08.2016 № 6396э):

4.5.1 пояснения относительно факта передачи ТБО для накопления на полигоне в г.Таре по акту оказания услуг № 565 от 02.03.2016;

4.5.2 копия акта ООО «Регион 55» оказания услуг по накоплению ТБО на полигоне <…> № 565 от 02.03.2016.

5. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон в процессе рассмотрения дела № 04-05/12-2016, установила следующие обстоятельства.

В период с 08.02.2016 по 16.03.2016 ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592), осуществляя деятельность по накоплению ТБО на полигоне, расположенном в г. Таре в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, установило различные цены на одну и ту же услугу – услугу по накоплению твердых коммунальных отходов.  Так, например, в феврале 2016 года ООО «ЭкоТРАНС» была оказана услуга по накоплению ТБО по цене <…>руб. за 1 м3 (акт оказания услуг № 329 от 11.02.2016), а <…> и МБУ «Городское хозяйство» та же услуга (после 08 февраля 2016 года) была оказана по цене <…> руб.  за 1 м3 (акты оказания услуг № 565 от 02.03.2016 и № 494 от 01.03.2016, соответственно), что свидетельствует о том, что в один и тот же период времени услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре оказывались по различной стоимости.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии по делу № 04-05/12-2016 поддержал доводы, изложенные в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства.

В результате анализа представленной ООО «Регион 55» информации об объемах оказанных услуг за 2015 год и 1 квартал 2016 года и структуре затрат подразделения Общества в г. Таре установлено, что основную долю в расходах Общества составили: <…> (≈ 60%), <…> (≈ 12%) и <…> (≈ 11%).

Комиссия отмечает, что в 2015 году подразделением в г. Таре наряду с услугой по накоплению ТБО одновременно оказывалась услуга по накоплению жидких бытовых отходов (далее – ЖБО), однако расходы, связанные с содержанием полигона, отнесены исключительно на услугу по накоплению ТБО. В 2016 году услугу по накоплению ЖБО Общество не оказывало.

Кроме того, в 2015 году и в 1 квартале 2016 года расходы на оплату труда административно-управленческого персонала подразделения в г. Таре (заместитель директора, бухгалтер) в полном объеме отнесены на услуги по накоплению ТБО без учета осуществления данным подразделением других видов деятельности.

Комиссия также установила, что при расчете тарифа на услугу по накоплению ТБО в 2016 году в объеме ТБО, подлежащих накоплению на полигоне в г. Таре, не учтены объемы отходов, вывозимые непосредственно Обществом при оказании услуг по сбору и транспортировке ТБО.

Согласно представленным данным при расчете тарифа, действовавшего до 08.02.2016, ООО «Регион 55» исходило из объемов отходов, предполагаемых к накоплению (по данным проектной документации). Начиная с 08.02.2016, Обществом при тех же затратах в расчет тарифа принят объем отходов по фактическим данным за 2015 год, который в <…>раза меньше предполагаемого в проектной документации.

Комиссия отмечает, что информацией о значительном отличии фактических объемов накопления ТБО на полигоне от объемов, предполагаемых к накоплению по данным проектной документации, ООО «Регион 55» располагало задолго до принятия решения о повышении тарифа. Так, годовой объем отходов, предполагаемых к накоплению по данным проектной документации – <...> м3, по итогам работы за 2-е полугодие 2014 года объем принятых на накопление ТБО составил <…>м3, за 7 месяцев 2015 года – <…>м3, в целом за 2015 год – <…>м3.

Кроме того, Общество не смогло пояснить наличие в оборотно - сальдовой ведомости за 1 квартал 2016 года по строке «ТБО накопление на полигоне, м3» значения <...>.

Решение о повышении тарифа было принято Обществом в феврале 2016 года (с 08.02.2016), т.е. после того, как на рынок услуг по транспортированию ТКО в г. Таре и Тарском районе Омской области вышло ООО «ЭкоТРАНС».  

В ходе рассмотрения дела № 04-05/12-2016 ООО «Регион 55» не представило Комиссии обоснований установления различных цен на одни и те же услуги.

Комиссия отмечает, что в процессе рассмотрения заявления ООО «ЭкоТРАНС» и дела № 04-05/12-2016 информация ООО «Регион 55» направлялась либо не в полном объеме, либо не соответствовала действительности, в результате чего Общество постоянно корректировало сведения, представляемые в Омское УФАС России.

Так, например, в реестре договоров, действующих в 2016 году, с покупателями услуги по накоплению ТБО, представленном ООО «Регион 55» письмом от 22.03.2016 № 56 р (вх. Омского УФАС России от 23.03.2016 № 2004э), в качестве хозяйствующего субъекта – покупателя услуги по накоплению ТБО, было указано ООО «Регион 55» (обособленное подразделение в г. Таре). В последующем Общество откорректировало данную информацию, пояснив в письме от 11.04.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 № 2570э), что контрагент – ООО «Регион 55» обособленное подразделение в г. Таре указан ошибочно, заменив его на другого хозяйствующего субъекта – ООО «Регион 55» (ИНН 5535007244).

Письмом от 11.03.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 № 2570э) ООО «Регион 55» представлена копия акта оказания услуг № 635 от 09.02.2016 (заказчик – <…>), при этом, в уже откорректированном реестре договоров, действующих в 2016 году с покупателями услуги по накоплению ТБО, объем отходов, переданных на накопление <…> в январе – феврале 2016 года, Обществом не указан.

На заседании Комиссии 01.07.2016 ООО «Регион 55» представлен расчет тарифа на услугу по накоплению ТБО до 08.02.2016 и с 08.02.2016 в разрезе по статьям затрат, который впоследствии был откорректирован письмом от 22.07.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.07.2016 № 447/ДСП).

Кроме того, в документах, представленных Обществом, отсутствовала копия акта об оказании услуг № 565 от 02.03.2016 (заказчик – <…>). Относительно отсутствия данного документа ООО «Регион 55» в письме от 22.07.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.07.2016 № 447/ДСП) пояснило, что <…>.

На заседании Комиссии директор ООО «Регион 55» <…> подтвердил данную информацию, указав, что договор на оказание услуг между ООО «Регион 55» и ИП <…>не заключался, акт оказания услуг ИП <…>у Общества отсутствует, как отсутствует и корешок талона, который, по мнению Общества, является единственным доказательством того, что отходы были завезены на полигон.

Комиссия по рассмотрению дела № 04-05/12-2016 считает вышеназванные доводы ООО «Регион 55» несостоятельными, поскольку акт оказанных услуг – это документ, подтверждающий факт оказания исполнителем услуг в определенном объеме и получения заказчиком этих услуг, в материалах дела присутствует копия акта об оказании услуг № 565 от 02.03.2016, подписанного заместителем директора <…> и ИП <…>, в акте имеются оттиски печати Общества и печати ИП <…>. Факт отсутствия у ООО «Регион 55» указанного акта, как и корешка талона, Комиссия не принимает в качестве доказательств того, что услуги не были оказаны. 

Кроме того, как следует из ответа <…>, полученного в процессе рассмотрения настоящего дела (вх. Омского УФАС России от 22.08.2016 № 6396э), акт оказания услуги подписывался им в офисе ООО «Регион 55» 2 марта 2016 года (второй экземпляр акта с подписью <…> остался в офисе), тогда же путем внесения наличных денежных средств в кассу Общества была произведена оплата за услуги из расчета <…> руб. за 1 м3 отходов. ТБО передавались на полигон 03.03.2016. Поскольку вывоз мусора был разовым, необходимости в заключении договора не было.

В материалах дела также имеется копия акта оказания услуг № 494 от 01.03.2016 <…>на <…> м3 ТБО из расчета <…> руб. за 1 м3. Как следует из ответа <…>, полученного в процессе рассмотрения настоящего дела (вх. Омского УФАС России от 19.08.2016 № 6345э), «ТБО вывозились на накопительную площадку ежедневно в рабочие дни…», что подтверждает факт оказания услуги по накоплению ТБО для МБУ «Городское хозяйство» по <…> руб. за 1 м3 и после 08.02.2016.

Ссылку Общества на невозможность изменения стоимости услуги по договорам, заключенным до 08.02.2016, ввиду отсутствия в договорах возможности одностороннего изменения цены, Комиссия считает несостоятельной, поскольку Общество не представило доказательств направления контрагентам дополнительных соглашений, содержащих условие по изменению стоимости услуги, и отказа контрагентов от подписания указанных дополнительных соглашений к договорам.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает доказанным факт  оказания услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре ООО «Регион 55» после 08.02.2016 как по <…> руб. за 1 м3, так и по <…> руб. за 1 м3.

На заседании Комиссии 10.08.2016 директором ООО «Регион 55» было заявлено ходатайство о прекращении дела № 04-05/12-2016 ввиду отсутствия, по мнению Общества, нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Регион 55». В обоснование своей позиции ООО «Регион 55» указало, что на момент вынесения Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 Общество не осуществляло деятельность по накоплению ТКО в Тарском муниципальном районе Омской области, а Предупреждение       № 04/06-16 от 21.04.2016  не содержит требований о выполнении каких-либо иных действий, кроме прекращения оказания услуги по разным ценам.

Данное ходатайство было отклонено Комиссией в связи с тем, что Комиссия усматривает в действиях ООО «Регион 55» по установлению различных цен на одну и ту же услугу по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Довод Общества относительно того, что Предупреждение № 04/06-16 от 21.04.2016  Омского УФАС России не содержит требований о выполнении каких-либо иных действий, кроме прекращения оказания услуги по разным ценам, Комиссия также считает несостоятельным по следующим основаниям.

Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» утвержден порядок выдачи предупреждения, а также его форма. Установление антимонопольным органом факта наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с Законом о защите конкуренции и вышеназванным Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16 является основанием для выдачи предупреждения.

Омское УФАС России, усмотрев в действиях ООО «Регион 55» по оказанию услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре по различным ценам в один и тот же период времени признаки нарушения антимонопольного законодательства, выдало Предупреждение № 04/06-16 от 21.04.2016 по форме и в порядке, установленным Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» и Законом о защите конкуренции.

При этом Комиссия отмечает, что в случае, если у ООО «Регион 55» после получения Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 возникли вопросы по поводу его исполнения, Общество было вправе обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о разъяснении исполнения Предупреждения № 04/06-16 от 21.04.2016 либо, в случае несогласия с выданным Предупреждением № 04/06-16 от 21.04.2016, либо посчитав, что указанное предупреждение нарушает права и законные интересы ООО «Регион 55» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могло обжаловать его в судебном порядке, однако своим правом ООО «Регион 55» не воспользовалось.

Также Комиссия отмечает, что в статье 39.1 Закона о защите конкуренции четко регламентированы случаи обязательной выдачи предупреждения при обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В процессе рассмотрения дела № 04-05/12-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия по делу   № 04-05/12-2016 приняла заключение об обстоятельствах дела № 04-05/12-2016, которое было оглашено на заседании комиссии 14.09.2016 и вручено лицам, участвующим в деле (далее - Заключение).

ООО «Регион 55» и ООО «ЭкоТРАНС» после получения Заключения не предоставили в Омское УФАС России какие – либо письменные пояснения и/или возражения, а также иные доказательства. В заседании Комиссии директор ООО «Регион 55» <…>устно пояснил, что Общество поддерживает позицию, ранее изложенную в имеющихся в материалах дела № 04-05/12-2016 письменных пояснениях и документах, и считает, что в действиях ООО «Регион 55» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 04-05/12-2016 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает, что в процессе рассмотрения настоящего дела Федеральным законом от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о защите конкуренции были внесены изменения, вступившие в силу 04.07.2016.

В частности, статья 5 Закона о защите конкуренции дополнена частью 2.1, в соответствии с которой «не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона…».

Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения, согласно которым учредителями (участниками) юридического лица – ООО «Регион 55 (ИНН 5505208592) являются два физических лица. При этом по имеющейся в материалах дела № 04-05/12-2016 информации, выручка ООО «Регион 55» от реализации товаров за 2015 год <…>.

Вместе с тем, в соответствии с информацией о группе лиц, представленной Обществом в процессе рассмотрения настоящего дела 25.08.2016 года (исх. № б/н), ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592) входит в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом вступивших в силу изменений в Закон о защите конкуренции, положение ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592) на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области за период с 28.06.2014 по 16.03.2016 является доминирующим.

В ходе рассмотрения дела № 04-05/12-2016 ООО «Регион 55» не оспаривалось, что его положение на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 28.06.2014 по 16.03.2016 не может быть признано доминирующим.

С учетом вышеизложенного Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела  № 04-05/12-2016 считает доводы ООО «Регион 55» об отсутствии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства несостоятельными. Факты оказания ООО «Регион 55» услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре ООО «ЭкоТРАНС» после 08.02.2016 по <…>руб. за 1 м3, а другим хозяйствующим субъектам, в том числе и ИП <…> по <…>руб. за 1 м3, Комиссия считает установленными.

Действиями ООО «Регион 55» (ИНН 5505208592) по установлению различных цен на одну и ту же услугу по накоплению ТБО на полигоне в городе Таре были ущемлены интересы ООО «ЭкоТРАНС», что является нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выводы Комиссии соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела № 04-05/12-2016 нарушение ООО «Регион 55» запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 08.02.2016 по 16.03.2016, в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, считает необходимым выдать ООО «Регион 55» предписание, направленное на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, в которое надлежит включить мероприятия, подлежащие выполнению.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Регион 55», выразившиеся в злоупотреблении ООО «Регион 55» доминирующим положением на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 08.02.2016 по 16.03.2016 путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на одну и ту же услугу – услугу по накоплению твердых бытовых отходов на полигоне в городе Таре, что повлекло ущемление интересов ООО «ЭкоТРАНС».

2. Выдать ООО «Регион 55» предписание, в которое включить мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела № 04-05/12-2016 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                                                                       <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                                                                                      <…>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны